Одна из главных проблем – низкий уровень эмпатии современных школьников

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.

Прежде чем приступить к методическому аспекту – аспекту преподавания лирики в школе – мы обратимся к сведениям из литературоведения – теории литературы. Я обращаю вас к идеям Георгия Гачева, но не цитирую учебники по теории литературы сознательно: мысли Гачева теоретически глубоко и

 при этом легко и ярко манифестируют то, что написано в учебниках. Г. Гачев полагает, что бессмысленно говорить об одной лирике как роде литературы, необходимо ее сравнивать с эпосом.

Задача для студентов: при прослушивании литературоведческих сведений предположить, с какими проблемами восприятия лирического текста подростком-школьником столкнется учитель сегодня?

 

Сведения из теории литературы. Г. Гачев о лирике:

Прикасаясь к лирике, …мы выходим просто в иное измерение, откуда мы не узнаем
того же самого мира и вещей, которые только что представлялись
нам в эпопее. (Н.В. Проданик: Иначе говоря, основная задача лирики – представить мир в непривычном свете, «странно знакомом»…).

Эпос, именно потому что замахивается на всё, тем самым уже
предполагает «объятность необъятного» и делает это в спокойном, уравновешенном состоянии
души. Лирика — взволнованна, ее образ и произведение всегда —
символ; слово выхватывает из потока бытия одно мгновенное переживание (мысль) и должно через него дать законченное высказывание обо всем бытии... Вместо грандиозной космической формы эпопеи — теперь миниатюра.

Лирическое стихотворение — это всегда волевой акт, заклинание, «заговор», внушение, наваждение, чародейство — то, что
совсем не нужно эпосу, который апеллирует к спокойному созерцанию и любознательности. Лирическое стихотворение должно
завораживать, и оно пользуется для этого такими средствами, как
музыка, строфа, метр, разный и перебойный

Итак, в отличие от эпоса, который всегда есть «здравомыслящее», государственное мышление о бытии, лирика бывала более связана с религиозным умонастроением, даже с магическим периодом общественного сознания, и, собственно, внутри
культа и развивались многие ее жанры, особенно жанры хоровой
лирики — мелики (распевание гимнов в честь героев и богов). Трудовые песни — это первоначально несомненные заклинания, призванные заворожить просо («А мы просо
сеяли»), дубинушку и т.д. Поэтому в лирике более нужно вдохновение, «пиитический восторг»

Лирическое стихотворение — это стометровка, в отличие от марафонского бега эпопеи…стометровка не состоится, если с самого начала не будет
развита бешеная скорость. Главное и ударное высказывается
сразу, в начале, и еще раз — под конец, когда бегун рывком
вперед подает грудь, чтобы сорвать финишную ленточку. Потому лирическое стихотворение можно обозначать по первой строке, и так его запоминают (тогда как эпосу надо особое
заглавие-формула): «И скучно, и грустно…», «Шепот, робкое дыханье…» и т.д., — или просто жанром: баллада, сонет, дифирамб, ода, и
т.д. — не счесть. Жанр – модель мировидения.

Лирического поэта естественно представлять юношей, а
эпического поэта, писателя-прозаика — многоопытным мужем
или старцем, как Гомер. И это соответствует миросозерцанию
самого жанра: у старца жизнь (бытие) уже почти завершена как
целостность событий, поступков, действий, судьбы и недостает
только ее вторичного проведения — уже в сознании, памяти,
представлении. Для юноши жизнь — езда в незнаемое, все впереди, чревато
неожиданными поворотам: «Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал», — так писал Пушкин о юном поэте Ленском («Евгений Онегин»,
гл. 2, VII). И потому стихотворение — это рывок в жизнь, гангстерский
набег….

Если для эпоса необходим государственный диапазон мышления, то лирика — это личный, внегосударственный контакт с бытием.

Эпик анонимен, лирик легендарен… Эпосу нет нужды опираться на что-либо, ибо он, как всё, совпадает с цельностью жизни. В лирическом стихотворении … автор здесь — абсолютный источник. От
вспышек его я вылетает в бесконечность ракета лирического произведения … для этого он сам
должен жить напряженнейшим образом, быть личностью, иметь
свою судьбу, биографию. Сама жизнь его должна быть целостным
произведением, быть поэмой.

 

Одна из главных проблем – низкий уровень эмпатии современных школьников.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГОВ:

Н. И. Волчковой было проведено исследование подростков, общее число респондентов составило 96 человек. Результаты ее исследования представлены на рисунке 1.

На рисунке 1 проиллюстрировано, что треть респондентов обладает низким уровнем эмпатии, примерно половина имеет средний уровень, что свидетельствует о необходимости развития эмпатии в подростковом возрасте. Для подростков с разным уровнем развития эмпатиии характерны свои особенности. Если подросток умеет прощать окружающих, мало конфликтен, старается искать компромиссные решения, адекватно реагирует и способен переносить критику в свой адрес, то мы можем говорить о высоком уровне эмпатии. Кроме перечисленных характеристик высокий уровень эмпатии предполагает чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, чувства и интуиция стоят на первом месте. Такие подростки большую часть времени проводят в компании людей, много общаются. Среди минусов можно отметить, что подростки с высоким уровнем эмпатии постоянно нуждаются в одобрении своих действий не только со стороны родителей, друзей, близких, но и со стороны незнакомых людей, и расстраиваются, если его не получают.

Если подросток судит о других людях по их поступкам, не обращая внимания на личное впечатление, сложившееся о человеке, высказывает свое мнение в компании только тогда, когда уверен в его принятии остальными, то уровень эмпатии средний. Такому подростку не чужды проявления эмоций, но они стараются держать их под контролем и редко проявляют. В общении такие подростки внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, однако, если собеседник проявляет излишние чувства и эмоции они теряют терпение. При просмотре фильмов и чтении художественных произведений переживания героев, их чувства не играют для них важной роли, а следят за их поведением. Подросткам со средним уровнем эмпатии не характерна спонтанность, они не могут прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому случается, что они не понимают поступков других. Они испытывают трудности при восприятии людей, поскольку у них отсутствует раскованность чувств.

Для подростков с низким уровнем развития эмпатии свойственно испытывать затруднения в установлении контактов с людьми, они неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся подросткам с низким уровнем эмпатийности непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Такие испытуемые являются сторонниками точных формулировок и рациональных решений. Как правило, у таких подростков мало друзей, а из тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Подростки чувствуют свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют их вниманием
Кырова М. А., Кувалдина Е. А. Особенности эмпатии у современных подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95544.htm.

 

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ, с которыми столкнется педагог: низкий уровень эмпатии современных школьников, их неэмоциональность, знаниевая ЕГЭ-зависимость (это есть в ЕГЭ – надо изучать, а нет этого материала в ЕГЭ – зачем он тогда?); в лирике нет захватывающего сюжета – сложно представить, содержание лирического текста (для современного ученика в лирике НИЧЕГО не происходит), отсюда проблема – удержать внимание ученика; А.В. Ляпина: трудность анализа связана и с тайной художественного слова (Проданик Н.В: его семантической, смысловой сложностью=непроницаемостью для неподготовленного взора), которое, по меткому выражению О. Мандельштама, «является пучком, и смысл из него торчит в разные стороны, а не устремляется в одну точку. Слово свободно блуждает вокруг вещи, как душа вокруг брошенного, но не забытого тела», М.А. Рыбникова о проблеме «здоровой дозировки впечатлений» (это особенно важно в школьном коллективе при изучении сложной лирики М. Цветаевой, Бодлера, даже Лермонтова: необходимо показывать, как метр, размер, рифма преодолевают, смягчают трагедийное звучание стиха); еще одна проблема – недостаток жизненного опыта (так говорит З.Я. Рез) и несоответствие проблематики текста – возрасту школьников (пример, стихотворение Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» – это текст лирика, прощающегося с юностью….); проблема «перевода» прочувствованных ощущений при чтении текста в понятийный план (О. Богданова и О. Сомова о синтезе мысли и чувства в лирике) и, связанная с названной выше, проблема изменения чувств, осознание их текучести (то, что мы называем лирическим сюжетом); проблема речевого развития учащихся (им не хватает слов, чтобы описать свои чувства или чувства лирического героя).

 

Сложности, действительно, есть, что предлагают методисты.

NB. Повторение темы «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» (ее гл. мысли):

1) этап подготовки к восприятию текста, установка на мотивацию работы с текстом;

2) анализ;

3) синтез, демонстрирующий глубину понимания текста.

 

1). Работаем над пробуждением эмоций к автору и тексту:

Ляпина А.В. Цель вступительных занятий (или вступительного этапа – слова учителя)– очертить круг тех ассоциаций, личных впечатлений, которые пригодятся при изучении биографии автора и текста.

А). Активизация личных впечатлений: например, при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» в 5 классе можно задать ученикам вопросы, активизирующие их личный опыт: Видели ли вы море? Какие чувства рождались у вас на берегу? Расскажи о своей встрече с морем школьнику, который еще не видел море…

• При изучении «осенних» стихотворений А. Пушкина, Н. Заболоцкого, И. Бунина, Ф. Тютчева и др. можно спросить учеников: Чем радует и чем печалит вас осень? Какая осень (осень красок, дождей или ветров) вам нравится больше и почему? Поэты-омичи больше любят зиму и лето, в их текстах мало осенних мотивов, а как вы думаете, почему так?

• Перед изучением стихотворения В. Набокова «Лестница» (5 класс) можно предложить ученикам отправиться в путешествие в свое прошлое и ответить на вопросы: что чувствовал я, когда рассматривал картинки старой детской книжки или катаюсь уже взрослым на трехколесном велосипеде? Данный прием способствует развитию воображения.

Б). Создание ассоциативно-семантического ряда:

 • Урок по стихотворению А.С. Пушкина «Бесы» начинается с создания ассоциативного ряда со словом «бесы». Дальнейшая работа с мифологическим словарем «достроит» общее представление учеников о злых духах (можно даже говорить о колорите мира, в котором бесы обитают…).

 

В). Примеры из фрагмента урока Султамуратовой Ж. по пейзажной лирике Ф. Тютчева:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: