Одна из главных методических задач – обучение выразительному чтению стихотворения

Что об этом говорят методисты?

Рез З.Я. Формы и приемы обучающего анализа лирических стихотворений. Методика обучения литературе. М., 1977

Не существует какого-то единого, магистрального пути разбора лирических произведений: подходы к ним могут быть так же разнообразны, как многообразна сама поэзия. Выбор формы, приема работы больше всего зависит от специфики лирического текста.

В IV—VI классах анализ может «сливаться» с обучением школьников выразительному чтению стихотворения. Например, знакомя пятиклассников с «Зимним утром», учитель в собственном исполнении постарается передать радость бытия, наслаждение яркостью и чистотой зимних красок, задушевность пушкинского обращения к «другу прелестному». А затем ребятам предлагается прочесть стихотворение молча, потом вслух. Чтобы потом от интуитивного постижения стихотворения можно было перейти к его осмыслению, пятиклассникам даются вопросы для обдумывания: чем будет отличаться настроение, с каким вы прочтете первую и вторую строфы? Какая разница в том чувстве, какое вызывает у поэта зимний пейзаж и какое он испытывает в озаренной «янтарным блеском» комнате? Как вы прочитаете заключительную строфу — с повышением или понижением голоса? Почему?

Подобные вопросы побуждают представить красоту зимнего пейзажа и одновременно понять: главное в стихотворении не сами по себе картины природы, а вызванное ими душевное состояние. Эта простая для зрелого читателя мысль является для учеников V класса новой. Если направить внимание ребят, они увидят, что, рисуя пейзаж, поэт говорит о человеке: о его счастье, радости, грусти. Можно предположить, что подобная постановка вопросов активизирует деятельность школьников. Каким образом? Понимание смены настроения в стихотворении расширит их эмоциональный диапазон и приведет к разнообразию оттенков в чтении. А само чтение явится для учащихся как бы новой ступенью в овладении поэтическим текстом.

Анализ подобного рода необходим при изучении лирики: он воспитывает внимательное отношение к поэтическому слову, к движению чувства, к авторской позиции. Он очень важен на первых шагах обучения литературе, так как учит конкретному проникновению в поэтический текст.

Обучающиеся IV—VI классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики VII—VIII классов. В IX—XI классах интерес к лирике у большинства школьников возвращается, при этом на новом, более высоком уровне.

В работе с обучающимися старших классов на уроках лирики особенно важно соединить логическое и эмоциональное начала.

От учителя требуется много терпения и душевного такта, чтобы сделать изучение лирики школьниками процессом деятельного, творческого, активного познания самой поэзии и жизни, отраженной в ней. Для этих целей необходимо прежде всего опираться на воображение обучающихся, побуждать их к ассоциативному мышлению и эмоциональной оценке. Кроме того, важно (особенно в IV—VI классах) акцентировать личностные мотивы при чтении стихов, идти от непосредственных читательских впечатлений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: