Приемы работы с лирическим текстом:
Современные методисты: основные элементы лирического текста, на которые направлен АНАЛИЗ:
О. Сомова так определяет двоякую цель работы с лирическим произведением:
1. Приблизить юных читателей к авторскому взгляду на мир;
2. Развивать творческое воображение, оно позволить эстетически осваивать мир.
Объектами изучения, анализа лирического произведения в школе могут быть элементы художественного мира:
Событие внутренней жизни лирического героя, его мысле-чувства, переживания.
образ лирического героя;
заглавие лирического текста, жанр, эпиграф;
специфика хронотопа (лирический пейзажи…);
тема, сюжет и композиция;
стиль автора (в том числе средства художественной выразительности, цветопись…);
можно обратить внимание на культурно-исторический и автобиографический контексты, проясняющие лирическое событие, воссозданное в рассказе.
лирический сюжет – движение чувств.
мифологические (библейские) образы, мотивы...
|
|
ритмико-мелодическая сторона лирического текста: размер, интонационный рисунок, поэтический синтаксис, рифма, деление на строфы…
Начинать освоение теоретических знаний о поэзии следует в примерно такой последовательности:
IV—V классы — многозначность поэтического слова, сравнение, олицетворение в поэзии;
VI—VII классы — образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;
VIII класс — поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом стиле;
IX класс — поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха;
Х - XI класс — ритмическая структура стиха, системы стихосложения в русской поэзии, семантика метра; формы выражения авторского сознания лирике (образ автора, лирический герой, лирический субъект, ролевой герой).
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ. Приемы изучения лирического произведения на разных этапах. 1) На вступительном этапе: рассказ учителя, выразительное чтение, работа с др. видами искусства для активизации эмоциональной сферы, сопоставление иллюстрации или живописного полотна с текстом стихотворения, чтение стихов других поэтов на эту тему... 2) На этапе анализа: выразительное чтение уч-ся и учителем, чтение про себя, эвристическая беседа, метод проблемных вопросов, сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент, чтение стихотворения автором. 3) На этапе итогового синтеза: выразительное чтение стихотворения учащимися – в средних кл., выразительное чтение и анализ, интерпретация лирического текста – в старших классах.