Подготовка к восприятию нового материала

ž Ребята, какое у вас сейчас настроение? Опишите. Что же значит слово «настроение»?

(Настроение – внутреннее душевное состояние).

ž – А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что получится?

(Выбирают цветные карточки, высказывают своё мнение).

ž – Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения. А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь? (Высказывания учащихся).

ž – Сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна. А какой художественный приём вы использовали, описывая свои воображаемые картины? (Метафора, олицетворение).

ž 2. Сегодня на уроке мы с вами продолжим увлекательное путешествие в волшебный мир лирики и докажем, что природа живая. Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания, тревоги. Природа деятельная, будто сама ведёт свой календарь.

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

(Ф.И. Тютчев)

(Выразительно читает учитель).

ž –Именно о душе родной природы писал поэт Тютчев. Федор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихотворения – это зарисовки различных времен года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени.

Работа над стихотворением Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде,—

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

22 августа 1857

 

2. Анализ. Лексическая работа:

ž Хрустальный – очень прозрачный, чистый.

ž праздная борозда - полоса ничем не занятая, отдыхающая от урожая, он уже собран.

ž лазурь- яркий светло-синий цвет, воздух над полем кажется голубым и сливается с небом.

ž лучезарны вечера - ясные вечера с красивыми закатами.

Что бы здесь добавили вы?

ž Давайте теперь пригласим тишину и послушаем стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Предлагаю прослушать стихотворение и одновременно наблюдать картины осени (видео с изображением осени)

1-2 минуты на осмысление стихотворения:

- опишите настроение произведения, как оно меняется?

- а что вы почувствовали, слушая его?

Домашнее задание для школьников (прием словесного рисования)

ž Вам нужно создать иллюстрацию к тексту Тютчева, подумайте, какая цветовая палитра будет у вашей иллюстрации. Назовите слова в тексте, которые подсказывают вам палитру. Какие чувства, спрятанные в стихотворении, эта палитра будет передавать?

 

Фрагмент урока изучения лирики Федора Ивановича Тютчева
Класс: 10 класс. Философская лирика.

ž Цели урока:

ž Сформировать у учащихся представление о сущности философской лирики Ф.И. Тютчева в целом.


Ф. И. Тютчев. «Певучесть есть в морских волнах...»

Est in arundineis modulatio musica ripis.

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

 

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

 

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?

 

И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?

11 мая 1865

 

ž Посмотрите на знаки препинания, которые употребляют поэты, чем вас удивляет Тютчев? (вопросительные знаки)

ž О чем поэт задает вопросы? Для чего он их задает? Кому? (всем людям, чтобы подумать над вопросами).

ž Как вы думаете, как назвали такую лирику ученые? Лирику, где много вопросов, где автором заложена необходимость думать и размышлять, мыслить?

ž Ответ: философская лирика.


 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: