Тема 1.3. Психологические особенности подростка

Подростковый возраст как социально-историческое явление: теории, концепции (Ж.Ж. Руссо, С. Холл, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Левин, Дж. Коулмен, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, Л. Колберг, А. Гезелл, Э. Эриксон, Л.С. Выготский). Основные факторы современной культуры, влияющие на развитие подростка: возрастная сегрегация, длительная экономическая зависимость, нестабильность в мире, средства массовой информации.

Физическое развитие. Морфо-функциональные изменения: пубертат, гормональное созревание. Адаптация подростка к изменению внешности. Развитие сексуальных установок и половой идентичности.

Когнитивное развитие. Внимание: произвольность. Восприятие: апперцепция, избирательность. Мышление: развитие комбинаторики, развитие пропозициональных операций, гипотетико-дедуктивное мышление. Воображение: творческое, активное. Речь: внутренняя диалогичность.

Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин). Основные новообразования возраста: формирование «Мы-концепции», формирование референтных групп, чувство взрослости.

Личностное развитие. Становление самосознания, личностной идентичности. Референтные отношения. Акцентуации характера. Система акцентуированных характеров подростков по А.Е. Личко. Эмоциональное развитие. Аффективность. Застенчивость. Социальные фобии. Агрессивность. Делинквентность.

Тема 1.4. Психология ранней юности

Кризис юношеского возраста как кризис саморегуляции. Переход от нормативной регуляции поведения к ценностно-смысловой саморегуляции поведения.

Когнитивное развитие. Рефлексия мыслительных процессов. Развитие мнемотехники. Визуальный реализм. Интеллектуальный реализм. Информационный подход к когнитивному развитию в юношеском возрасте.

Потребность ориентации в смыслах жизни как базовая потребность возраста. Идеалы и альтернативы. Ценностные ориентации. Философская интоксикация сознания. Ценностный релятивизм.

Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин). Профессиональная ориентация. Методы изучения способностей и склонностей с целью первичной профориентации.

Личностное развитие. Задачи развития в юности. Чувство одиночества. Категории психологического настоящего, прошлого, будущего. Становление «дальней» мотивации. Интеграция личности.

Тема 1.5. Педагог как субъект педагогической деятельности

Общая характеристика педагогической деятельности. Место психологии в деятельности учителя. Мотивация и функции педагогической деятельности. Этапы и компоненты педагогической деятельности. Уровни результативности деятельности учителя.

Стиль педагогической деятельности. Факторы, обусловливающие выбор стиля педагогической деятельности. Содержательные и динамические характеристики стиля. Основные индивидуальные стили педагогической деятельности, их характеристика: (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающее-методичный стиль, их особенности, достоинства и недостатки).

Профессиональная Я-концепция учителя. Самосознание, или «Я». Классификации различных сторон самосознания, или «Я»-феномена. «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее», «Я-рефлексивное». Профессиональное самосознание учителя. Структура профессионального самосознания учителя: «Я-актуальное», «Я-ретроспективное», «Я-идеальное», «Я-рефлексивное». Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции учителя. Самооценка и ее адекватность. Аспекты самооценки вообще и профессиональной самооценки учителей: операционально-деятельностный и личностный. Структура профессиональной самооценки: самооценка результата и самооценка потенциала. Имидж педагога.

Мотивация и продуктивность педагогической деятельности. Классификация мотивов педагогической деятельности. Классификация мотивов педагогической деятельности (А. К. Байметов). Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям (Л. С. Подымова, В. А. Сластенин). Особенности проявления мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением. Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих). Профессиональный мотив. Мотивы личностной самореализации. Концепция оптимальности «мотивационного комплекса» педагога. Внешняя положительная мотивация (ВПМ). Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Основные типы центрации учителя (А. Б. Орлов).

Педагогические способности: общие и специальные. Классификации педагогических способностей. Уровни педагогических способностей. Проблема профессионально-педагогической компетентности учителя. Система профессиональных знаний педагога. Различия в системе знаний продуктивных и малопродуктивных педагогов. Педагогические способности и уровни педагогической деятельности. Синдром эмоционального выгорания педагога: понятие, факторы, профилактика. Психологическая компетентность педагога. Психология педагогической саморегуляции.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: