Тема 2.4. Психологические основы развивающего обучения

Сущность развивающего обучения. Содержание понятия развивающего обучения. Термин «развивающее обучение». Проблема соотношения обучения и развития. Три основные теории о соотношении обучения и развития (Л. С. Выготский). Признание взаимосвязи обучения и развития, раскрытие которой позволяет найти стимулирующее влияние обучения и то, как определенный уровень развития способствует реализации того или иного обучения (Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская и др.). Объяснение наличия развивающего обучения, опираясь на установки структурной психологии (К. Коффка). Гипотеза Л. С. Выготского. "...Основные характеристики развивающего обучения. Развивающее обучение как новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка и др. Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Предпосылки создания СРО Эльконина – Давыдова. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Теория, раскрывающая на современном логико-психологическом уровне содержание. Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки. Взаимодействие учителя и учащегося при традиционном обучении. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки. Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Использование компьютеров и гаджетов в обучении.

Тема 2.6. Индивидуализация обучения

Критерии индивидуализации обучения: интеллект, мотивация, пол, когнитивные стили, возраст, академическая успешность, специальные способности, обучаемость и темперамент. Виды интеллекта: вербальный, пространственный и числовой. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении. Учет половых особенностей в обучении. Индивидуальные особенности и их учет в обучении. Когнитивные стили как отражение индивидуальных особенностей усвоения учебного материала. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками. Учет когнитивных стилей в обучении. Учет темперамента в обучении. Понятие об успеваемости. Психологические причины неуспеваемости. «Выученная беспомощность» и ее последствия. Психолого-педагогическая поддержка школьников, испытывающих затруднения в учении. Особенности обучения детей с ОВЗ. Дислексия и другие индивидуальные особенности. Академическая одаренность.

Тема 2.6. Психологические основы воспитания

Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания Психологические теории воспитания. Психологические закономерности воспитания. Содержание и направления воспитания. Нравственное воспитание. Самовоспитание. Формирование социального интеллекта. Формирование характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера у детей. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера. Сила характера по Э. Дакворт.

Институты воспитания, их функции и возможности. Роль семьи в воспитании детей. Воспитание в неполной семье. Стиль родительского поведения и воспитание детей. Типичные ошибки воспитания. Условия успешного воспитания.

Тема 2.7. Педагогическое общение

Педагогическое общение. Основные компоненты общения. Установление и поддержание контакта. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение стили педагогического общения. Уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, эмотивная. Направленность педагогического процесса. Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная. Социально-психологические аспекты педагогического общения. Основные стороны педагогического общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная (Г. М. Андреева). Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация. Социально-перцептивные стереотипы (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский). Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе. Эффект «ореола». Эффект «проецирования». Эффект «первичности». Эффект «последней информации». Барьеры педагогического общения. Личностные, социально-психологические, физические.

 

Фонд оценочных средств по дисциплине

Текущий контроль

Темы ЗУВ Оценочное средство

1.1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Знаетосновные понятия психологии развития и периоды психического развития Тест 1
Умеетвывить норму развития исходя из соответствия поведения периодизации развития Кейс 1, Кейс 2
Владеетнавыками самодиагностики и самоанализа собственных индивидуальных особенностей и рефлексии профессионально важных качеств педагога Эссе 1

1.2. Психологические особенности младшего школьника

Знаетосновные подходы к исследованию психического развития младшего школьника Тест 2
Умеетразрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей Кейс 3, Кейс 4
Владеетнавыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов творческого самопроектирования жизненного и профессионального пути эссе 2

1.3. Психологические особенности подростка

Знаетосновные психологические проблемы пубертатного периода Тест 3
Умеетразрабатывать и формировать проект развития индивидуальности подростка Кейс 5, Кейс 6
Владеетнавыками распознавания механизмов совладания как способа самоорганизации жизненного мира подростка Эссе 3

1.4. Психология ранней юности

Знаетосновные подходы к исследования проблем раннеюношеского возраста Тест 4
Умеетразрабатывать и формировать стратегию саморазвития молодого человека, исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки Кейс 7, Кейс 8
Владеетнавыками распознавания проблем с социальным самоопределением и выбором профессионального пути Эссе 4

1.5. Педагог как субъект педагогической деятельности

Знаетосновные подходы к рефлексии профессионально важных качеств педагога и своих способностей Тест 5
Умеетразрабатывать и формировать проект саморазвития педагогических способностей Кейс 9, Кейс 10
Владеетнавыками рефлексии профессионального выбора Эссе 5

2.1. Научение и учение

Знаеттехнологии повышения эффективности учения и оптимизации своих способностей Тест 7
Умеетразрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом разных механизмов научения Кейс 13
Владеетразличными приемами оптимизации мышления, креативности и коммуникативной активности обучаемых Кейс 14

2.2. Психология учебной деятельности

Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса Тест 8
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся Кейс 15
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Эссе 7

2.3. Мотивация учебной деятельности

Знает основные подходы к формированию учебной мотивации Тест 9
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с разных образовательных потребностей Кейс 16
Владеет навыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов самомотивирования учащихся с разными образовательными потребностями Эссе 8

2.4. Индивидуализация обучения

Знает основные критерии индивидуализации учебной деятельности Тест 10
Умеет разрабатывать и формировать индивидуальные маршруты развития учащихся исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки способностей Кейс 17
Владеет навыками распознавания индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся и дифференциации групп обучаемых, исходя из различий стиля учения Эссе 11

2.5. Психологические основы развивающего обучения

Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса Тест 11
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся Кейс 18
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Эссе 12

2.6. Психологические основы воспитания

Знает основные подходы к развитию индивидуально-личностных особенностей обучающихся и их способностей Тест 12
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Кейс 19
Владеет навыками адекватной атрибуции успехов и неудач обучаемых, как основных атрибутов творческого самопроектирования академической успешности учащихся Кейс 20

2.7. Педагогическое общение

Знает основные коммуникативные технологии, способствующие эффективности педагогического общения Тест 13
Умеет выявлять коммуникативный стиль участника образовательных отношений и составлять программу коррекции учебно-воспитательных воздействий Кейс 21
Владеет навыками диагностики и анализа собственных индивидуальных особенностей педагогического общения и рефлексии способов взаимодействия в педагогическом общении Кейс 22

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: