Модели медиаобразовательной деятельности

Таблица 6

  Педагогическая Интерактивная (журналистская)
Цель Воспитание медиакомпетентной личности Привлечение аудитории к СМИ. Привлечение аудитории к созданию текстов СМИ. Формирование медиакомпетентной аудиторией собственного СМИ. Формирование позитивного имиджа СМИ.
Субъекты Медиапедагоги, учителя, библиотекари, другие педагогические работники Журналисты, режиссеры, операторы, медиаменеджеры, другие представители медиасообщества
Адресаты Учащиеся Аудитория, представляющая разные слои населения: молодежь, пенсионеры, представители НКО, бизнеса, власти
Коммуникативные стратегии Воздействия Взаимодействия
Средства Обучение, внушение, демонстрация, описание Моделирование
Формы Интеграция в базовое образование, уроки, курсы, образовательные программы с использованием медиатехники, кружки, медиаклубы, выпуск ученических газет, журналов, теле- и радиопрограмм и пр. Создание информационных продуктов в виде газет, журналов, теле- и радиопрограмм, публикации в СМИ, продукты интернет-журналистики, мастер-классы, семинары, тренинги, медиафестивали, конкурсы, встречи с читателями/зрителями/слушателями и пр.
Уровень мотивации В целом низкий. Работают отдельные энтузиасты на основе личного интереса Высокий. Коммерческий. Работают структуры на профессиональной основе
Результат Общество медиакомпетентных граждан Формирование коммуникативной среды на основе взаимовыгодного сотрудничества с аудиторией. Формирование позитивного имиджа СМИ. Привлечение аудитории, повышение тиражей, рейтингов, прибыли
Эффективность Менее высокая Более высокая

Внимание! В главах монографии дана сквозная нумерация таблиц и графиков. В Приложениях нумерация дана для каждого приложения отдельно.

Из сравнения видно, что журналистская модель может быть более эффективной, поскольку имеет прикладной характер и выраженную мотивацию медиаспециалистов.

-107-

Однако следует понимать, что сегодня далеко не все руководители СМИ готовы ставить перед собой задачу повышения уровня медиакомпетентности аудитории и вести целенаправленную медиаобразовательную деятельность. Более того, многие СМИ преследуют иные цели: с меньшими затратами получить быструю и максимальную прибыль. Это возможно в случае эксплуатации человеческих слабостей и потребностей низшего порядка. Решению этой задачи медиаобразование не только не способствует, но и препятствует. Медиаобразованная аудитория чутко реагирует на изменения контента и быстро меняет свои медиапредпочтения.

В этом смысле педагогическая модель по определению предполагает более высокую ценностную составляющую. Однако проблема заключается в том, что медиаобразовательная мотивация на современном этапе развития российского медиаобразования не проявлена ни на уровне образовательных учреждений, ни на уровне системы российского образования в целом.

К сказанному стоит добавить, что условное деление медиаобразования по сферам деятельности на «педагогическую модель» и «журналистскую» может быть темой дальнейших научных исследований в области теории медиаобразования.

И.М. Дзялошинский обращает внимание на то, что медиаобразование как концептуальная модель возникла в странах с доминирующей либеральной идеологией. И понятно, почему, с одной стороны, в этих странах фиксируется беспрецедентное развитие разнообразных СМИ, создающих огромное количество информационного шума; с другой, – существенное понижение гражданской активности, выражающееся в неуклонном падении количества людей, принимающих участие в избирательных кампаниях и других формах гражданского поведения. Все это поставило в повестку дня вопрос о поиске новых форм вовлечения граждан в дела общества. В связи с этим возникла теория социальной ответственности СМИ, появилась идея медиаобразования. Причем с самого начала внутри корпуса разработчиков этой идеи боролись два подхода.

Первый «педагогический», который подразумевает процесс формирования квалифицированной (или, как сейчас говорят – компетентной) аудитории СМИ. Размышляя о показателях медиакомпетентности, приверженцы этой теории

-108-

ограничиваются исключительно медийной сферой. Словно умение потреблять и производить медиатексты является самоцелью.

Сторонники другого подхода, который И.М. Дзялошинский называет «гражданским», полагают, что медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии... В России к сторонникам этого подхода относятся А.П. Короченский, И.В. Жилавская [135].

В истории были попытки совместить оба подхода. Так, в одном из документов ЮНЕСКО (Вена, 1999) говорится, что медиаобразование «имеет дело со всеми средствами массовой информации и коммуникации и включает в себя печатный мир и графику, аудио, фотографию и видео изображение, доставленные потребителю с помощью любых технологий; оно расширяет возможности человека в понимании общественных СМИ и характера их воздействия, а также в получении навыков использования этих медиа для коммуникации с другими людьми» [136].

И вряд ли является случайным совпадением то обстоятельство, что параллельно с развитием концепций медиаобразования ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы много внимания уделяли идеям гражданского образования. Так, Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всемирная программа образования в области прав человека. В документах пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН следующим образом раскрывается содержание понятия «образование в области прав человека»: «...усилия по образованию, обучению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, которые направлены на:

- укрепление уважения прав человека и основных свобод;

- всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;

- содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

-109-

- обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;

- строительство и поддержание мира;

- обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости» [137].

С точки зрения гражданского подхода к медиаобразованию, его «социальный смысл заключается не столько в повышении медиакомпетентности индивида, сколько в формировании установки на медиаактивность.

Определяя место медиаактивности в системе «активностей» человека, И.М. Дзялошинский предполагает, что активность личности представляет собой многослойный «пирог», состоящий, по крайней мере, из трех слоев:

- ведущая активность (например, трудовая, гражданская или любая другая);

- информационная активность, направляющая энергетику личности на поиск информации, необходимой для реализации ведущей активности, во всех имеющихся ресурсах;

- медиаактивность, управляющая действиями индивида по поиску (или производству) информации в медиасфере.

При этом он обозначает шесть основных видов медиаактивности:

- поиск,

- получение,

- потребление,

- передача,

- производство,

- распространение массовой информации.

В этой связи интересным является предположение, что рост (или понижение) медиаактивности населения в разных странах может служить индикатором вектора развития этих стран [138].

Сегодня логика развития общества такова, что жить в медиатизированном мире и быть вне медиасферы невозможно. И как человек в детстве обучается умению говорить, читать и писать, так он вынужден обучаться языку медиа для проявления своей личности через медиаактивность.

-110-

◄◄ в оглавление ►►

 

[87] Masterman L. (1985). Teaching the Media. London: ComediaPublishingGroup, 341 p.

[88] Грюнвальдская декларация по медиаобразованию [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).

[89] Рекомендации Венской конференции «Обучение медиа в цифровой эпохе», адресованные ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).

[90] Rekommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, P. 152.

[91] Рекомендации Севильской конференции «Медиаобразование молодежи», адресованные ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).

[92] Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. 2-е издание. М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007, С. 56–57.

[93] Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-воМоск. ун-та, 2002. С. 19.

[94] Hart, A. (1998) Introduction: Media Education in the Global Village. In: Hart, A. (Ed.) Teaching the Media. International Perspectives. Mahwah, New Jersey. London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, PP. 1–21.

[95] Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004, С. 18.

[96] Короченский А.П. Пятая власть? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003, С. 187–188.

[97] Gerbner, G. (1995)/ Educators Activists Organize to Promote Media Literacy in U.S. In: The New Citizen. 1995, Vol, 2, № 2.

[98] McMahon, B. (2003). Relevance and Rigour in Media Education. Keynote Presentation to the National Media Education Conference. Baltimore, P. 3.

[99] Media Education. Paris: UNESKO, 1984, P. 8.

[100] Педагогический энциклопедический словарь. Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2003, С. 138.

[101] Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001.

[102] Адрес сайта «Информационная грамотность и медиаобразование»: http://www.mediagram.ru/

[103] Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-т, 2007, C. 270.

[104] Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education.Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.): Transaction Publishers, P.15–68.

[105] Цит. по: Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. C. 28.

[106] Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. М.: 2006, C. 7.

[107] Подробнее о Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» можно прочитать на официальном сайте программы: http://ifapcom.ru

[108] Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проспект. 2006. С. 8.

[109] Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование. // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 40–46.

[110] Антошина И.В., Короченский А.П. Организация общественного мониторинга СМИ и «FAIR» [Электронный ресурс] / Библиотека Центра экстремальной журналистики. URL: http://www.library.cjes.ru/online/?b_id=450 (Дата обращения: 15.04.2008).

[111] Аношина И.В. Организация общественного мониторинга СМИ и медиакритики «FAIR» (США) в системе гражданского диалога со СМИ// Журналистика и медиаобразование. 2007: Сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1–3 октября 2007 г.): Т.1. Белгород, БелГУ, 2007, С. 275–281.

[112] Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001.

[113] Kubey, R. (Ed.) (1997).Media literacy in the information age. New Brunswick (U.S.A.) and London / U.K.P. 21.

[114] Carlsson, U. & Von Feilitzen, C. (Eds.) (1998).Childrenandmediaviolence. Goteborg: UNESCO. p. 45–202.

[115] Федоров А.В. Права ребенка и проблемы насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

[116] Wnet/Thirteen (1980). Critical television viewing: a training manual for teachers trainers. New Yourk: CambridgeE, P. 46–49.

[117] Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проспект. 2006. С. 416.

[118] Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации. // Специалист. 1993, № 4. С. 22–23.

[119] Что такое критическое мышление? // Еженедельник «Русский язык», 2002. № 29.

[120] Gonnet, J. Education et Medias. Paris: Press universitaire de France. 1997. P.10.

[121] Minkkinen, S.A general curricular model for mass media education. Paris: UNESCO, 1978. P. 26–28.

[122] McQuail, D. Mass communication theory: an introduction. Beverly hills, California: Sage, 1987. P.63.

[123] Kubey, R. Media literacy in the information age.New Brunwick (U.S.A.) and London /U.K. 1997. Р. 120.

[124] Gerbner, G. & Gross, L. Living with television.Journal of communication. 26, Spring, 1976. P. 173–199.

[125] Kubey, R. Media literacy in the information age. New Brunswick (U.S.A.) and London /U.K. 1997. P. 122.

[126] Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. – 167 с.

[127] Духанин В.Н. Православие и мир кино М., 2005.

[128] Федоров А.В. Теологическая теория медиаобразования // Инновации в образовании. 2007. № 11. C. 96–101.

[129] Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Омск: Изд-во Сиб. филиал Рос.ин-та культурологии, 2001. C. 446.

[130] Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. С. 94.

[131] Усов Ю.Н. и др. Основы экранной культуры // Цикл программ / Рук. Ю.Н. Усов. М.: Изд-во Российской Академии образования. 1998. С. 55.

[132] Федоров А.В. Медиаобразование по С.Н. Пензину // Искусство и образование. 2004. № 3. С. 64–74.

[133] Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования. М.: Академия педагогических наук, НИИ средств обучения. 1991. С. 3.

[134] Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. С. 25.

[135] Дзялошинский И.М. Медиаобразование: педагогическая технология или школа гражданских коммуникаций? // Медиаобразование: от теории – к практике // Сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 90.

[136] Рекомендации Венской конференции «Обучение медиа в цифровой эпохе», адресованные ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).

[137] Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. А/59/525/ Rev. Distr. General 2 March 2005.

[138] Дзялошинский И.М. Медиаобразование: педагогическая технология или школа гражданских коммуникаций? // Медиаобразование: от теории – к практике // Сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008 / Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 93.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: