| Заданная скорость роспуска v0(рас), м/с | Средняя скорость vср движения, м/с | |
| по спускной части горки (до предельного столбика) | на подгорочных путях (от предельного столбика до расчетной точки) | |
| До 1,9 | 4,8 | 2,0 |
| » 2,2 | 5,3 | 2,0 |
| » 2,5 | 5,7 | 2,7 |
| Более 2,5 | 6,2 | 2,7 |
Таблица 14.8
Значения коэффициента Кс при различных углах a
| Род вагона | Температура воздуха, °С | Угол a, град | |||||||
| 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 70 | 90 | ||
| Четырехосный крытый | +15 | 0,67 | 0,87 | 0,98 | 0,95 | 0,77 | 0,55 | 0,17 | 0,06 |
| -5 | 0,72 | 0,94 | 1,05 | 1,02 | 0,83 | 0,59 | 0,19 | 0,06 | |
| -15 | 0,75 | 0,98 | 1,10 | 1,06 | 0,86 | 0,62 | 0,19 | 0,07 | |
| -25 | 0,78 | 1,02 | 1,14 | 1,10 | 0,90 | 0,64 | 0,20 | 0,07 | |
| -35 | 0,81 | 1,06 | 1,19 | 1,16 | 0,94 | 0,67 | 0,21 | 0,07 | |
| Четырехосный полувагон | +15 | 0,71 | 0,88 | 0,96 | 0,92 | 0,78 | 0,58 | 0,23 | 0,05 |
| -5 | 0,77 | 0,95 | 1,03 | 0,99 | 0,84 | 0,63 | 0,24 | 0,06 | |
| -15 | 0,80 | 0,98 | 1,07 | 1,03 | 0,87 | 0,65 | 0,25 | 0,06 | |
| -25 | 0,83 | 1,02 | 1,12 | 1,09 | 0,91 | 0,68 | 0,26 | 0,06 | |
| -35 | 0,86 | 1,07 | 1,16 | 1,12 | 0,95 | 0,71 | 0,27 | 0,06 | |
| Шестиосный полувагон | +15 | 0,92 | 1,08 | 1,13 | 1,08 | 0,93 | 0,73 | 0,32 | 0,09 |
| -5 | 0,99 | 1,16 | 1,22 | 1,16 | 1,00 | 0,79 | 0,35 | 0,10 | |
| -15 | 1,03 | 1,20 | 1,27 | 1,21 | 1,04 | 0,82 | 0,36 | 0,11 | |
| -25 | 1,07 | 1,25 | 1,32 | 1,25 | 1,08 | 0,85 | 0,37 | 0,11 | |
| -35 | 1,11 | 1,30 | 1,37 | 1,31 | 1,13 | 0,88 | 0,39 | 0,11 | |
| Восьмиосный полувагон | +15 | 1,03 | 1,29 | 1,38 | 1,34 | 1,07 | 0,76 | 0,25 | 0,10 |
| -5 | 1,11 | 1,39 | 1,48 | 1,44 | 1,15 | 0,82 | 0,28 | 0,11 | |
| -15 | 1,15 | 1,44 | 1,54 | 1,50 | 1,20 | 0,85 | 0,29 | 0,11 | |
| -25 | 1,20 | 1,50 | 1,60 | 1,56 | 1,24 | 0,88 | 0,31 | 0,12 | |
| -35 | 1,25 | 1,56 | 1,67 | 1,67 | 1,30 | 0,92 | 0,32 | 0,12 | |
При расчете высоты горки среднюю скорость vср движения расчетного плохого бегуна для горок большой и средней мощности следует определять в зависимости от заданной скорости роспуска, приведенной в табл. 14.7. Для горок малой мощности и полугорок среднюю скорость vср движения расчетного плохого бегуна принимают равной 3 м/с.
Для расчетов, связанных с проектированием горок, может быть применена упрощенная формула для определения сопротивления среды
,
где
- приведенный коэффициент1, характеризующий аэродинамические особенности вагонов в зависимости от температуры воздуха и угла a. Значения коэффициента Кс приведены в табл. 14.8.
__________
1 Коэффициент Кс определен на с. 97 книги Сопротивление движению грузовых вагонов при скатывании с горки (Труды ЦНИИ МПС, вып. 547. М., Транспорт, 1977).

Рис. 14.5. Диаграмма для определения результирующей скорости ветра vp и угла a
Для определения vp и a графическим способом составляют диаграмму (рис. 14.5), где на горизонтальной линии (линии скоростей) откладывают в масштабе, удобном для пользования, величины скоростей. На диаграмму накладывают транспортир под углом 90° к линии скоростей по обе стороны ее, совмещая нуль транспортира с нулем диаграммы. Деления транспортира вычерчены с точностью до 1°. От точки 0 откладывают угол b для ветра определенного направления и отмечают его направление. При встречном ветре угол b откладывают в I четверти, при попутном - во II четверти.
Из точки В, соответствующей заданной средней скорости скатываемого отцепа при встречном ветре (или из точки В¢ - при попутном ветре), проводят линию параллельно направлению ветра. На этой линии откладывают в масштабе, принятом для линии скоростей v, отрезок ВС при встречном ветре (или B¢C¢ - при попутном), соответствующий скорости ветра данного направления. Для определения vp и угла a достаточно соединить точки 0 и С¢ при встречном ветре (или точки 0 и С - при попутном).
Наибольшая высота горки требуется для расчетного пути (обычно одного из крайних путей парка), маршрут следования на который является наиболее неблагоприятным по сочетанию длины пробега, суммы углов поворота и числа проходимых стрелок. Для других путей расчетная высота горки может быть уменьшена, что следует использовать при профилировке верха балластной призмы сортировочных путей. В случаях когда пути подгорочного парка и отдельные пучки располагаются в разных уровнях, высоту горки следует подсчитывать для отдельных путей или для каждого пучка путей (по наиболее трудному пути) отдельно.
ТОРМОЗНЫЕ СРЕДСТВА
Мощность тормозных средств должна быть достаточной, чтобы обеспечивать безопасную и производительную работу сортировочной горки.
Инструкцией по проектированию станций и узлов поставлено условие, чтобы суммарная мощность тормозных средств на спускной части горок большой и средней мощности по маршруту скатывания отцепов обеспечивала при благоприятных условиях роспуска (попутный ветер, плюсовая температура) остановку четырехосного вагона весом 85 тс брутто с сопротивлением 0,5 кгс/тс на последней тормозной позиции, расположенной на спускной части, с учетом торможения отцепа на первой позиции до установленной расчетом скорости, с проверкой этого расчета на остановку шестиосного вагона весом 127 тс брутто при тех же условиях, но с остановкой его на парковой тормозной позиции.
На горках малой мощности механизированные тормозные средства должны обеспечивать при благоприятных условиях скатывания остановку очень хороших бегунов из числа четырех- и шестиосных вагонов на парковой тормозной позиции при полном использовании мощности всех тормозных позиций, расположенных по маршруту скатывания.
При торможении вагонов тормозными башмаками в расчете работы торможения остановку очень хороших бегунов следует предусматривать на тормозной позиции башмакосбрасывателей в начале подгорочных путей с учетом торможения отцепов на тормозной позиции спускной части и производить при необходимости проверку на торможение восьмиосного вагона.
Башмакосбрасыватели на подгорочных путях следует укладывать на расстоянии не менее 25 м за предельным столбиком.
На спускной части горки замедлители, как правило, размещают по схеме двухпозиционного торможения. На горках при благоприятных метеорологических условиях, при двух пучках путей (в редких случаях - при трех) применяют однопозиционное торможение.
Для сокращения длины нерегулируемой зоны и при необходимости иметь пять замедлителей в маршруте применяют трехпозиционное торможение на спускной части с установкой перед первой стрелкой дополнительно верхней тормозной позиции, так как установка трех замедлителей на второй позиции приводит к значительному удорожанию устройств механизации горки и расходу металла.
Первая позиция и дополнительная верхняя тормозная позиция выполняют интервальное торможение.
Вторая позиция в основном является интервальной позицией, но иногда она выполняет часть прицельного торможения, например в АРС ЦНИИ.
Парковая тормозная позиция выполняет только прицельное торможение.
Для остановки очень хорошего бегуна (ОХ) на второй позиции необходимо иметь на спускной части горки суммарную тормозную энергетическую высоту, равную
НТ = НГ + ho - [(lс.зiс.з + lр.тiс.п) + (lк.пwох + 20 nк.п + 6,5S a°к.п)]10-3,
где НГ - высота горки, м;
ho - энергетическая высота, соответствующая скорости роспуска, м;
lс.з и iс.з - соответственно длина, м, стрелочной зоны от конца пучковой позиции (от низа последнего замедлителя) до предельного столбика пути сортировочного парка и уклон этого участка;
lр.т и iс.п - соответственно расстояние, м, от предельного столбика сортировочного пути до расчетной точки и уклон этого участка;
lк.п - расстояние от вершины горки до конца пучковой позиции, м;
wох - основное удельное сопротивление очень хорошего бегуна, равное 0,5 кгс/тс;
nк.п - число стрелок в маршруте на расчетный пучок до конца пучковой позиции;
6,5 - дополнительная удельная работа (в кгс/тс) сил сопротивления расчетного очень хорошего бегуна в кривых участках пути на каждый градус угла поворота;
S a°к.п - сумма углов поворота кривых в маршруте до конца пучковой позиции, град.
Сопротивление среды за малостью его величины в данных расчетах можно не учитывать.
Суммарное число замедлителей nз в маршруте следования вагона на пучок:
,
где hз - тормозная энергетическая высота, погашаемая одним замедлителем.
Рекомендуемые схемы размещения замедлителей на трех возможных тормозных позициях спускной части приведены в табл. 14.9.
Скорость входа вагона на замедлители не должна превышать следующих величин:
На замедлитель типа Т-50 6 м/с
На замедлители типа КНП-5-73, КВ-62М, КВ-72, ЦНИИ-3В 7»
На тормозной башмак:
на спускной части 4,5»
в парке 3,5»
Характеристику вагонных замедлителей при расчетах следует принимать по табл. 14.10. Коэффициент тормозного действия башмаков принимают равным 0,17 с возможным его изменением в реальных условиях в пределах ± 0,03.
Таблица 14.9






