Тема 2.1. Научение и учение

Сущность научения. Система деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).

Трактовка понятия «научение» в зарубежной и отечественной психологии. Классификация деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт (Т. В. Габай). Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение». Различия в трактовке этих понятий разными учеными (А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина). Научение/обучение/учение — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Различные трактовки научения в психологической науке (Л. Б. Ительсон, В. Д. Шадриков, Р. С. Немов и др.). Бихевиористская концепция научения. Классическое обуславливание по И.П. Павлову. Коннекционизм Э. Торндайка. Оперантное обуславливание Ф. Скиннера. Социально-когнитивное научение по А. Бандуре. Научение и память. Когнитивный подход к научению: Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и Дж. Брунер.

Тема 2.2. Психология учебной деятельности

Концепция учебной деятельности. Трактовки понятия «учебная деятельность» (УД). Трактовка УД в «классической» советской психологии и педагогике, в направлении Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Сущность учебной деятельности. Концепция учебной деятельности в психологии как один из подходов к процессу учения. Теоретико-методологические основы концепции учебной деятельности. Представление об эталонной УД как познавательной, построенной по теоретическому типу. Понятие «субъект познания». Субъектность ученика как способность воспроизвести содержание, путь, метод теоретического (научного) познания. Трактовка образовательного процесса. Понятие «развивающее обучение». Организация обучения по теоретическому типу. Особенности учебной деятельности. Общественный характер учебной деятельности: по содержанию, по смыслу, по форме существования (Д. Б. Эльконин). Особенности усвоения знаний в УД. Структура учебной деятельности. Определение структуры учебной деятельности (В. В. Репкин, А. У. Варданян, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Понимание школьником учебных задач (УЗ). Осуществление школьником учебных действий. Выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Характеристика компонентов УД. Общепсихологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев). Психологическое строение индивидуальной деятельности. Общая структура учебной деятельности. Потребность УД. Учебная задача. Специфика учебной задачи. Мотивы учебной деятельности. Учебные действия (И. Ломпшер, А. Коссаковски, В. В. Давыдов и др.). Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности. Особенности формирования УД. Закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности (В. В. Давыдов). Становление УД. Диагностика учебной деятельности. Основные аспекты диагностики уровня сформированности учебной деятельности (А. К. Маркова). Диагностика состояния видов деятельности школьника критериально-ориентированными тестами. Теория поэтапного формирования умственных действий. Типы ориентировочной основы действий.

Тема 2.3. Мотивация учебной деятельности

Мотивация как психологическая категория. Проблема определения мотивов. Основные подходы к изучению мотивации в отечественной психологии (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон), в зарубежной психологии (Дж. Аткинсон, А. Бандура, К. Двек, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, М. Селигман, Б. Вайнер, Э. Скиннер и теория самодетерминации). Теория мотивации учения Т.О. Гордеевой. Понятие об академической мотивации. Понятие учебного мотива. Виды мотивов. Познавательные и социальные мотивы. Факторы и уровни развития учебной мотивации. Пути формирования и развития учебно-познавательной мотивации. Причины снижения учебной мотивации, зависящие от учителя. Причины снижения учебной мотивации, зависящие от ученика. Пути воздействия на мотивацию. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение. Становление самоконтроля в учебной деятельности. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: