Тема 2.6. Индивидуализация обучения
|
|
Критерии индивидуализации обучения: интеллект, мотивация, пол, когнитивные стили, возраст, академическая успешность, специальные способности, обучаемость и темперамент. Виды интеллекта: вербальный, пространственный и числовой. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении. Учет половых особенностей в обучении. Индивидуальные особенности и их учет в обучении. Когнитивные стили как отражение индивидуальных особенностей усвоения учебного материала. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками. Учет когнитивных стилей в обучении. Учет темперамента в обучении. Понятие об успеваемости. Психологические причины неуспеваемости. «Выученная беспомощность» и ее последствия. Психолого-педагогическая поддержка школьников, испытывающих затруднения в учении. Особенности обучения детей с ОВЗ. Дислексия и другие индивидуальные особенности. Академическая одаренность.
|
|
Тема 2.6. Психологические основы воспитания
Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания Психологические теории воспитания. Психологические закономерности воспитания. Содержание и направления воспитания. Нравственное воспитание. Самовоспитание. Формирование социального интеллекта. Формирование характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера у детей. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера. Сила характера по Э. Дакворт.
Институты воспитания, их функции и возможности. Роль семьи в воспитании детей. Воспитание в неполной семье. Стиль родительского поведения и воспитание детей. Типичные ошибки воспитания. Условия успешного воспитания.
Тема 2.7. Педагогическое общение
Педагогическое общение. Основные компоненты общения. Установление и поддержание контакта. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение стили педагогического общения. Уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, эмотивная. Направленность педагогического процесса. Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная. Социально-психологические аспекты педагогического общения. Основные стороны педагогического общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная (Г. М. Андреева). Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация. Социально-перцептивные стереотипы (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский). Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе. Эффект «ореола». Эффект «проецирования». Эффект «первичности». Эффект «последней информации». Барьеры педагогического общения. Личностные, социально-психологические, физические.
Фонд оценочных средств по дисциплине
Текущий контроль
Темы | ЗУВ | Оценочное средство | ||
1.1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития | Знаетосновные понятия психологии развития и периоды психического развития | Тест 1 | ||
Умеетвывить норму развития исходя из соответствия поведения периодизации развития | Кейс 1, Кейс 2 | |||
Владеетнавыками самодиагностики и самоанализа собственных индивидуальных особенностей и рефлексии профессионально важных качеств педагога | Эссе 1 | |||
1.2. Психологические особенности младшего школьника | Знаетосновные подходы к исследованию психического развития младшего школьника | Тест 2 | ||
Умеетразрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей | Кейс 3, Кейс 4 | |||
Владеетнавыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов творческого самопроектирования жизненного и профессионального пути | эссе 2 | |||
1.3. Психологические особенности подростка | Знаетосновные психологические проблемы пубертатного периода | Тест 3 | ||
Умеетразрабатывать и формировать проект развития индивидуальности подростка | Кейс 5, Кейс 6 | |||
Владеетнавыками распознавания механизмов совладания как способа самоорганизации жизненного мира подростка | Эссе 3 | |||
1.4. Психология ранней юности
| Знаетосновные подходы к исследования проблем раннеюношеского возраста | Тест 4 | ||
Умеетразрабатывать и формировать стратегию саморазвития молодого человека, исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки | Кейс 7, Кейс 8 | |||
Владеетнавыками распознавания проблем с социальным самоопределением и выбором профессионального пути | Эссе 4 | |||
1.5. Педагог как субъект педагогической деятельности | Знаетосновные подходы к рефлексии профессионально важных качеств педагога и своих способностей | Тест 5 | ||
Умеетразрабатывать и формировать проект саморазвития педагогических способностей | Кейс 9, Кейс 10 | |||
Владеетнавыками рефлексии профессионального выбора | Эссе 5 | |||
2.1. Научение и учение | Знаеттехнологии повышения эффективности учения и оптимизации своих способностей | Тест 7 | ||
Умеетразрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом разных механизмов научения | Кейс 13 | |||
Владеетразличными приемами оптимизации мышления, креативности и коммуникативной активности обучаемых | Кейс 14 | |||
2.2. Психология учебной деятельности | Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса | Тест 8 | ||
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся | Кейс 15 | |||
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. | Эссе 7 | |||
2.3. Мотивация учебной деятельности | Знает основные подходы к формированию учебной мотивации | Тест 9 | ||
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с разных образовательных потребностей | Кейс 16 | |||
Владеет навыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов самомотивирования учащихся с разными образовательными потребностями | Эссе 8 | |||
2.4. Индивидуализация обучения | Знает основные критерии индивидуализации учебной деятельности | Тест 10 | ||
Умеет разрабатывать и формировать индивидуальные маршруты развития учащихся исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки способностей | Кейс 17 | |||
Владеет навыками распознавания индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся и дифференциации групп обучаемых, исходя из различий стиля учения | Эссе 11 | |||
2.5. Психологические основы развивающего обучения
| Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса | Тест 11 | ||
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся | Кейс 18 | |||
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. | Эссе 12 | |||
2.6. Психологические основы воспитания | Знает основные подходы к развитию индивидуально-личностных особенностей обучающихся и их способностей | Тест 12 | ||
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся | Кейс 19 | |||
Владеет навыками адекватной атрибуции успехов и неудач обучаемых, как основных атрибутов творческого самопроектирования академической успешности учащихся | Кейс 20 | |||
2.7. Педагогическое общение | Знает основные коммуникативные технологии, способствующие эффективности педагогического общения | Тест 13 | ||
Умеет выявлять коммуникативный стиль участника образовательных отношений и составлять программу коррекции учебно-воспитательных воздействий | Кейс 21 | |||
Владеет навыками диагностики и анализа собственных индивидуальных особенностей педагогического общения и рефлексии способов взаимодействия в педагогическом общении | Кейс 22 |