Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. В чем особенности педагогического эксперимента?

2. Какие методы используются в ходе педагогического эксперимента?

3. Что необходимо предусмотреть при организации эксперимента?

4. Как обеспечить получение достоверных результатов эксперимента?

5. Какова связь понятий «опытная работа», «опытноэкспериментальная работа», «эксперимент», «инновационная деятельность». 

Практические задания

1. Используя программу эксперимента, представленную выше, дайте его характеристику в соответствии с классификацией экспериментов. 

2. Проанализируйте предложенную выше программу эксперимента с точки зрения требований к нему.

3. Используя таблицу классификации экспериментов, представленную в данном разделе книги, охарактеризуйте эксперимент по теме своего исследования. 

4. Составьте программу эксперимента по теме своего исследования. 

 

Тестирование Понятие теста

Тестирование все шире используется в психологопедагогических исследованиях. Исследователи все чаще обращают внимание на объективность получаемых результатов, а тесты являются объективным методом исследования. Особенно активно в настоящее время создаются тесты оценки учебных достижений. При этом они не всегда отвечают необходимым требованиям. В данном параграфе подробно изложены этапы разработки теста учебных достижений. 

Существуют различные точки зрения на определение теста. 

Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения[70]

В. С. Аванесов[71] предлагает различение теста как метода и теста как инструмента измерения. Тест как метод – это технология измерения, включающая разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками, стандартизированную процедуру проведения тестирования, использующая методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов. 

Тест как инструмент измерения определяется как система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся. 

Таким образом, основными характеристиками теста являются:

- наличие заранее спланированной системы тестовых заданий, которые нельзя изменять или корректировать;

- предварительная проверка тестовых заданий и теста в целом с помощью методов математической статистики с целью привести их к заданным количественным и качественным характеристикам;

- стандартизированная процедура проведения, описанная в инструкции для пользователя;

- стандартизированная система оценки и сравнения полученных результатов со стандартными шкалами для определения балла или уровня ответа испытуемых. 

Четкая классификация тестов по единому основанию отсутствует. Это связано с многообразием тестов и их огромным количеством. Чаще всего тесты классифицируют по их предназначению или направлению диагностики: тесты диагностики способностей, интеллекта, черт личности, психических процессов (ощущений, чувств, восприятия, воображения, памяти, мышления и т. д.), отношений и т. п. Существует деление тестов по форме (рисуночные, проективные, бланковые и др.). Еще одна классификация – по сфере использования – тесты, использующиеся в профориентации, патопсихологии, школьной психологии и т. д. Первые тесты учебных достижений представляли собой тесты на решение арифметических задач, правописание, оценка почерка, рассуждение. С тех пор они претерпели значительные изменения, но их цель – определение уровня обученности – остается неизменной. 

Этапы разработки теста

Процесс создания педагогического теста, соответствующего перечисленным выше требованиям, делится на несколько этапов:

1. Определение цели тестирования, выбор вида теста, подхода к его созданию. 

2. Анализ содержания учебной дисциплины и отбор содержания для теста. Определение структуры теста. Разработка спецификации теста. 

3. Составление тестовых заданий. 

4. Экспертный анализ содержания и формы тестовых заданий. Переработка содержания и формы заданий по результатам экспертизы. 

5. Проведение пробного тестирования. 

6. Обработка результатов тестирования. 

7. Оценка качества тестовых заданий и теста в целом с помощью статистических методов. 

8. Корректировка теста по результатам предыдущего этапа. 

9. Составление окончательного варианта теста, нормирование (установление норм) и стандартизация теста. Разработка инструкции для пользователя. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: