Ребята, какое у вас сейчас настроение? Опишите. Что же значит слово «настроение»?
(Настроение – внутреннее душевное состояние).
– А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что получится?
(Выбирают цветные карточки, высказывают своё мнение).
– Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения. А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь? (Высказывания учащихся).
– Сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна. А какой художественный приём вы использовали, описывая свои воображаемые картины? (Метафора, олицетворение).
2. Сегодня на уроке мы с вами продолжим увлекательное путешествие в волшебный мир лирики и докажем, что природа живая. Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания, тревоги. Природа деятельная, будто сама ведёт свой календарь.
|
|
Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
(Ф.И. Тютчев)
(Выразительно читает учитель).
–Именно о душе родной природы писал поэт Тютчев. Федор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихотворения – это зарисовки различных времен года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени.
Работа над стихотворением Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
22 августа 1857
2. Анализ. Лексическая работа:
Хрустальный – очень прозрачный, чистый.
праздная борозда - полоса ничем не занятая, отдыхающая от урожая, он уже собран.
лазурь- яркий светло-синий цвет, воздух над полем кажется голубым и сливается с небом.
лучезарны вечера - ясные вечера с красивыми закатами.
Что бы здесь добавили вы?
Давайте теперь пригласим тишину и послушаем стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Предлагаю прослушать стихотворение и одновременно наблюдать картины осени (видео с изображением осени)
|
|
1-2 минуты на осмысление стихотворения:
- опишите настроение произведения, как оно меняется?
- а что вы почувствовали, слушая его?
Домашнее задание для школьников (прием словесного рисования)
Вам нужно создать иллюстрацию к тексту Тютчева, подумайте, какая цветовая палитра будет у вашей иллюстрации. Назовите слова в тексте, которые подсказывают вам палитру. Какие чувства, спрятанные в стихотворении, эта палитра будет передавать?
Фрагмент урока изучения лирики Федора Ивановича Тютчева
Класс: 10 класс. Философская лирика.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о сущности философской лирики Ф.И. Тютчева в целом.
Ф. И. Тютчев. «Певучесть есть в морских волнах...»
Est in arundineis modulatio musica ripis.
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?
И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
11 мая 1865
Посмотрите на знаки препинания, которые употребляют поэты, чем вас удивляет Тютчев? (вопросительные знаки)
О чем поэт задает вопросы? Для чего он их задает? Кому? (всем людям, чтобы подумать над вопросами).
Как вы думаете, как назвали такую лирику ученые? Лирику, где много вопросов, где автором заложена необходимость думать и размышлять, мыслить?
Ответ: философская лирика.