Тема 1. Экологическая социология как наука

ВВЕДЕНИЕ

 

Отношения человека и природы относится к числу фундаментальных проблем человеческого познания. В каждую эпоху на передний план выдвигались те или иные стороны данной проблемы. Это зависело от степени теоретического и практического освоения природной действительности, развития общества, его интересов и потребностей.

Для человека природа — окружающая его среда. В отличие от других животных, лишь приспосабливающихся к условиям внешней среды, человек, являясь существом социальным, обладая сознанием, аппаратом мышления, способностью производить орудия труда и пользоваться ими, воздействует на среду своего обитания, стремясь сознательно и активно изменить ее для удовлетворения своих потребностей.

С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Сегодня он, являясь социальным существом, взаимодействует с природой посредством всевозможных технических средств. При таком взаимодействии происходит обмен веществ между человеком и природой, но темпы его развития и масштабы существенно возрастают. Это обусловлено развитием знаний и соответственным совершенствованием техники.

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов  становится оптимальное  взаимодействие общества и природы. Характер этого взаимодействий можно охарактеризовать как назревающий конфликт, исход которого неясен. Изменения природной среды (изменения климата, загрязнение природной среды, исчезновение многих представителей флоры и фауны, опустынивание планеты, истощение ресурсов и т.п.) являются результатом хозяйственной деятельности человека. Драматизм ситуации усугубляется тем, что человек, являясь биологическим существом, не может существовать вне природы.

Человечество пытается найти выход из создавшейся ситуации. В настоящее время ученые ищут способы разрешения или, по крайней мере, смягчения последствий экологического кризиса. На смену стихийному естественноисторическому процессу построения стратегий жизнедеятельности приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу в целях совместного с ней выживания. На этапе осуществления научно-технической революции общество обретает реальную возможность осуществить сознательное регулирование и контроль над обменом веществ с природой. Человек познаёт и правильно применяет её законы в интересах общественного прогресса.

Динамика проблемного поля изучения взаимоотношений человека и природы - это постановка вопросов о необходимости регуляции преобразующей деятельности человека, о пределах роста производства, основанного на все расширяющемся потреблении природы. Уже в 70-х годах в работах Римского клуба были обозначены сценарии возможной экологической катастрофы, к которой приближается современная цивилизация. Выход виделся на пути ограничения вещественно-энергетического потребления природы и минимизации вредных выбросов, критически нарушающих динамическое равновесие биосферы. Идеалами были провозглашены переход к экологически чистым технологиям, отказ от технократического отношения к природе и человеку, контроль над рождаемостью.

Но в этой связи возник новый комплекс проблем, касающихся условий, возможностей и путей реализации этого идеала. Возможно ли ограничение потребления природных ресурсов при увеличивающемся демографическом давлении? Как соотносятся идеи свободы, демократии, принципы рыночной экономики с требованиями ограничения непрерывного роста производства и потребления? Как должна измениться структура ценностей технократической цивилизации, до сих пор ориентированной на расширение масштабов преобразования природы? Какие новые нравственные императивы и правовые нормы должны быть выработаны, чтобы обеспечить экологическое выживание человечества?    Современные исследования глобального кризиса выявили его природу как кризиса машинной стадии цивилизации, поставившей, однако, под угрозу существование человечества вообще.

Чем более совершенствуются техника и технологии, тем большие массы природного вещества приводятся ими в движение. И этот процесс идет с непрерывным нарастанием, так как доминирующим направлением мышления был и остается техницизм – идейно-теоретическое обоснование преобразующей общественно-производственной технологии. В русле техницизма были созданы многочисленные социологические теории общественного развития, среди которых наибольшую известность получили концепции индустриальногои постиндустриального общества, постулирующие позитивную роль научно-технического прогресса. С этой точки зрения понятия «качества жизни», процветания, гармонии и стабильного существования неотделимы от роста материального благосостояния, развития техники и технологии. Однако проявившиеся в 1960-е годы кризисные экологические последствия, технические и этические «побочные эффекты» научно-технического прогресса заставили усомниться в разумности избранного пути, начался пересмотр ценностей неограниченного потребления, приведший в ряде случаев к технофобии.

Прогресс науки и развитие техники создал ряд серьезных угроз человечеству и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техники сегодня - необходимое условие выживания. Жизнь человечества находится под угрозой не столько из-за пороков техносферы, сколько из-за причин, кроющихся в социально-экономическом развитии.

Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это прежде всего демографическая проблема, порождаемая ростом населения, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это - экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это - проблемы войны и мира, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовно-нравственной сферы и др. Это - проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновляемых ресурсов.

Каждая неразрешенная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. Это вопрос выживания человечества, и неслучайно его интеллектуальные силы брошены на решение именно этих задач. 

Сегодня, когда природная ситуация меняется катастрофически быстро, среда, окружающая человека, превращается в действующий персонаж человеческой трагедии и грозит бедами, которые все больше занимают умы ученых. Согласно утверждению многих из них, человечество сможет иметь шанс на будущее только в условиях устойчивого развития, то есть когда оно снова окажется в равновесии с биосферой, для чего деятельность человека, его сознательная активность должны быть подчинены требованиям природы.

Предотвратить экологическую катастрофу можно лишь за счет гармонизации взаимоотношений общества и природы. Постигая законы природы и овладевая силами природы, общество, тем не менее, неспособно изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям. Нужно меняться самим, формируя новое мировоззрение, новое отношение к природе, создавая новую материальную и духовную культуру.

В целом в современном мире совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической. Этот переход должен произойти обязательно, так как в зависимости от него находится судьба человечества. От того, сумеет человек стать экологическим существом или не сумеет, зависит быть ему на Земле или не быть.

Можно сказать, что идет своего рода экзамен на подлинную разумность человека. На ту разумность, к которой очень высокие требования предъявлял в свое время И. Кант, полагавший, что только в единстве с нравственным долгом рассудочная способность человека обретает черты разумности и мудрости.

Все большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско- идеологический кризис. С этой точки зрения, решение экологических проблем невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Термином "экологическое сознание" обозначается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек - природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Пришло время воссоединения логики и нравственности как условия самосохранения человека путем сохранения среды обитания. Само собой такое преобразование человека не произойдет. Для этого требуется новая система образования и воспитания человека экологической эпохи.

  Новое образование, соответствующее изменившимся условиям жизнедеятельности и возросшей скорости протекания общественных процессов, должно восстановить оптимальное соотношение уровня сложности человека и общества. Сегодня главное в образовании – не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях, сформированный с детства экологический императив сознания, а также умение взаимодействовать с другими людьми, с природой, не нанося им ущерба, но и не забывая о собственных интересах. Согласно основным положениям «Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития (2014)», образование для устойчивого развития – это «образование, которое позволяет каждому человеку приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие, принятия компетентных решений и осуществления ответственных действий во имя обеспечения целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества для нынешнего и будущих поколений».

  По мнению авторов доклада Римскому клубу 2018 года «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», образование должно, в том числе, способствовать устойчивому развитию. Пока оно еще не «сфокусировано на устойчивости», поскольку большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязанности систем и устойчивого развития, появилась недавно и еще не стала частью общего культурного багажа; поэтому обучение поколений соответствующим дисциплинам имеет принципиальное значение. Необходимо включать вопросы устойчивости в учебные программы на всех уровнях; создавать такие условия для обучения, чтобы давать возможность обучаемым находить глобальные перспективы и размышлять о них. В образовательных программах должна быть учтена роль этики и ценностей в формировании управленческих и экономических решений. 

Приобщение к социально-экологическим знаниям - обязательное условие такого образования, которое позволит каждому человеку приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие, принятия компетентных решений и осуществления ответственных действий во имя обеспечения целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества для нынешнего и будущих поколений. Такой характер образования позволит знание экологических норм взаимодействия с природой перевести в плоскость личностного отношения, превратив благие намерения в конкретную программу, направленную на охрану природных ресурсов и снижение уровня потребления.

Тема 1. Экологическая социология как наука.

1. Понятие экологической социологии.

2. Связь экологической социологи с естественнонаучными и общественными дисциплинами.

3. Объект и предмет экологической социологии.

4. Роль экологической социологии и экологической этики в подготовке специалистов-экологов.

 

Целью выработки современного знания становится научное оформление проекта устойчивого развития социосферы, ее трансформации в ноосферу. Современное поколение должно совершить переход к законоупорядоченному и нормативно организованному использованию биосферы. Какими должны быть эти законы и нормативы? Как их познать и грамотно использовать? На эти вопросы пытаются найти ответы экологическая социология и экологическая этика, изучающие законы соответствия (совместимости) общества и природы.

Социологическое и этическое видение экологических проблем трансформируется в ситуации глобализации, экологического кризиса и нарастание влияния антропогенного фактора на окружающую среду. Все больше внимания уделяется анализу системной организации взаимоотношений природы и общества, в котором законы природопользования имеют то же значение, что и проблемы взаимодействия индивидов и социальных групп, ценностных ориентаций современного общества. Экологическая проблематика, в свою очередь, изменяет социологическое и этическое поле, определяет его расширение за традиционные границы исключительно социального, культурного, сосредоточенного на себе, заставляет увидеть новые и все более определяющие судьбу человечества зависимости природы от общества и общества от природы. Указанные качественные изменения происходят в ходе разрешения экологических конфликтов государства и общества-природопользователя. В научно-прикладном аспекте этот процесс правомерно назвать одной из форм эволюции биосферы в ноосферу и коэволюции общества и природы.

Справедливым является высказывание: необходима экологизация социально-гуманитарных наук и социализация экологических наук и знаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow