Тема 5. Ресурсы гостиничного комплекса

 

План занятия:

1. Ресурсы гостиничного комплекса: понятие, виды и источники формирования.    

2. Персонал гостиниц. Система показателей эффективности использования труда персонала гостиниц.

3. Материально-техническая база как натурально-вещественная форма основных фондов и как составная часть экономического потенциала гостиничного комплекса.

4. Структура основных средств гостиничного комплекса. Аренда и лизинг как формы использования основных фондов.

5. Особенности структуры оборотных средств гостиничного комплекса.

 

Контрольные тесты

1. Трудовые ресурсы гостиничного предприятия – это …

а) численный и профессионально-квалификационный состав работников;

б) рабочие, непосредственно обеспечивающие производство продукции;

в) общеобразовательная и профессиональная подготовка специалистов;

г) явочная численность персонала предприятия;

д) плановая численность работников.

 

2. Принятые на работу сотрудники предприятия составляют его численность …

а) явочную;

б) списочную;

в) заявочную;

г) среднесписочную.

 

3 Производительность труда (выработка) – это …

а) количество рублей реализованной продукции, приходящейся на 1 среднесписочного работника промышленно-производственного персонала (ППП);

б) количество рублей основных средств, приходящегося на каждого работающего;

в) количество рублей оборотных средств, приходящееся на одного среднесписочного ППП;

г) количество рублей произведенной продукции в расчете на 1-го занятого.

 

4. Определение коэффициента текучести кадров предполагает использование в расчете числа работников …

а) списочных;

б) принятых;

в) штатных;

г) уволенных.

5. Если темпы роста производительности труда на планируемый период превышают темпы роста объема производства продукции, то это потребует:

а) дополнительной численности рабочих;

б) сокращения существующей численности.

6. Основные средства гостиничного комплекса – это часть имущества, используемого в качестве:

а) предметов труда;

б) средств труда;

в) рабочей силы.

7. Денежная (или стоимостная) оценка основных средств необхо­дима:

а) для определения их общего объема, динамики, структуры;

б) величины стоимости, переносимой на стоимость готовой продук­ции/услуг;

в) для расчетов экономической эффективности капи­тальных вложений

8. В состав основных средств гостиничного комплекса можно отнести:

а) офисное помещение;

б) автопарк, используемый в турах;

в) руд экскурсовода.

9. Моральный износ основных средств определяется как:

а) потеря стоимости в результате снашивания оборудования;

б) устаревание оборудования;

в) потеря стоимости в результате НТП.

10. Первоначальная стоимость основных средств – это:

а) цена их приобретения, установки и монтажа;

б) цена оборудования по рыночным ценам на текущий момент времени;

в) цена оборудования по бухгалтерским документам на начало года.

11. Амортизация это:

а) перенесение стоимости средств труда на готовую продукцию;

б) процесс накопления денежных средств, предназначенных для компенсации стоимости изношенного оборудования;

в) а и б.

12. Лизинг в общем виде представляет собой:

а) куплю-продажу оборудования;

б) предоставление кредита;

в) отношения аренды.

13. К отрицательным сторонам лизинга относят то, что:

а) выплаты по лизингу приходятся на себестоимость продукции;

б) он относительно дорог для лизингополучателя по сравнению с по­купкой имущества в собственность за счет собственных средств;

в) процедура по получению лизинга более сложная, нежели по договору кредитования.

14. Оборотные средства не включают в себя:

а) оборотные производственные фонды;

б) фонды накопления;

в) фонды обращения.

15. Скорость оборачиваемости оборотных средств зависит:

а) исключительно от внутренних факторов;

б) от внутренних и внешних факторов;

в) от внешних факторов.

16. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает:

а) сколько раз за период обернулся оборотный капитал на предприятии;

б) сколько времени потребовалось на один оборот;

в) какая величина оборотного капитала приходится на каждую гривну выпускаемой продукции.

17. Состоит ли кругооборот оборотных средств из следующих стадий?

а) денежная стадия;

б) производительная стадия;

в) товарная стадия.

 

18. Для гостиничного предприятия оборотными не будут являться следующие средства:

а) канцелярские товары;

б) денежные средства, перечисляемые работникам в качестве заработной платы;

в) чистящие средства.

 

Задачи

1.Рассчитайте показатели оборачиваемости оборотных средств гостиницы, если объем реализации продукции и услуг в отчетном году составил 77480 тыс.руб. и увеличился по сравнению с прошлым годом на 6230 тыс., а среднегодовая стоимость оборотных средств составила 25440 тыс.руб. и снизилась на 9000 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

2.Деятельность ресторана гостиницы  характеризуется следующими данными:

 

Показатель Значение показателя
Запланированный объем продукции собственного производства (условные блюда) 2 700 000
Норма выработки на одного работника в день (условные блюда) 360
Эффективный фонд рабочего времени (дней) при пятидневной рабочей недели 225

 

Определите численность работников рабочих профессий (повара/официанты).

 

 3. Деятельность гостиницы характеризуется следующими данными:

 

Показатели Прошлый год Отчётный год
Объём продаж (руб.) 54 000 58 700
Численность работников (чел.) 45 48

 

Определите, как изменилась выработка на одного работника на предприятии и темп прироста производительности труда.

 

4. Проанализируйте влияние трудовых факторов на объём продаж в гостиничном комплексе:

 

Показатель Прошлый год Отчётный год Изменения (+ -) Темп изменения
Объём продаж, тыс. руб. 214 225    
Среднеучетная численность человек, чел. 23 20    
среднегодовая выработка одного работника        
Отработанно чел. - дней в среднем одним работником 264 275    

5.Рассчитайте общую потребность в денежных средствах на ведение турбизнеса, если потребность в денежных средствах, необходимых для оплаты наемных работников составляет 88 тыс. руб., в денежных средствах, необходимых для оплаты стоимости приобретенных сырья и материалов 100 тыс. руб., в денежных расходах, связанных с приобретением и использованием средств труда 175 тыс. руб., в денежных средствах, необходимых для оплаты приобретаемой информации 25 тыс. руб., в денежных средствах, необходимых для оплаты услуг сторонних организаций и лиц (строительные работы, транспортные услуги и др. 138 тыс. руб.

 

6. Определите норму и сумму годовой амортизации автопарка гостиничного предприятия, если его первоначальная стоимость равна 1562 тыс. руб., а срок службы по техническому паспорту составляет 15 лет.

 

7. Первоначальная стоимость оргтехники, которой пользуется гостиница равна 500 тыс. руб., а остаточная – 25 тыс. руб. Найдите сумму годовых амортизационных отчислений, если известно, что оборудование использовалось в течение 3 лет, и амортизация была прямолинейная.

 

 8. Определите показатель фондоотдачи и фондоемкости, если известны следующие данные:

первоначальная стоимость основных средств на начало года – 9800 тыс. руб.,

в течение года вводилось и выбывало оборудование:

1 февраля ввели на сумму 840 тыс. руб.,

1 мая выбыло на сумму 170 тыс. руб.,

1 ноября ввели на сумму 255 тыс. руб.

Общий объем товарной продукции за год составил 3000 тыс. руб.

 

9. Деятельность гостиничного предприятия характеризуется следующими данными:

 

Показатели Единица измерения
Основные средства на конец года (тыс. руб.) 150
Степень износа основных средств(%) 10
Введены новые основные средства (тыс. руб.) 7

 

Определите коэффициенты:

- обновления;

- износа и годности средств на конец года.

 

10. Деятельность гостиничного предприятия характеризуется следующими данными, тыс. руб.

 

Показатель 2014 год 2015 год
Объём продаж 5 280 5 710
Прибыль 2 035 2 180
Среднегодовая стоимость основных средств 2 820 2 980

Рассчитайте фондоотдачу, коэффициент и рентабельность использования основных средств. Выделите факторы, влияющие на повышение эффективности использования основных средств гостиничного предприятия.

 

11. Ресторан гостиницы рассматривает вопрос о приобретении оборудования. Первый вариант – лизинг за 1600 тыс. руб. с рассрочкой платежа в течение четырех лет. Второй вариант – покупка на заводе-изготовителе за 4480 тыс. руб. Ставка налога на прибыль равна 20%. Предоплата и остаточная стоимость оборудования равны нулю. Можно получить кредит в банке 18% годовых. Используется равномерное начисление износа.

Определите, какой из вариантов является предпочтительным для ресторана.

 

12. Деятельность гостиничного предприятия в текущем году характеризуется следующими показателями:

 

Показатели Ед. изм.
Планируемый объём гостиничных услуг (ночёвки в номерах) 29 200
Норма расхода туалетного мыла в день на номер (шт.) 2
Остаток на начало года 900
Нормативный запас на следующий год 1000

Рассчитайте потребность в туалетном мыле на предстоящий год.

13. Потребность гостиничного предприятия в расходных материалах (туалетное мыло) в отчётном году составила 58 300 (шт.). Определите эту потребность на следующий год, если коэффициент предоставляемых ночёвок составит 0,9 и коэффициент снижения норм расхода составит 0,95 от соответствующих показателей отчётного года.

 

14. На конец финансового года запасы ресторана равны 30 000 руб., а себестоимость реализованной продукции – 120 000 руб. Определите коэффициент оборачиваемости запасов.

 

15. Деятельность гостиничного предприятия характеризуется следующими данными, тыс.руб.

 

Показатели 2013 год 20134год Отклонение (+ -)
Объём продаж 483,6 578,7 + 95,1
Валовая прибыль  51,9 63,5 + 11,6
Среднегодовая стоимость основных средств 31,9 31,2 - 0,7
Среднегодовая стоимость оборотных средств 93,2 218,1   + 124,9

На основе анализа общей рентабельности основных и оборотных средств за предыдущий и отчётный годы рассчитайте влияние на этот показатель стоимости основных средств, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств и валовой прибыли.

 

16. Гостиница реализовала услуги в отчетном квартале на 400 тыс. руб. при средних остатках оборотных средств 100 тыс. руб. Определите ускорение оборачиваемости оборотных средств, если объем реализованных услуг возрастает на 13% при неизменной сумме оборотных средств

 

17. Деятельность гостиничного предприятия характеризуется следующими данными:

 

Показатели 20_ год 20_ год
Объём продаж (тыс.руб.) 788,0 925,0
Прибыль (тыс.руб.) 11,7 13,2
Среднегодовая сумма оборотных средств (тыс.руб.) 36,8 38,8

 

Рассчитайте показатели эффективности использования оборотных средств. Определите абсолютную сумму высвобождённых или дополнительно привлечённых оборотных средств в результате изменения оборачиваемости, а также влияние изменения объёма продаж и среднегодовой суммы оборотных средств на оборачиваемость оборотных средств предприятия.

 

ТЕМА 6.   РОЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ГОСТИНИЧНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

План занятия

1. Сущность и функции цены как экономической категории.

2. Ценовая политика в сфере гостиничных услуг.

3. Виды цен.

4. Цена и порядок ценообразования, методы формирования цены на услуги гостиничного комплекса.

5. Ценовая стратегия организации.

 

Контрольные тесты

1. Выполняет ли цена следующие основные функции в экономике?

а) функцию учета затрат при производстве товаров и услуг;

б) стимулирующую функцию. Более высокая цена увеличивает заинтересованность в) производственном процессе;

г) распределительную функцию цены способствует организации сбыта товаров и услуг предприятия;

д) функцию рационального распределения размещения производства товаров и услуг на рынке;

е) функцию сбалансирования спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена, и наоборот.

 

2. Является ли цена?

а) индикатором рынка, отражающим весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие, взаимодействие;

б) маркетинговым регулятором рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на поведение субъектов и факторы рынка.

 

3. Являются ли основными целями ценовой политики предприятия?

а) обеспече­ние выживаемости;

б) максимизация прибыли;

в) удержание рынка.

 

4. Под влиянием каких факторов формируется рыночная цена?

а) спроса и предложения;

б) издержек производства;

в) цен кон­курентов и др.

 

5. Какими способами может государство воздействовать на цены.

а) прямыми способами — это установле­ние определенного порядка ценообразования;

б) косвенными способами, направле­нными на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.

 

6. Включает ли структура цены на гостиничные услуги следующие составляющие?

а) цена наземного обслуживания;

б) цена транспортных услуг;

в) постоянные и переменные издержки туроператора;

г) косвенные налоги по отдельным видам услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.);

д) прибыль;

е) торговая скидка по отдельным видам услуг;

ж) комиссионное вознаграждение в пользу турагента.

 

7. Обусловлено ли влияние следующих причин на формирование цен гостиничного  продукта?

а) потребление гостиничного продукта происходит в свободное время, которое имеет для туриста (для потребителя турпродукта) самостоятельную ценность и которого у него не так уж много;

б) между моментом продажи гостиничного продукта и актом его потребления имеется разрыв во времени;

в) цена на гостиничный продукт складывается из цен на различ­ные виды услуг, а также расходов турфирмы и прибыли за ока­зание посреднических услуг.

 

8. Включает ли практика гостиничного бизнеса следующие виды комиссионных вознагражде­ний посредникам?

а) комиссия для туроператоров, которые разрабатывают програм­мы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комис­сия для оптовиков);

б) розничная комиссия выплачивается турагентам, которые пе­репродают программы туроператорам или сами бронируют гости­ничные номера;

в) комиссия для других организаций, которые выступают в каче­стве посредников между турагентом, туристом (клиентом) и гос­тиницей.

 

9. В зависимости от вида комиссии различаются ли цены на «брутто» и «нетто» в туризме?

а) цена «брутто» - цена до вычета комиссии;

б) цена «нетто» - цена за вычетом розничной ко­миссии.

 

10. Исходит ли туроператор при заключении договора с турагентами на реализацию своих туров из следующих позиций?

а) туроператор продает турагенту туристский пакет по цене, которую он должен получить с турагента. В этом случае турагент делает надбавку в свою пользу на цену туроператора. Туроператор не вмешивается в размер установления этой над­бавки;

б) в условиях конкуренции на туристском рынке в целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа тур­оператор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твер­до фиксированной цене. В этом случае турагент получает комис­сионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.

 

11. Имеют ли практическое значение следующие особенности ценообразования гостиничного комплекса?

а) цены на определенные виды услуг туризма (экскурсии, фото­услуги и т.п.) могут не входить в стоимость турпакета. Они опла­чиваются каждым туристом в отдельности в соответствии с его вку­сами, интересами и запросами;

б) цена тура на одного человека зависит от количества туродней. Чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях доро­же он будет стоить;

в) цена тура на одного человека зависит от вида тура: индивиду­альный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на одного человека;

г) при групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;

д) цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как на многие услуги туризма (проживание в гостинице, экскурсии) де­тям и школьникам предоставляются скидки с цены. Обычно детям до 7 лет - скидка 50%, школьникам - 40%.

 

12. Что входит в структуру цены:

а) себестоимость (издержки производства);

б) косвенные налоги;

в) прибыль;

г) рентабельность.

 

13. Определить оптовую цену гостиничной услуги при условии, что полная себестоимость услуги составляет 350 руб., норма прибыли 30%, НДС 20%:

а) 455

б) 500

в) 536,9

г) 590

 

14. Политика фиксированных цен заключается в продаже гостиничной услуги по ценам …

а) ниже себестоимости

б) определяемым торговым посредником

в) утверждённым руководством организации

г) все ответы верны

 

15. Тарифы как цены на гостиничные услуги могут быть …

а) макроэкономическими

б) маржинальными

в) оптовыми

г) розничными

 

Задачи

1. Предложите политику ценообразования для гостиницы, если:
- темпы развития отраслевого рынка снижаются;
- существуют определенные барьеры входа на рынок;
- тип конкуренции – несовершенная конкуренция;
- высокая эластичность спроса на гостиничные услуги;
- доля рынка услуг фирмы 10%;
- продажи на рынке подвержены сезонным колебаниям;
- себестоимость услуг на 60% зависит от уровня цен поставщиков услуг.

 

2. В гостинице используется метод потребительской оценки.
Цены зависят от сезонности гостиничного бизнеса. В зависимости от спроса на гостиничные услуги выделяют три сезона:
- низкий (05 января – 15 апреля),
- средний (15 апреля – 15 июня; 1 ноября – 15 декабря),
- высокий (15 июня – 1 ноября; 15 декабря – 5 января).
Определите цену за номер в каждом сезоне, если цена за номер в сезон низкого спроса составляет 3 000 руб. с учетом завтрака. Цена за номер при переходе от сезона к сезону увеличивается на 12%, стоимость завтрака составляет 10% от цены за номер. Стоимость завтрака в течение года не изменялась.

 

3.Рассчитайте средний размер скидки номеров категории «Люкс» за март при условии, что 10 номеров/дней было продано по акции «Семейные ценности» – скидка 20%, 9 номеров/дней было продано по туристским бонусам «Voyage+» - скидка 10% и 4 номера/дня было продано по прейскурантной стоимости 6 000 руб.

 

4. Рассчитайте среднюю стоимость номера за сутки, если в гостинице всего 100 номеров, за данный период было продано 6 номеров категории «люкс» по 2500 руб/сут., 15 номеров категории «сюит» по 2000 руб/сут., 35 номеров I категории стоимостью 1200 руб/сут. и 28 номеров II категории по 700 руб/сут. Какую политику продаж должны вести сотрудники службы «Ресепшен», если плановая средняя цена номера – 850 руб/сут.

 

5.Характеристика гостиница: Количество номеров 50. В каждом номере 2 спальных места. Коэффициент загрузки гостиницы – 70%, коэффициент двойной загрузки – 35%.Затраты в год: Зарплата = 1 150 тыс.р. Единый социальный налог 30%. Амортизация основных фондов = 860 тыс.р. Другие затраты = 1 950 тыс.р.

Разница между ценой при одиночном и двойном заселении равна 100 рублей в сутки. Рассчитать цену номера гостиницы.

 

6.Предположим, что в гостинице “Х” имеется 155 номера на 290 мест, причем
Площадь однокомнатного одноместного номера — 12,0 кв. м
Площадь однокомнатного двухместного номера — 18 кв. м
Площадь двухкомнатного двухместного — 3 кв. м

Площадь коридоров, вестибюлей, холлов составляет 220 кв. м, а площадь номеров 2100. м.
Расходы, зависящие от количества мест за месяц, составили 35500 у.ед.
Рассчитать цену номера гостиницы.

 

7. Рассчитать стоимость пакетного тура для отдыхающего в гостиничном комплексе. Известно, что он потратил на транспортное обслуживание – 30000 руб., размещение – 20000 руб., питание – 16600 руб., оздоровительные процедуры – 13800 руб., трансферт – 1000 руб., экскурсии – 5800 руб.

 

8.  Ресторан гостиничного комплекса производит хлеб. Для производства 300 булок подольского хлеба предприятием закуплено сырья на сумму 1000 рублей с учетом НДС. Издержки производства хлеба предприятием (без НДС) помимо затрат на сырье – 300 рублей. Прибыль устанавливается предприятием в размере 20% от совокупных издержек. Ставка НДС на хлеб – 10%.
Определите цену на хлеб.

 

9. Определить цену гостиничной услуги методом «расходы + прибыль», если себестоимость услуги составляет 720 руб., в том числе материальные затраты – 344руб., непроизводственные расходы по реализации всего объема производства за год – 200,6 тыс.руб.; норматив рентабельности продукции – 35%.

10.  3 января в 8 часов утра клиент заселился в номер люкс, цена которого по прейскуранту составляет 21180 рублей в сутки (с учетом НДС). Посетитель выехал из номера 5 января в 17 часов. Почасовой тариф за номер люкс установлен в размере 882.50 рублей (в том числе НДС). Гость прожил в гостинице двое полных суток (с 12 часов 3 января до 12 часов 5 января). Плата за проживание с 8 часов до 12 часов 3 января не взимается. Оплата за проживание с 12 часов до 17 часов 5 января (не более 6 часов) взимается по часовому тарифу. Определить стоимость проживания клиента в гостинице.

 




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: