Этап планирования очень важен при разработке теста. От его полноты будет зависеть время, затраченное разработчиком на создание теста (если планирование было неполным или ошибочным, то тест придется переделывать и перепроверять) и точность теста как инструмента измерения.
Традиционно разработчик любой методики, прежде всего, обращает внимание на содержание учебной дисциплины, знание которого он хочет проверить. Но при разработке теста в первую очередь необходимо определить цель тестирования и подход к его созданию. От этого будет зависеть подбор заданий теста и их последующая статистическая проверка.
При определении цели тестирования необходимо указать:
- вид контроля (входной, текущий, рубежный, итоговый, отсроченный),
- наличие в тесте заданий разного уровня сложности.
В современной отечественной дидактике принято выделять три уровня сложности заданий. Первый уровень – репродуктивный – предполагает задания на воспроизведение понятий, правил, принципов, алгоритмов и т. д.; знание законов и теорем с указанием всех величин; применение знаний по образцу в соответствии с предлагаемыми ориентирами. Второй уровень – конструктивный – отражает знания в знакомой ситуации путем применения алгоритмов; включает задачи конструктивного характера, при выполнении которых учащимся приходится использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, которые даны в явном виде; задания на применение знаний и умений. Ученик должен проанализировать возможные пути решения, отыскать характерные признаки познавательного объекта, установить его связи с другими объектами. Третий уровень – творческий – включает задания, в которых проявляются умения использовать знания в незнакомой ситуации, найти выход из нестандартной ситуации, требующие выбора одного из возможных вариантов.
|
|
Все большее распространение находит таксономия учебных целей (таксономия – иерархическая последовательность), разработанная в 50-е годы ХХ века известным американским педагогом Б. Блумом. Ее использование при создании тестов предпочтительнее, так как в ней более четко описаны характеристики заданий каждого уровня (табл. 19).
Таблица 19