О. Сомова. Лингвистический эксперимент: подставь в стихотворение Ф. Тютчева пропущенные слова

Приемы работы с лирическим текстом:

Современные методисты: основные элементы лирического текста, на которые направлен АНАЛИЗ:

О. Сомова так определяет двоякую цель работы с лирическим произведением:

1. Приблизить юных читателей к авторскому взгляду на мир;

2. Развивать творческое воображение, оно позволить эстетически осваивать мир.

Объектами изучения, анализа лирического произведения в школе могут быть элементы художественного мира:

— Событие внутренней жизни лирического героя, его мысле-чувства, переживания.

— образ лирического героя;

— заглавие лирического текста, жанр, эпиграф;

— специфика хронотопа (лирический пейзажи…);

—  тема, сюжет и композиция;

— стиль автора (в том числе средства художественной выразительности, цветопись…);

— можно обратить внимание на культурно-исторический и автобиографический контексты, проясняющие лирическое событие, воссозданное в рассказе.

— лирический сюжет – движение чувств.

— мифологические (библейские) образы, мотивы...

— ритмико-мелодическая сторона лирического текста: размер, интонационный рисунок, поэтический синтаксис, рифма, деление на строфы…

 

Начинать освоение теоретических знаний о поэзии следует в примерно такой последовательности:

IV—V классы — многозначность поэтического слова, сравнение, олицетворение в поэзии;

VI—VII классы — образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;

VIII класс — поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом стиле;

IX класс — поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха;

Х - XI класс — ритмическая структура стиха, системы стихосложения в русской поэзии, семантика метра; формы выражения авторского сознания лирике (образ автора, лирический герой, лирический субъект, ролевой герой).

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ. Приемы изучения лирического произведения на разных этапах. 1) На вступительном этапе: рассказ учителя, выразительное чтение, работа с др. видами искусства для активизации эмоциональной сферы, сопоставление иллюстрации или живописного полотна с текстом стихотворения, чтение стихов других поэтов на эту тему... 2) На этапе анализа: выразительное чтение уч-ся и учителем, чтение про себя, эвристическая беседа, метод проблемных вопросов, сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент, чтение стихотворения автором. 3) На этапе итогового синтеза: выразительное чтение стихотворения учащимися – в средних кл., выразительное чтение и анализ, интерпретация лирического текста – в старших классах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: