План занятия:
1. Ресурсы гостиничного комплекса: понятие, виды и источники формирования.
2. Персонал гостиниц. Система показателей эффективности использования труда персонала гостиниц.
3. Материально-техническая база как натурально-вещественная форма основных фондов и как составная часть экономического потенциала гостиничного комплекса.
4. Структура основных средств гостиничного комплекса. Аренда и лизинг как формы использования основных фондов.
5. Особенности структуры оборотных средств гостиничного комплекса.
Контрольные тесты
1. Трудовые ресурсы гостиничного предприятия – это …
а) численный и профессионально-квалификационный состав работников;
б) рабочие, непосредственно обеспечивающие производство продукции;
в) общеобразовательная и профессиональная подготовка специалистов;
г) явочная численность персонала предприятия;
д) плановая численность работников.
2. Принятые на работу сотрудники предприятия составляют его численность …
|
|
а) явочную;
б) списочную;
в) заявочную;
г) среднесписочную.
3 Производительность труда (выработка) – это …
а) количество рублей реализованной продукции, приходящейся на 1 среднесписочного работника промышленно-производственного персонала (ППП);
б) количество рублей основных средств, приходящегося на каждого работающего;
в) количество рублей оборотных средств, приходящееся на одного среднесписочного ППП;
г) количество рублей произведенной продукции в расчете на 1-го занятого.
4. Определение коэффициента текучести кадров предполагает использование в расчете числа работников …
а) списочных;
б) принятых;
в) штатных;
г) уволенных.
5. Если темпы роста производительности труда на планируемый период превышают темпы роста объема производства продукции, то это потребует:
а) дополнительной численности рабочих;
б) сокращения существующей численности.
6. Основные средства гостиничного комплекса – это часть имущества, используемого в качестве:
а) предметов труда;
б) средств труда;
в) рабочей силы.
7. Денежная (или стоимостная) оценка основных средств необходима:
а) для определения их общего объема, динамики, структуры;
б) величины стоимости, переносимой на стоимость готовой продукции/услуг;
в) для расчетов экономической эффективности капитальных вложений
8. В состав основных средств гостиничного комплекса можно отнести:
а) офисное помещение;
б) автопарк, используемый в турах;
в) руд экскурсовода.
9. Моральный износ основных средств определяется как:
а) потеря стоимости в результате снашивания оборудования;
б) устаревание оборудования;
|
|
в) потеря стоимости в результате НТП.
10. Первоначальная стоимость основных средств – это:
а) цена их приобретения, установки и монтажа;
б) цена оборудования по рыночным ценам на текущий момент времени;
в) цена оборудования по бухгалтерским документам на начало года.
11. Амортизация это:
а) перенесение стоимости средств труда на готовую продукцию;
б) процесс накопления денежных средств, предназначенных для компенсации стоимости изношенного оборудования;
в) а и б.
12. Лизинг в общем виде представляет собой:
а) куплю-продажу оборудования;
б) предоставление кредита;
в) отношения аренды.
13. К отрицательным сторонам лизинга относят то, что:
а) выплаты по лизингу приходятся на себестоимость продукции;
б) он относительно дорог для лизингополучателя по сравнению с покупкой имущества в собственность за счет собственных средств;
в) процедура по получению лизинга более сложная, нежели по договору кредитования.
14. Оборотные средства не включают в себя:
а) оборотные производственные фонды;
б) фонды накопления;
в) фонды обращения.
15. Скорость оборачиваемости оборотных средств зависит:
а) исключительно от внутренних факторов;
б) от внутренних и внешних факторов;
в) от внешних факторов.
16. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает:
а) сколько раз за период обернулся оборотный капитал на предприятии;
б) сколько времени потребовалось на один оборот;
в) какая величина оборотного капитала приходится на каждую гривну выпускаемой продукции.
17. Состоит ли кругооборот оборотных средств из следующих стадий?
а) денежная стадия;
б) производительная стадия;
в) товарная стадия.
18. Для гостиничного предприятия оборотными не будут являться следующие средства:
а) канцелярские товары;
б) денежные средства, перечисляемые работникам в качестве заработной платы;
в) чистящие средства.
Задачи
1.Рассчитайте показатели оборачиваемости оборотных средств гостиницы, если объем реализации продукции и услуг в отчетном году составил 77480 тыс.руб. и увеличился по сравнению с прошлым годом на 6230 тыс., а среднегодовая стоимость оборотных средств составила 25440 тыс.руб. и снизилась на 9000 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.
2.Деятельность ресторана гостиницы характеризуется следующими данными:
Показатель | Значение показателя |
Запланированный объем продукции собственного производства (условные блюда) | 2 700 000 |
Норма выработки на одного работника в день (условные блюда) | 360 |
Эффективный фонд рабочего времени (дней) при пятидневной рабочей недели | 225 |
Определите численность работников рабочих профессий (повара/официанты).
3. Деятельность гостиницы характеризуется следующими данными:
Показатели | Прошлый год | Отчётный год |
Объём продаж (руб.) | 54 000 | 58 700 |
Численность работников (чел.) | 45 | 48 |
Определите, как изменилась выработка на одного работника на предприятии и темп прироста производительности труда.
4. Проанализируйте влияние трудовых факторов на объём продаж в гостиничном комплексе:
Показатель | Прошлый год | Отчётный год | Изменения (+ -) | Темп изменения |
Объём продаж, тыс. руб. | 214 | 225 | ||
Среднеучетная численность человек, чел. | 23 | 20 | ||
среднегодовая выработка одного работника | ||||
Отработанно чел. - дней в среднем одним работником | 264 | 275 |
5.Рассчитайте общую потребность в денежных средствах на ведение турбизнеса, если потребность в денежных средствах, необходимых для оплаты наемных работников составляет 88 тыс. руб., в денежных средствах, необходимых для оплаты стоимости приобретенных сырья и материалов 100 тыс. руб., в денежных расходах, связанных с приобретением и использованием средств труда 175 тыс. руб., в денежных средствах, необходимых для оплаты приобретаемой информации 25 тыс. руб., в денежных средствах, необходимых для оплаты услуг сторонних организаций и лиц (строительные работы, транспортные услуги и др. 138 тыс. руб.
|
|
6. Определите норму и сумму годовой амортизации автопарка гостиничного предприятия, если его первоначальная стоимость равна 1562 тыс. руб., а срок службы по техническому паспорту составляет 15 лет.
7. Первоначальная стоимость оргтехники, которой пользуется гостиница равна 500 тыс. руб., а остаточная – 25 тыс. руб. Найдите сумму годовых амортизационных отчислений, если известно, что оборудование использовалось в течение 3 лет, и амортизация была прямолинейная.
8. Определите показатель фондоотдачи и фондоемкости, если известны следующие данные:
первоначальная стоимость основных средств на начало года – 9800 тыс. руб.,
в течение года вводилось и выбывало оборудование:
1 февраля ввели на сумму 840 тыс. руб.,
1 мая выбыло на сумму 170 тыс. руб.,
1 ноября ввели на сумму 255 тыс. руб.
Общий объем товарной продукции за год составил 3000 тыс. руб.
9. Деятельность гостиничного предприятия характеризуется следующими данными:
Показатели | Единица измерения |
Основные средства на конец года (тыс. руб.) | 150 |
Степень износа основных средств(%) | 10 |
Введены новые основные средства (тыс. руб.) | 7 |
Определите коэффициенты:
- обновления;
- износа и годности средств на конец года.
10. Деятельность гостиничного предприятия характеризуется следующими данными, тыс. руб.
Показатель | 2014 год | 2015 год |
Объём продаж | 5 280 | 5 710 |
Прибыль | 2 035 | 2 180 |
Среднегодовая стоимость основных средств | 2 820 | 2 980 |
Рассчитайте фондоотдачу, коэффициент и рентабельность использования основных средств. Выделите факторы, влияющие на повышение эффективности использования основных средств гостиничного предприятия.
11. Ресторан гостиницы рассматривает вопрос о приобретении оборудования. Первый вариант – лизинг за 1600 тыс. руб. с рассрочкой платежа в течение четырех лет. Второй вариант – покупка на заводе-изготовителе за 4480 тыс. руб. Ставка налога на прибыль равна 20%. Предоплата и остаточная стоимость оборудования равны нулю. Можно получить кредит в банке 18% годовых. Используется равномерное начисление износа.
|
|
Определите, какой из вариантов является предпочтительным для ресторана.
12. Деятельность гостиничного предприятия в текущем году характеризуется следующими показателями:
Показатели | Ед. изм. |
Планируемый объём гостиничных услуг (ночёвки в номерах) | 29 200 |
Норма расхода туалетного мыла в день на номер (шт.) | 2 |
Остаток на начало года | 900 |
Нормативный запас на следующий год | 1000 |
Рассчитайте потребность в туалетном мыле на предстоящий год.
13. Потребность гостиничного предприятия в расходных материалах (туалетное мыло) в отчётном году составила 58 300 (шт.). Определите эту потребность на следующий год, если коэффициент предоставляемых ночёвок составит 0,9 и коэффициент снижения норм расхода составит 0,95 от соответствующих показателей отчётного года.
14. На конец финансового года запасы ресторана равны 30 000 руб., а себестоимость реализованной продукции – 120 000 руб. Определите коэффициент оборачиваемости запасов.
15. Деятельность гостиничного предприятия характеризуется следующими данными, тыс.руб.
Показатели | 2013 год | 20134год | Отклонение (+ -) |
Объём продаж | 483,6 | 578,7 | + 95,1 |
Валовая прибыль | 51,9 | 63,5 | + 11,6 |
Среднегодовая стоимость основных средств | 31,9 | 31,2 | - 0,7 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств | 93,2 | 218,1 | + 124,9 |
На основе анализа общей рентабельности основных и оборотных средств за предыдущий и отчётный годы рассчитайте влияние на этот показатель стоимости основных средств, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств и валовой прибыли.
16. Гостиница реализовала услуги в отчетном квартале на 400 тыс. руб. при средних остатках оборотных средств 100 тыс. руб. Определите ускорение оборачиваемости оборотных средств, если объем реализованных услуг возрастает на 13% при неизменной сумме оборотных средств
17. Деятельность гостиничного предприятия характеризуется следующими данными:
Показатели | 20_ год | 20_ год |
Объём продаж (тыс.руб.) | 788,0 | 925,0 |
Прибыль (тыс.руб.) | 11,7 | 13,2 |
Среднегодовая сумма оборотных средств (тыс.руб.) | 36,8 | 38,8 |
Рассчитайте показатели эффективности использования оборотных средств. Определите абсолютную сумму высвобождённых или дополнительно привлечённых оборотных средств в результате изменения оборачиваемости, а также влияние изменения объёма продаж и среднегодовой суммы оборотных средств на оборачиваемость оборотных средств предприятия.
ТЕМА 6. РОЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ГОСТИНИЧНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
План занятия
1. Сущность и функции цены как экономической категории.
2. Ценовая политика в сфере гостиничных услуг.
3. Виды цен.
4. Цена и порядок ценообразования, методы формирования цены на услуги гостиничного комплекса.
5. Ценовая стратегия организации.
Контрольные тесты
1. Выполняет ли цена следующие основные функции в экономике?
а) функцию учета затрат при производстве товаров и услуг;
б) стимулирующую функцию. Более высокая цена увеличивает заинтересованность в) производственном процессе;
г) распределительную функцию цены способствует организации сбыта товаров и услуг предприятия;
д) функцию рационального распределения размещения производства товаров и услуг на рынке;
е) функцию сбалансирования спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена, и наоборот.
2. Является ли цена?
а) индикатором рынка, отражающим весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие, взаимодействие;
б) маркетинговым регулятором рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на поведение субъектов и факторы рынка.
3. Являются ли основными целями ценовой политики предприятия?
а) обеспечение выживаемости;
б) максимизация прибыли;
в) удержание рынка.
4. Под влиянием каких факторов формируется рыночная цена?
а) спроса и предложения;
б) издержек производства;
в) цен конкурентов и др.
5. Какими способами может государство воздействовать на цены.
а) прямыми способами — это установление определенного порядка ценообразования;
б) косвенными способами, направленными на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.
6. Включает ли структура цены на гостиничные услуги следующие составляющие?
а) цена наземного обслуживания;
б) цена транспортных услуг;
в) постоянные и переменные издержки туроператора;
г) косвенные налоги по отдельным видам услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.);
д) прибыль;
е) торговая скидка по отдельным видам услуг;
ж) комиссионное вознаграждение в пользу турагента.
7. Обусловлено ли влияние следующих причин на формирование цен гостиничного продукта?
а) потребление гостиничного продукта происходит в свободное время, которое имеет для туриста (для потребителя турпродукта) самостоятельную ценность и которого у него не так уж много;
б) между моментом продажи гостиничного продукта и актом его потребления имеется разрыв во времени;
в) цена на гостиничный продукт складывается из цен на различные виды услуг, а также расходов турфирмы и прибыли за оказание посреднических услуг.
8. Включает ли практика гостиничного бизнеса следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам?
а) комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
б) розничная комиссия выплачивается турагентам, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;
в) комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом (клиентом) и гостиницей.
9. В зависимости от вида комиссии различаются ли цены на «брутто» и «нетто» в туризме?
а) цена «брутто» - цена до вычета комиссии;
б) цена «нетто» - цена за вычетом розничной комиссии.
10. Исходит ли туроператор при заключении договора с турагентами на реализацию своих туров из следующих позиций?
а) туроператор продает турагенту туристский пакет по цене, которую он должен получить с турагента. В этом случае турагент делает надбавку в свою пользу на цену туроператора. Туроператор не вмешивается в размер установления этой надбавки;
б) в условиях конкуренции на туристском рынке в целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердо фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.
11. Имеют ли практическое значение следующие особенности ценообразования гостиничного комплекса?
а) цены на определенные виды услуг туризма (экскурсии, фотоуслуги и т.п.) могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности в соответствии с его вкусами, интересами и запросами;
б) цена тура на одного человека зависит от количества туродней. Чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях дороже он будет стоить;
в) цена тура на одного человека зависит от вида тура: индивидуальный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на одного человека;
г) при групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;
д) цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как на многие услуги туризма (проживание в гостинице, экскурсии) детям и школьникам предоставляются скидки с цены. Обычно детям до 7 лет - скидка 50%, школьникам - 40%.
12. Что входит в структуру цены:
а) себестоимость (издержки производства);
б) косвенные налоги;
в) прибыль;
г) рентабельность.
13. Определить оптовую цену гостиничной услуги при условии, что полная себестоимость услуги составляет 350 руб., норма прибыли 30%, НДС 20%:
а) 455
б) 500
в) 536,9
г) 590
14. Политика фиксированных цен заключается в продаже гостиничной услуги по ценам …
а) ниже себестоимости
б) определяемым торговым посредником
в) утверждённым руководством организации
г) все ответы верны
15. Тарифы как цены на гостиничные услуги могут быть …
а) макроэкономическими
б) маржинальными
в) оптовыми
г) розничными
Задачи
1. Предложите политику ценообразования для гостиницы, если:
- темпы развития отраслевого рынка снижаются;
- существуют определенные барьеры входа на рынок;
- тип конкуренции – несовершенная конкуренция;
- высокая эластичность спроса на гостиничные услуги;
- доля рынка услуг фирмы 10%;
- продажи на рынке подвержены сезонным колебаниям;
- себестоимость услуг на 60% зависит от уровня цен поставщиков услуг.
2. В гостинице используется метод потребительской оценки.
Цены зависят от сезонности гостиничного бизнеса. В зависимости от спроса на гостиничные услуги выделяют три сезона:
- низкий (05 января – 15 апреля),
- средний (15 апреля – 15 июня; 1 ноября – 15 декабря),
- высокий (15 июня – 1 ноября; 15 декабря – 5 января).
Определите цену за номер в каждом сезоне, если цена за номер в сезон низкого спроса составляет 3 000 руб. с учетом завтрака. Цена за номер при переходе от сезона к сезону увеличивается на 12%, стоимость завтрака составляет 10% от цены за номер. Стоимость завтрака в течение года не изменялась.
3.Рассчитайте средний размер скидки номеров категории «Люкс» за март при условии, что 10 номеров/дней было продано по акции «Семейные ценности» – скидка 20%, 9 номеров/дней было продано по туристским бонусам «Voyage+» - скидка 10% и 4 номера/дня было продано по прейскурантной стоимости 6 000 руб.
4. Рассчитайте среднюю стоимость номера за сутки, если в гостинице всего 100 номеров, за данный период было продано 6 номеров категории «люкс» по 2500 руб/сут., 15 номеров категории «сюит» по 2000 руб/сут., 35 номеров I категории стоимостью 1200 руб/сут. и 28 номеров II категории по 700 руб/сут. Какую политику продаж должны вести сотрудники службы «Ресепшен», если плановая средняя цена номера – 850 руб/сут.
5.Характеристика гостиница: Количество номеров 50. В каждом номере 2 спальных места. Коэффициент загрузки гостиницы – 70%, коэффициент двойной загрузки – 35%.Затраты в год: Зарплата = 1 150 тыс.р. Единый социальный налог 30%. Амортизация основных фондов = 860 тыс.р. Другие затраты = 1 950 тыс.р.
Разница между ценой при одиночном и двойном заселении равна 100 рублей в сутки. Рассчитать цену номера гостиницы.
6.Предположим, что в гостинице “Х” имеется 155 номера на 290 мест, причем
Площадь однокомнатного одноместного номера — 12,0 кв. м
Площадь однокомнатного двухместного номера — 18 кв. м
Площадь двухкомнатного двухместного — 3 кв. м
Площадь коридоров, вестибюлей, холлов составляет 220 кв. м, а площадь номеров 2100. м.
Расходы, зависящие от количества мест за месяц, составили 35500 у.ед.
Рассчитать цену номера гостиницы.
7. Рассчитать стоимость пакетного тура для отдыхающего в гостиничном комплексе. Известно, что он потратил на транспортное обслуживание – 30000 руб., размещение – 20000 руб., питание – 16600 руб., оздоровительные процедуры – 13800 руб., трансферт – 1000 руб., экскурсии – 5800 руб.
8. Ресторан гостиничного комплекса производит хлеб. Для производства 300 булок подольского хлеба предприятием закуплено сырья на сумму 1000 рублей с учетом НДС. Издержки производства хлеба предприятием (без НДС) помимо затрат на сырье – 300 рублей. Прибыль устанавливается предприятием в размере 20% от совокупных издержек. Ставка НДС на хлеб – 10%.
Определите цену на хлеб.
9. Определить цену гостиничной услуги методом «расходы + прибыль», если себестоимость услуги составляет 720 руб., в том числе материальные затраты – 344руб., непроизводственные расходы по реализации всего объема производства за год – 200,6 тыс.руб.; норматив рентабельности продукции – 35%.
10. 3 января в 8 часов утра клиент заселился в номер люкс, цена которого по прейскуранту составляет 21180 рублей в сутки (с учетом НДС). Посетитель выехал из номера 5 января в 17 часов. Почасовой тариф за номер люкс установлен в размере 882.50 рублей (в том числе НДС). Гость прожил в гостинице двое полных суток (с 12 часов 3 января до 12 часов 5 января). Плата за проживание с 8 часов до 12 часов 3 января не взимается. Оплата за проживание с 12 часов до 17 часов 5 января (не более 6 часов) взимается по часовому тарифу. Определить стоимость проживания клиента в гостинице.