Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетные единицы.
1.5. Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная.
Особенности реализации дисциплины.
Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке РФ.
Дисциплина реализуется с применением ЭО и ДОТ на основе электронных ресурсов УрГПУ http://e.uspu.ru/.
Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематический план очной [u1] формы обучения
| № п/п | Наименование раздела и (или) темы | Объем в часах | Контактная работа в академических часах | Самостоятельная работа обучающихся | ||||
| Всего | Лекционные занятия | Практические занятия | Лабораторные занятия | Индивидуальные занятия | ||||
| 1 | Возрастные и субъектные характеристики участников образовательного процесса | |||||||
| 1.1. | Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития | 4 | 8 | 4 | 4 | 7 | ||
| 1.2 | Психологические особенности младшего школьника | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
| 1.3. | Психологические особенности подростка | 4 | 6 | 2 | 4 | 6 | ||
| 1.4. | Психология ранней юности | 6 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||
| 1.5. | Педагог как субъект педагогической деятельности | 4 | 6 | 2 | 4 | 6 | ||
| 2 | Психология педагогического взаимодействия | |||||||
| 2.1. | Научение и учение | 4 | 4 | 2 | 2 | 5 | ||
| 2.2. | Психология учебной деятельности | 4 | 6 | 2 | 4 | 7 | ||
| 2.3. | Мотивация учебной деятельности | 4 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||
| 2.4. | Психологические основы развивающего обучения | 4 | 4 | 2 | 2 | 7 | ||
| 2.5. | Индивидуализация обучения | 4 | 6 | 2 | 4 | 6 | ||
| 2.6. | Психологические основы воспитания | 4 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||
| 2.7. | Педагогическое общение | 4 | 6 | 2 | 4 | 8 | ||
| Всего | 144 | 60 | 24 | 36 | 72 | |||
| Промежуточная аттестация обучающихся: | ||||||||
|
| Групповые консультации перед экзаменом |
| ||||||
| Подготовка к сдаче и сдача экзамена | ||||||||
| Подготовка к сдаче и сдача зачета | ||||||||
| Подготовка к сдаче и сдача зачета с оценкой | 12 | 0,5 | 11,5 | |||||
| Всего | 12 | 0,5 | 11,5 | |||||
| Итого | 144 | 60,5 | 24 | 36 | 72 | |||
Учебно-тематический план очно-заочной [u2] формы обучения
| № п/п | Наименование раздела и (или) темы | Объем в часах | Контактная работа в академических часах | Самостоятельная работа обучающихся | ||||
| Всего | Лекционные занятия | Практические занятия | Лабораторные занятия | Индивидуальные занятия | ||||
| 1 | Возрастные и субъектные характеристики участников образовательного процесса | |||||||
| 1.1. | Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития | 5 | 2 | 2 | 3 | |||
| 1.2 | Психологические особенности младшего школьника | 3 | 3 | |||||
| 1.3. | Психологические особенности подростка | 5 | 2 | 2 | 3 | |||
| 1.4. | Психология ранней юности | 5 | 2 | 2 | 3 | |||
| 1.5. | Педагог как субъект педагогической деятельности | 5 | 2 | 2 | 3 | |||
| 2 | Психология педагогического взаимодействия | |||||||
| 2.1. | Научение и учение | 3 | 3 | |||||
| 2.2. | Психология учебной деятельности | 5 | 2 | 2 | 3 | |||
| 2.3. | Мотивация учебной деятельности | 3 | 3 | |||||
| 2.4. | Психологические основы развивающего обучения | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
| 2.5. | Индивидуализация обучения | 3 | 3 | |||||
| 2.6. | Психологические основы воспитания | 3 | 3 | |||||
| 2.7. | Педагогическое общение | 3 | 3 | |||||
| Всего | 60 | 25 | 12 | 48 | ||||
| Промежуточная аттестация обучающихся: | ||||||||
|
| Групповые консультации перед экзаменом |
| ||||||
| Подготовка к сдаче и сдача экзамена | ||||||||
| Подготовка к сдаче и сдача зачета | 12 | 0,5 | 11,5 | |||||
| Подготовка к сдаче и сдача зачета с оценкой | ||||||||
| Всего | 12 | 0,5 | 11,5 | |||||
| Итого | 144 | 60,5 | 24 | 36 | 96 | |||
Учебно-тематический план заочной [u3] формы обучения
| № п/п | Наименование раздела и (или) темы | Объем в часах | Контактная работа в академических часах | Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||||
| Всего | Лекционные занятия | Практические занятия | Лабораторные занятия | Индивидуальные занятия | ||||||||||||
| 1 | Возрастные и субъектные характеристики участников образовательного процесса | |||||||||||||||
| 1.1. | Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития | 6 | 2 |
| 2 |
|
| 4 | ||||||||
| 1.2. | Психологические особенности младшего школьника | 4 |
|
|
|
| 4 | |||||||||
| 1.3. | Психологические особенности подростка | 4 |
|
|
|
| 4 | |||||||||
| 1.4. | Психология ранней юности | 6 | 2 |
| 2 |
|
| 4 | ||||||||
| 1.5. | Педагог как субъект педагогической деятельности | 4 |
|
|
|
| 4 | |||||||||
| 1.6. | Психология личности педагога | 4 |
|
|
|
| 4 | |||||||||
| 2 | Психология педагогического взаимодействия | |||||||||||||||
| 2.1. | Научение и учение | 4 |
|
|
|
| 4 | |||||||||
| 2.2. | Психология учебной деятельности | 4 |
|
|
|
| 4 | |||||||||
| 2.3 | Мотивация учебной деятельности | 4 |
|
|
|
| 4 | |||||||||
| 2.4. | Психологические основы развивающего обучения | 8 | 2 |
| 2 |
|
| 6 | ||||||||
| 2.5. | Индивидуализация обучения | 4 |
|
|
|
| 4 | |||||||||
| 2.6. | Психологические основы воспитания | 4 |
|
|
|
| 4 | |||||||||
| 2.7. | Педагогическое общение | 4 |
|
|
|
| 4 | |||||||||
| Всего | 68 | 32.5 |
| 32.5 |
|
| 108 | |||||||||
| Промежуточная аттестация обучающихся: | ||||||||||||||||
|
| Групповые консультации перед экзаменом |
|
|
| ||||||||||||
| Подготовка к сдаче и сдача экзамена |
|
| ||||||||||||||
| Подготовка к сдаче и сдача зачета | 4 | 0,5 | 3,5 | |||||||||||||
| Подготовка к сдаче и сдача зачета с оценкой | 4 | 0,5 | ||||||||||||||
| Всего | 4 | 0,5 | 3,5 | |||||||||||||
| Итого | 72 | 2,5 |
| 6 |
|
| 65,5 | |||||||||
Содержание дисциплины
Раздел 1. ВОЗРАСТНЫЕ И СУБЪЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Тема 1.1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
Понятие возраста в психологии. Возраст и развитие. Факторы, определяющие психическое развитие. Критерии для периодизации психического развития. Три группы схем периодизации развития. Понятия «хронологический возраст» и «психологический возраст». Психический инфантилизм, акселерация. Ключевые характеристики категории «психологический возраст»: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сфере сознания и личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Теории развития: биологический подход. Поведенческий подход: теории научения. Психоаналитический подход. Когнитивно-генетический подход. Контекстуальный подход. Культурно-исторический поход.
Временной аспект развития личности в онтогенезe. Критерии для выделения стадий развития (Д. Флейвелл). Сравнение основных стадий развития, выделяемых в разных теориях. З.Фрейд: психосексуальные стадии развития. Э. Эриксон: психосоциальные стадии развития. Ж. Пиаже: стадии когнитивного развития. Л.С. Выготский: критические стадии развития. Д.Б. Эльконин: смена ведущего вида деятельности как основа возрастной периодизации. Теории нравственного развития: периодизации Л. Колберга и К. Гиллиган.
Понятие «сенситивный период развития». Взаимосвязь развития психических процессов, поведения и личности человека.
Психологический смысл критических возрастов. Психологические особенности возрастных новообразований, содержание возрастных кризисов, структура возрастного кризиса.
Тема 1.2. Психологические особенности младшего школьника
Кризис 6-8 лет. Особенности социальной ситуации развития. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Формирование умения учиться. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте (восприятие, память, внимание). Развитие словесно-логического мышления. Формирование новой системы отношений. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников.






