Тема 1. Экономика гостиничного комплекса, как часть экономической науки и учебная дисциплина

Экономика гостиничного комплекса

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к проведению практических занятий

и самостоятельной работе

для обучающихся по направлению подготовки

38.04.01 – Экономика

(профиль – Экономика предприятий и организаций)

всех форм обучения

 

 

 

         Севастополь

        2019

УДК 338.48(076)

ББК 65.433я73

Составитель: Л.С.Абрамова

Э 4

 

Экономика гостиничного комплекса: методические указания к проведению практических занятий и самостоятельной работе для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 – Экономика (профиль – Экономика предприятий и организаций) всех форм обучения/ Сост.Абрамова Л.С. – Севастополь: Изд-во СевГУ, 2019. – 42 с. 

 

Целью методических указаний является оказание помощи обучающимся при подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы по дисциплине «Экономика гостиничного комплекса». Рекомендуется для использования преподавателями и обучающимися на экономических направлениях подготовки.

 

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономика предприятия»,

протокол №  от «»       2019 г.

 

 

       

Допущено учебно-методическим центром СевГУ в качестве методических указаний.

 

 

Рецензент:

канд. эконом.наук, доцент И.Н. Кулинич

                 


 


СОДЕРЖАНИЕ

Цель дисциплины………………………………………………………………....4

Цель практических занятий………………………………………………………4

Программа курса «Экономика гостиничного комплекса»………………….….4

Тема 1. Экономика гостиничного комплекса, как часть экономической

 науки и учебная дисциплина……………………………………………………5

Тема 2. Гостиничный комплекс и его структура……………………………….7

Тема 3. Эксплуатационная программа гостиничного комплекса………….…12

Тема 4. Финансовые результаты гостиничного комплекса………………...…16

Тема 5. Ресурсы гостиничного комплекса……………….……………………21

Тема 6. Роль ценообразования на гостиничном предприятии………………..27

Тема 7. Пути повышения эффективности гостиничного комплекса………....32

Тема 8. Бизнес планирование в сфере гостиничных услуг…………...………38

Библиографический список……………………………………………………..41


 


ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины «Экономика гостиничного комплекса» - приобретение магистрантами знаний о сущности и содержании экономических аспектов коммерческой деятельности в индустрии гостеприимства, формирование навыков выработки путей эффективного использования ресурсов и определения экономической стратегии деятельности гостиничных комплексов, оценки тенденций и перспектив их развития в конкретно складывающейся хозяйственной ситуации, а также принятия эффективных решений, обеспечивающие конкурентоспособность гостиничных комплексов в социально-ориентированной рыночной экономике.

Дисциплина «Экономика гостиничного комплекса» относится к дисциплинам по выбору вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана по программе магистратуры по направлению 38.04.01 Экономика (профиль–Экономика предприятий и организаций) и находиться в непосредственной связи с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Экономика сферы услуг», «Экономика туризма», «Маркетинг», «Основы менеджмента», «Стратегия предприятия» и др.

 

ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Проведение практических занятия и самостоятельная работа по дисциплине «Экономика гостиничного комплекса» для обучающихся по направлению «Экономика предприятия» несет в себе цель – закрепление теоретико-методологических основ дисциплины изложенных в лекционном курсе, приобретение навыков решения конкретных задач и обоснования принимаемых решений.

ПРОГРАММА КУРСА

«ЭКОНОМИКА ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА»

Тема 1. Экономика гостиничного комплекса, как часть экономической науки и учебная дисциплина

Тема 2. Гостиничный комплекс и его структура

Тема 3. Эксплуатационная программа гостиничного комплекса

Тема 4. Финансовые результаты гостиничного комплекса

Тема 5. Ресурсы гостиничного комплекса

Тема 6. Роль ценообразования на гостиничном предприятии

Тема 7. Пути повышения эффективности гостиничного комплекса

Тема 8. Бизнес планирование в сфере гостиничных услуг

 

 

 

ТЕМА 1. ЭКОНОМИКА ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА, КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

План занятия:

1. Предмет, объект, цели и задачи изучения дисциплины.

2. Методологические основы дисциплины.

3. Методы, используемые при изучении дисциплины

4. Структура курса и характеристика его разделов.

5. Место курса в системе экономических наук.

 

Контрольные тесты:

1. Является ли предметом изучения курса «Экономика гостиничного комплекса»:

а) сущность самого гостиничного предприятия как производственно-коммерческой организации;

б) основные производственные фонды, рабочая сила, оборотные средства, инвестиции, их взаимосвязи, взаимодействие и пути улучшения использования.

 

2. На макроуровне значение гостиничной индустрии оценивается:

а) по вкладу в доход государства;

б) предоставлению рабочих мест, уровню занятости;

в) доходу занятых в системе гостеприимства;

г) туристскому спросу;

д) туристскому предложению;

е) роли индустрии гостеприимства в платежном балансе страны и другим эконо­мическим выгодам и др.

 

3. На микроэкономическом уровне значение гостеприимства оценивается:

а) по развитости материально-технической базы туризма;

б) по объему и структуре предоставляемых услуг;

в) по уровню конкурентоспособности и туристскому балансу (соотношение въездной/выездной туризм);

г) по степени взаимодействия с другими отраслями экономики и другим эконо­мическим выгодам.

 

4. Отличительные особенности гостиничной услуги как продукта, выберите 4 «не»:

а) неосязаемость услуги;

б) непрерывность услуги;

в) неразрывность производства и потребления;

г) необходимость услуги;

д) непостоянство качества;

е) несохраняемость услуги.

 

5. Лимитирующие факторы в индустрии гостеприимства это:

а) сезонность;

б) политические;

в) экономические;

г) культурные;

д) природные;

е) экологические.

 

6. Типы туризма это:

а) внешний;

б) внутренний;

в) выездной;

г) выходной;

д) въездной.

 

7. Турист это индивидуум:

а) путешествующий с целью развлечения, по семейным причинам, по состоянию здоровья и другим подобным причинам;

б) выбирающий страну в качестве места постоянного проживания;

в) путешествующий с целью принятия участия в различных встречах или как представители (участники);

г) путешествующий с профессиональными целями;

д) приезжающий в страну назначения для обучения;

е) достигающий гавани страны на круизном судне, даже если период его пребывания в стране менее 24 часов.

 

8. В понятие «турист» не входят индивидуумы:

а) приезжающие в страну с или без контракта на работу и имеющие возможность работать и отдыхать;

б) выбирающие страну в качестве места постоянного проживания;

в) посетители, которые осуществляют по меньшей мере одну ночевку в средстве размещения в стране;

г) проживающие в приграничных зонах в стране и работающие в соседней стране.

 

9. Всемирная туристская организация предложила путешественников всех типов, занимающихся туризмом определять как:

а) туристов;

б) путешественников;

в) посетителей;

г) экскурсантов.

10. Оформление туристкой визы:

а) основной туристский продукт;

б) дополнительный туристский продукт;

в) сопутствующий туристский продукт;

г) вспомогательный продукт.

 

11. Туристский пакет включает обязательно:

а) дестинацию;

б) визирование;

в) средства доставки – транспорт

г) места размещения и питание

д) развлечения

е) медицинская страховка

ж) трансферт

з) внутренние билеты до места отправления

 

Задачи:

1. Определите эффект занятости населения на 20_год по республике Крым?

2. Определите эффект сглаживания? При условии, что среднегодовой доход субъекта РФ от туризма 1млн. руб., а среднегодовой доход от всех видов деятельности того же субъекта составляет 5млн. руб.

3. Определите эффект дохода на 20_ год в городе Севастополь?

4.Используя Методику оценки качества услуг  SERVQUAL, определите качество услуги, предоставляемой конкретной организацией. Определите зону толерантности. Проанализируйте полученные результаты. В качестве объекта исследования выберите любую другую организацию сферы гостиничных услуг, с деятельностью которой Вы хорошо знакомы.

5. Отнесите услуги, систематизированные в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), к различным типам в соответствии с существующими классификациями услуг (Р. Чейзу, Д. Р. Томасу, К. Лавлоку).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: