Тема 7. Пути повышения эффективности гостиничного комплекса

План занятия

1. Современный инструментарий оценки эффективности хозяйственной деятельности.

2. Методика расчета частных и специфических показателей эффективности гостиничного комплекса.

3. Методика расчета обобщающих  показателей эффективности гостиничного комплекса.

4. Признаки классификации показателей эффективности.

5. Методы комплексной оценки эффективности деятельности гостиничных комплексов и разработка путей повышения их эффективности.

 

Контрольные тесты

1. Показатель экономической эффективности функционирования гостиничного предприятия определяется как:

а) отношение полученного результата к затратам, необходимым для достижении этого результата;

б) отношение полученного результата к доходам;

в) отношение полученного результата к выручке от реализации.

2. В зависимости от целей анализа показатели эффективности делятся на:

а) внутренние/внешние;

б) глобальные/ локальные;

в) положительные/отрицательные.

3. Трудоемкость гостиничных услуг определяется отношением:

а) количества труда, затраченного в сфере индустрии гостеприимства, к общему объему произведенных гостиничных  услуг;

б) объема производства гостиничных услуг к количеству труда;

в) выручки от реализации к объему производства.

4. Материалоемкость гостиничного продукта определяется отношением:

а) общих объемов материальных затрат к чистой прибыли;

б) общих объемов материальных затрат на производство гостиничного продукта в стоимостном выражении к общему количеству произведенных гостиничных услуг;

в) общего количества произведенных услуг к объему материальных затрат.

5. Капиталоемкость гостиничного продукта определяется отношением:

а) общих объемов капитальных вложений к объему произведенных услуг;

б) общего объема затрат к объему произведенных услуг;

в) объема произведенных услуг к затратам.

6. К абсолютным показателям эффективности деятельности гостиничного предприятия относят:

а) показатели рентабельности;

б) показатели прибыли (в денежном эквиваленте);

в) показатели оборачиваемости.

7. К относительным показателям эффективности деятельности гостиничного предприятия относят:

а) показатели прибыли;

б) показатели оборачиваемости;

в) показатели рентабельности (исчисляются в процентах).

8. К специфическим показателям оценки эффективности деятельности гостиничного предприятия не относятся:

а) коэффициент заполняемости гостиницы;

б) показатель загрузки;

в) время реализации одного гостиничного номера.

 

9. Важнейшими показателями оценки эффективности деятельности индустрии гостеприимства на макроуровне являются:

а) развитость инфраструктуры гостеприимства;

б) количество туристов (внутренних, иностранных, выехавших за границу);

в) доходы от предоставленных гостиничных услуг;

г) туристский баланс въездного/выездного туризма и его воздействие на платёжный баланс страны;

д) число рабочих мест;

е) доходы государственного бюджета, относящиеся к туризму и др.экономическим выгодам.

10. Важнейшими показателями оценки эффективности деятельности индустрии гостеприимства на микроуровне являются:

а) объем обслуживания туристов;

б) объем обслуживания;

в) объем обслуживания экскурсантов;

г) выручка от реализации гостиничного продукта;

д) прибыль;

е) рентабельность.

 

11. Процесс анализа и оценки эффективности гостиничного бизнеса состоит из трех этапов. Расставьте правильный порядок действий:

а) определение эффективности использования отдельных видов мощностей и ресурсов на основе расчета и анализа частных показателей;

б) оценка общего уровня эффективности на основе расчета и анализа показателей общей экономической эффективности;

в) оценка эффективности деятельности организации в динамике и сопоставление результативности бизнеса организации с успехами конкурентов.

12. Непосредственные участники рынка туристских услуг – как продавец (туристская организация), так и покупатели (туристы, путешественники) – сталкиваются с так называемыми внешними эффектами. Они называются:

а) трансакции;

б) экстерналии;

в) интерналии.

13. Укажите правильный ответ:

а) уровень рентабельности зависит от величины прибыли;

б) прямо пропорционально;

в) уровень рентабельности зависит от величины прибыли;

г) обратно пропорционально;

д) уровень рентабельности не зависит от величины прибыли;

е) уровень рентабельности зависит от величины прибыли;

ж) обратно пропорционально;

з) уровень рентабельности не зависит от величины прибыли.

14. Взаимодействие между уровнем рентабельности продукции и величиной ее себестоимости:

а) прямой;

б) обратный;

в) взаимосвязи нет.

15. Взаимосвязь между уровнем рентабельности производства и стоимостью основных средств являются:

а) прямой;

б) обратный;

в) взаимосвязи нет.

16. Повысить рентабельность туристского бизнеса можно посредством:

а) перерасхода затрат на заработную плату;

б) экономии текущих затрат;

в) увеличения складских запасов.

 

17.  Что понимают под эффективностью производства гостиничных услуг

а) прибыльность предприятия:

б) рентабельность услуг;

в) отношение прибыли к выручке;

г) соотношение эффекта и затрат.

 

18. Как определить эффективность использования трудовых ресурсов на аддитивном уровне при системном подходе эффективности производства:

а) отношение затрат на оплату труда к выручке;

б) производительность труда;

в) трудоемкость;

г) б + в.

 

19.Рентабельность предприятия — это:
а) получаемая предприятием прибыль;
б) относительная доходность или прибыльность (измеряемая в процентах) как отношение прибыли к затратам капитала;
в) отношение прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств;
г) балансовая прибыль на 1 руб. реализованной __________продукции;
д) отношение прибыли к цене изделия.

 

20. Рентабельность продукции можно определить как отношение:
а) выручки от реализации к материальным затратам;
б) абсолютной величины прибыли к себестоимости продукции;
в) прибыли к материальным затратам;
г) прибыли к фонду оплаты труда.

 

Задачи:

1.Рассчитайте порог рентабельности и запас финансовой устойчивости гостиничного предприятия, если выручка от реализации услуг составила 14202 тыс.руб., полная себестоимость реализованных услуг 13453 тыс.руб., сумма переменных затрат 4113 тыс.руб., сумма постоянных затрат 9340 тыс.руб.

 

2. Рассчитайте доходность с одного номера (Revenue per available room per day) категории «Люкс» за февраль при условии, что 5 номеров/дней было продано по акции «Подарок молодоженам – 50% скидка», 7 номеров/дней было продано по карточкам постоянного гостя (размер скидки 20%) и 4 номера/дня было продано по прейскурантной стоимости 7 000 руб. Всего в гостинице 3 номера данной категории.

 

3. На основании расчета доходов от эксплуатации гостиничных мест обосновать принятие решения, исходя из такой ситуации:

Отель планирует провести реконструкцию и перепланировку отдельных номеров и подсобных помещений. Благодаря этому в плановом периоде планируется ввод в эксплуатацию дополнительно 25 мест. На начало года в отеле было 150 мест. Номерной фонд отеля составляют:

- одноместные номера высшей категории - 10;

- одноместные номера первой категории - 20;

- одноместные номера второй категории - 20;

- одноместные номера первой категории - 20;

- двухместные номера второй категории - 30.

Цена места за сутки составляет: одноместные (высшая категория) - 5500 руб.; одноместный (первая категория) - 3500 руб.; двухместный (первая категория) - 2700 руб.; одноместный (вторая категория) - 2750 руб.; двухместный (вторая категория) - 1800. Принять коммерческое решение относительно варьирования ценами и определить спрос на услуги парикмахерской в отеле.

Объем услуг парикмахерской отеля на одного проживающего за прошлый год составил 700 руб. по средней цены услуги 400 руб., а в текущем году соответственно 850 и 470.

Количество туристов, обслуживаемых парикмахерской за год, принять самостоятельно (от 30 до 50 тыс. туристов).

 

4. Рассчитайте чистый дисконтированный доход гостиничного комплекса, если прибыль 2650 тыс. руб., внереализационные доходы (расходы) 230 тыс. руб., налоги 770 тыс. руб., амортизация 440 тыс. руб., капитальные вложения в основные и оборотные средства 400 тыс. руб., уменьшение долгосрочной задолженности 1150 тыс. руб.

 

5.Рассчитайте чистый дисконтированный доход, индекс доходности, срок окупаемости инвестиций за четыре года функционирования проекта на основе следующих данных, млн. руб.:

 

Показатель

Год реализации проекта

1 II                  III IV
Капитальные вложения 120 140 200 250
Результаты - 250 370 600

 

Затраты равны капитальным вложениям, норма дисконта — 0,15.

 

6.Небольшая гостиница предоставила ночевок в январе 1200 ноч./ ном., в феврале — 1900 ноч./ ном., в марте — 1800 ноч./ ном. Цена одного номера со­ставляет 1700 руб. Себестоимость одного номера со­ставляла: в январе — 550 руб., в феврале — 570руб., в мар­те — 520руб.

Сравните рентабельность продукции, выпущенной за три месяца.

 

7. Рассчитайте чистый дисконтированный доход гостиницы, если прибыль 265 тыс. руб., внереализационные доходы (расходы) 23 тыс. руб., налоги 77 тыс. руб., амортизация 44 тыс. руб., капитальные вложения в основные и оборотные средства 40 тыс. руб., уменьшение долгосрочной задолженности 115 тыс. руб.

8.На основе данных определите срок окупаемости и коэффициент эффективности капитальных вложений на реконструкцию гостиницы.

 

Показатель, тыс.руб. До реконструкции После реконструкции
Выпуск продукции             5800 6950
Себестоимость готовой продукции 4400 4900
Производственные фонды                3100 5400

 

9.Предприятие анализирует два инвестиционных проекта:

 

Год

Оценка чистых денежных поступлений (млн. руб.)

Проект А Проект Б
1 0,9 0,8
2 1,6 1,1
3 - 0,6
Размер инвестиций (млн. руб.) 2,0 2,0
Альтернативные издержки по инвестициям (%) 12 12 или 15

Определите чистую приведенную стоимость и внутреннюю норму доходности для проекта Б.

 

10.Выручка от реализации продукции гостиничного предприятия составила 110 млн. руб., валовой доход – 40 млн. руб., оплата труда – 20 млн. руб. Определите: балансовую прибыль (млн. руб.), рентабельность продукции.

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: