Таблица 6
Педагогическая | Интерактивная (журналистская) | |
Цель | Воспитание медиакомпетентной личности | Привлечение аудитории к СМИ. Привлечение аудитории к созданию текстов СМИ. Формирование медиакомпетентной аудиторией собственного СМИ. Формирование позитивного имиджа СМИ. |
Субъекты | Медиапедагоги, учителя, библиотекари, другие педагогические работники | Журналисты, режиссеры, операторы, медиаменеджеры, другие представители медиасообщества |
Адресаты | Учащиеся | Аудитория, представляющая разные слои населения: молодежь, пенсионеры, представители НКО, бизнеса, власти |
Коммуникативные стратегии | Воздействия | Взаимодействия |
Средства | Обучение, внушение, демонстрация, описание | Моделирование |
Формы | Интеграция в базовое образование, уроки, курсы, образовательные программы с использованием медиатехники, кружки, медиаклубы, выпуск ученических газет, журналов, теле- и радиопрограмм и пр. | Создание информационных продуктов в виде газет, журналов, теле- и радиопрограмм, публикации в СМИ, продукты интернет-журналистики, мастер-классы, семинары, тренинги, медиафестивали, конкурсы, встречи с читателями/зрителями/слушателями и пр. |
Уровень мотивации | В целом низкий. Работают отдельные энтузиасты на основе личного интереса | Высокий. Коммерческий. Работают структуры на профессиональной основе |
Результат | Общество медиакомпетентных граждан | Формирование коммуникативной среды на основе взаимовыгодного сотрудничества с аудиторией. Формирование позитивного имиджа СМИ. Привлечение аудитории, повышение тиражей, рейтингов, прибыли |
Эффективность | Менее высокая | Более высокая |
Внимание! В главах монографии дана сквозная нумерация таблиц и графиков. В Приложениях нумерация дана для каждого приложения отдельно.
|
|
Из сравнения видно, что журналистская модель может быть более эффективной, поскольку имеет прикладной характер и выраженную мотивацию медиаспециалистов.
-107-
Однако следует понимать, что сегодня далеко не все руководители СМИ готовы ставить перед собой задачу повышения уровня медиакомпетентности аудитории и вести целенаправленную медиаобразовательную деятельность. Более того, многие СМИ преследуют иные цели: с меньшими затратами получить быструю и максимальную прибыль. Это возможно в случае эксплуатации человеческих слабостей и потребностей низшего порядка. Решению этой задачи медиаобразование не только не способствует, но и препятствует. Медиаобразованная аудитория чутко реагирует на изменения контента и быстро меняет свои медиапредпочтения.
В этом смысле педагогическая модель по определению предполагает более высокую ценностную составляющую. Однако проблема заключается в том, что медиаобразовательная мотивация на современном этапе развития российского медиаобразования не проявлена ни на уровне образовательных учреждений, ни на уровне системы российского образования в целом.
|
|
К сказанному стоит добавить, что условное деление медиаобразования по сферам деятельности на «педагогическую модель» и «журналистскую» может быть темой дальнейших научных исследований в области теории медиаобразования.
И.М. Дзялошинский обращает внимание на то, что медиаобразование как концептуальная модель возникла в странах с доминирующей либеральной идеологией. И понятно, почему, с одной стороны, в этих странах фиксируется беспрецедентное развитие разнообразных СМИ, создающих огромное количество информационного шума; с другой, – существенное понижение гражданской активности, выражающееся в неуклонном падении количества людей, принимающих участие в избирательных кампаниях и других формах гражданского поведения. Все это поставило в повестку дня вопрос о поиске новых форм вовлечения граждан в дела общества. В связи с этим возникла теория социальной ответственности СМИ, появилась идея медиаобразования. Причем с самого начала внутри корпуса разработчиков этой идеи боролись два подхода.
Первый «педагогический», который подразумевает процесс формирования квалифицированной (или, как сейчас говорят – компетентной) аудитории СМИ. Размышляя о показателях медиакомпетентности, приверженцы этой теории
-108-
ограничиваются исключительно медийной сферой. Словно умение потреблять и производить медиатексты является самоцелью.
Сторонники другого подхода, который И.М. Дзялошинский называет «гражданским», полагают, что медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии... В России к сторонникам этого подхода относятся А.П. Короченский, И.В. Жилавская [135].
В истории были попытки совместить оба подхода. Так, в одном из документов ЮНЕСКО (Вена, 1999) говорится, что медиаобразование «имеет дело со всеми средствами массовой информации и коммуникации и включает в себя печатный мир и графику, аудио, фотографию и видео изображение, доставленные потребителю с помощью любых технологий; оно расширяет возможности человека в понимании общественных СМИ и характера их воздействия, а также в получении навыков использования этих медиа для коммуникации с другими людьми» [136].
И вряд ли является случайным совпадением то обстоятельство, что параллельно с развитием концепций медиаобразования ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы много внимания уделяли идеям гражданского образования. Так, Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всемирная программа образования в области прав человека. В документах пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН следующим образом раскрывается содержание понятия «образование в области прав человека»: «...усилия по образованию, обучению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, которые направлены на:
- укрепление уважения прав человека и основных свобод;
- всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;
- содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
-109-
- обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;
|
|
- строительство и поддержание мира;
- обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости» [137].
С точки зрения гражданского подхода к медиаобразованию, его «социальный смысл заключается не столько в повышении медиакомпетентности индивида, сколько в формировании установки на медиаактивность.
Определяя место медиаактивности в системе «активностей» человека, И.М. Дзялошинский предполагает, что активность личности представляет собой многослойный «пирог», состоящий, по крайней мере, из трех слоев:
- ведущая активность (например, трудовая, гражданская или любая другая);
- информационная активность, направляющая энергетику личности на поиск информации, необходимой для реализации ведущей активности, во всех имеющихся ресурсах;
- медиаактивность, управляющая действиями индивида по поиску (или производству) информации в медиасфере.
При этом он обозначает шесть основных видов медиаактивности:
- поиск,
- получение,
- потребление,
- передача,
- производство,
- распространение массовой информации.
В этой связи интересным является предположение, что рост (или понижение) медиаактивности населения в разных странах может служить индикатором вектора развития этих стран [138].
Сегодня логика развития общества такова, что жить в медиатизированном мире и быть вне медиасферы невозможно. И как человек в детстве обучается умению говорить, читать и писать, так он вынужден обучаться языку медиа для проявления своей личности через медиаактивность.
-110-
▲
◄◄ в оглавление ►►
[87] Masterman L. (1985). Teaching the Media. London: ComediaPublishingGroup, 341 p.
[88] Грюнвальдская декларация по медиаобразованию [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).
[89] Рекомендации Венской конференции «Обучение медиа в цифровой эпохе», адресованные ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).
[90] Rekommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, P. 152.
|
|
[91] Рекомендации Севильской конференции «Медиаобразование молодежи», адресованные ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).
[92] Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. 2-е издание. М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007, С. 56–57.
[93] Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-воМоск. ун-та, 2002. С. 19.
[94] Hart, A. (1998) Introduction: Media Education in the Global Village. In: Hart, A. (Ed.) Teaching the Media. International Perspectives. Mahwah, New Jersey. London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, PP. 1–21.
[95] Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004, С. 18.
[96] Короченский А.П. Пятая власть? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003, С. 187–188.
[97] Gerbner, G. (1995)/ Educators Activists Organize to Promote Media Literacy in U.S. In: The New Citizen. 1995, Vol, 2, № 2.
[98] McMahon, B. (2003). Relevance and Rigour in Media Education. Keynote Presentation to the National Media Education Conference. Baltimore, P. 3.
[99] Media Education. Paris: UNESKO, 1984, P. 8.
[100] Педагогический энциклопедический словарь. Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2003, С. 138.
[101] Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001.
[102] Адрес сайта «Информационная грамотность и медиаобразование»: http://www.mediagram.ru/
[103] Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-т, 2007, C. 270.
[104] Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education.Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.): Transaction Publishers, P.15–68.
[105] Цит. по: Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. C. 28.
[106] Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. М.: 2006, C. 7.
[107] Подробнее о Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» можно прочитать на официальном сайте программы: http://ifapcom.ru
[108] Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проспект. 2006. С. 8.
[109] Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование. // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 40–46.
[110] Антошина И.В., Короченский А.П. Организация общественного мониторинга СМИ и «FAIR» [Электронный ресурс] / Библиотека Центра экстремальной журналистики. URL: http://www.library.cjes.ru/online/?b_id=450 (Дата обращения: 15.04.2008).
[111] Аношина И.В. Организация общественного мониторинга СМИ и медиакритики «FAIR» (США) в системе гражданского диалога со СМИ// Журналистика и медиаобразование. 2007: Сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1–3 октября 2007 г.): Т.1. Белгород, БелГУ, 2007, С. 275–281.
[112] Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001.
[113] Kubey, R. (Ed.) (1997).Media literacy in the information age. New Brunswick (U.S.A.) and London / U.K.P. 21.
[114] Carlsson, U. & Von Feilitzen, C. (Eds.) (1998).Childrenandmediaviolence. Goteborg: UNESCO. p. 45–202.
[115] Федоров А.В. Права ребенка и проблемы насилия на российском экране. Таганрог, 2004.
[116] Wnet/Thirteen (1980). Critical television viewing: a training manual for teachers trainers. New Yourk: CambridgeE, P. 46–49.
[117] Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проспект. 2006. С. 416.
[118] Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации. // Специалист. 1993, № 4. С. 22–23.
[119] Что такое критическое мышление? // Еженедельник «Русский язык», 2002. № 29.
[120] Gonnet, J. Education et Medias. Paris: Press universitaire de France. 1997. P.10.
[121] Minkkinen, S.A general curricular model for mass media education. Paris: UNESCO, 1978. P. 26–28.
[122] McQuail, D. Mass communication theory: an introduction. Beverly hills, California: Sage, 1987. P.63.
[123] Kubey, R. Media literacy in the information age.New Brunwick (U.S.A.) and London /U.K. 1997. Р. 120.
[124] Gerbner, G. & Gross, L. Living with television.Journal of communication. 26, Spring, 1976. P. 173–199.
[125] Kubey, R. Media literacy in the information age. New Brunswick (U.S.A.) and London /U.K. 1997. P. 122.
[126] Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. – 167 с.
[127] Духанин В.Н. Православие и мир кино М., 2005.
[128] Федоров А.В. Теологическая теория медиаобразования // Инновации в образовании. 2007. № 11. C. 96–101.
[129] Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Омск: Изд-во Сиб. филиал Рос.ин-та культурологии, 2001. C. 446.
[130] Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. С. 94.
[131] Усов Ю.Н. и др. Основы экранной культуры // Цикл программ / Рук. Ю.Н. Усов. М.: Изд-во Российской Академии образования. 1998. С. 55.
[132] Федоров А.В. Медиаобразование по С.Н. Пензину // Искусство и образование. 2004. № 3. С. 64–74.
[133] Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования. М.: Академия педагогических наук, НИИ средств обучения. 1991. С. 3.
[134] Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. С. 25.
[135] Дзялошинский И.М. Медиаобразование: педагогическая технология или школа гражданских коммуникаций? // Медиаобразование: от теории – к практике // Сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 90.
[136] Рекомендации Венской конференции «Обучение медиа в цифровой эпохе», адресованные ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).
[137] Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. А/59/525/ Rev. Distr. General 2 March 2005.
[138] Дзялошинский И.М. Медиаобразование: педагогическая технология или школа гражданских коммуникаций? // Медиаобразование: от теории – к практике // Сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008 / Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 93.