Материалы к практическим заданиям

Программа эксперимента78

Тема эксперимента Педагогические средства формирование языковой компетентности будущих учителей начальных классов
Исполнитель эксперимента И. В. Разбойникова, магистрантка ЯГПУ
Научный руководи- тель эксперимента Л. В. Байбородова, профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогических технологий ЯГПУ
Актуальность темы Одним из основных требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к выпускникам педагогических вузов является свободное владение русским языком для преподавания школьных дисциплин. Речь учителя должна обеспечивать решение профессиональных задач, а также выступать в качестве образца. Однако нередко студенты и учителя не только допускают недочеты в устной и письменной речи, но и имеют недостатки звукопроизношения, допускают орфографические и пунктуационные ошибки.  Кроме того, речь будущих учителей не всегда логична, согласована, стилистически выдержана и интонационно оформлена. Многие студенты не владеют в полной мере языком как важнейшим средством коммуникации. В то же время в научно-методической литературе недостаточно представлены способы решения указанной проблемы. Таким образом, существуют противоречия: между потребностями общества в умело владеющих своей речью специалистах и низким уровнем сформированности языковой компетентности у будущих учителей; между необходимостью формирования у будущих учителей начальных классов языковой компетентности и недостаточной разработанностью соответствующих педагогических средств для этого. Для разрешения указанных противоречий необходимо выявление и использование эффективных педагогических средств для формирования исследуемого качества. 
Идея эксперимента Развитие речи у младших школьников – важнейшая задача педагога, однако ее решение зависит от языковой компетентности самого учителя. Возможностями для формирования языковой компетентности учителя

                                                     

78 При разработке программы использованы материалы книги: Сидоренко А. С., Новикова Т. Г. Эксперимент в образовании. М.: АПК и ПРО,

2002. С. 47–48. 

 

  начальных классов располагают филологические дисциплины. Эти возможности реализуются, если использовать специальные тренинги, упражнения, приемы, а также выявить возможности исследовательских методов и технологий, которые будут эффективно влиять на улучшение качества устной и письменной речи студентов, снижение количества орфоэпических, орфографических, грамматических, пунктуационных и других ошибок. 
Замысел эксперимента Включение в аудиторные занятия по филологическим дисциплинам речевых тренингов и упражнений, методов, технологий и техник, формирующих языковую компетентность.
Объект экспериментирования Процесс формирования языковой компетентности будущих учителей начальных классов. 
Предмет экспериментирования Педагогические средства, эффективно влияющие на формирование языковой компетентности будущих учителей начальных классов. 
Педагогическая цель Свободное владение разными стилями речи в различных ситуациях, умелое владение словом как средством педагогического воздействия и коммуникации, богатый словарный запас, грамотность речи. 
Цель эксперимента Разработать и апробировать педагогические средства, эффективно развивающие языковую компетентность будущих учителей на занятиях по филологическим дисциплинам.
Задачи 1. Разработать критерии и показатели для изучения сформированности языковой компетентности студентов, а также методики их замеряющие и выявляющие эффективность используемых педагогических средств.  2. Определить методы, технологии, способы организации учебной деятельности, эффективно влияющие на формирование языковой компетентности будущих учителей начальных классов.  3. Спланировать занятия с использованием выявленных педагогических средств.  4. Выявить эффективность педагогических средств, используемых с целью формирования языковой компетентности при изучении филологических дисциплин.  
Гипотеза   Использование исследовательских методов и занятий, проводимых в форме речевых тренингов, лекций и семинаров с элементами исследовательской работы студентов позволит повысить уровень сформированности их языковой компетентности.  
Диагностический инструментарий Оценка результатов эксперимента будет осуществляться с помощью наблюдения, анкетирования, тестирования,
  метода анализа продуктов деятельности студентов, выполнения диагностических упражнений и заданий.  
Критерии оценки ожидаемых результатов   1. Знания о языке и правилах, регламентирующих речевую деятельность.  2. Умения выразить мысль в слове четко и правильно.  3. Умение ориентироваться в коммуникативной ситуации, точно подбирать языковые средства.   4. Грамотность устной речи: − орфоэпическая грамотность; − грамматически правильное построение фраз; − соответствие выбранного стиля коммуникативной ситуации; − отсутствие слов-паразитов.   5. Интонационные качества звучащей речи: − наличие пауз; − правильность логического ударения; − темп речи; − четкость дикции; − эмоциональность речи, наличие жестов;− участие мимики в коммуникативном акте.   6. Грамотность письменной речи: − орфографическая;− грамматическая; − пунктуационная.  
Сроки эксперимента Февраль – май.
Этапы эксперимента 1. Разработка критериев и показателей для отслеживания результатов эксперимента и выявления эффективности используемых педагогических средств.  2. Диагностика уровня сформированности языковой компетентности студентов.  3. Планирование и разработка занятий в рамках учебного курса с использованием методов, форм, технологий, техник, эффективно влияющих на формирование языковой компетентности.  4. Организация запланированных занятий, отслеживание по ходу эксперимента эффективности влияния используемых средств на промежуточные результаты формирования компетентности.  5. Проведение повторного «среза» и определение динамики формирования языковой компетентности.  6. Анализ результатов эксперимента, определение эффективности использованных педагогических средств для формирования языковой компетентности (методов, форм, технологий и др.). Внесение корректив в первоначальные замыслы, программу учебных занятий. 7. Обсуждение итогов эксперимента на заседании ка-
  федры. Подготовка публикации и методических рекомендаций. 
Прогноз возможных негативных послед- ствий 1. Пассивность и нежелание студентов осваивать новые формы на занятиях.  2. Возникновение материальных и технических трудностей. 
Способы коррекции, компенсации негативных последствий Мотивация студентов к освоению новых форм и методов, акцентирование значимости эксперимента для каждого участника.
Состав участников эксперимента Студенты педагогического факультета и преподаватели кафедры методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе.
Функциональные обязанности Зав. кафедрой: включает эксперимент в план научной работы кафедры, утверждает программу и план эксперимента, информирует сотрудников кафедры о проведении эксперимента, приобщает коллег к участию в случае необходимости, помогает решать организационные и методические вопросы, помогает определить базу эксперимента.  Магистрантка – составляет программу и план эксперимента, готовит необходимые методические материалы, согласовывает свою деятельность с другими преподавателями, оформляет результаты эксперимента и представляет их на заседании кафедры.  Н. руководитель: оказывает научно-методическую помощь, помогает в составлении программы и плана эксперимента, согласовывает базу практики с заведующим кафедрой, контролирует ход эксперимента, выполнение его программы, помогает в оформлении результатов.
База эксперимента Группы студентов 4 и 5 курсов педагогического факультета ЯГПУ.
Масштаб эксперимента Продолжительность эксперимента – 3,5 месяца. Охват студентов – 76 человек; объем учебных занятий – 20 часов лекционных и практических занятий по курсу.
Тип эксперимента Формирующий
Статус эксперимента Коллективный, внутри факультета
Форма представления результатов эксперимента для массовой практики 1. Выступление на «Школе молодых ученых» 2. Выступление на научно-практической конференции 3. Публикация статьи 4. Составление методических рекомендаций
Научнометодическое обеспечение эксперимента Научная и методическая литература по теме, научное консультирование

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: