Острые реакции на стресс: страх, апатия (их внешние проявления, приемы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим с данными реакциями на стрессовую ситуацию)

Стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ орга­низма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.

Страх. Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар, человек пере­живший землетрясение не может зайти в свою уцелевшую квартиру, однажды попав в катастрофу, человек не садится за руль. Все это страх.

Признаки: Напряжение мышц (особенно лицевых); сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль собственного поведения; панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение при этом человек плохо контролирует что он делает и что происходит вокруг. Помощь. Помните, что страх может быть полезным когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью (ребенок боится чудовищ, которые живут под кроватью; человек, переживший насилие боится входить в свой подъезд). Для того, чтобы помочь человеку положите руку пострадавшего себе на запястье, что­бы он ощутил Ваш спокойный пульс это сигнал: «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понима­ние, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллек­туальных действий. Предложите человеку найти образ своего страха, добейтесь деталь­ного описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран («На что похож твой страх?) Какого он цвета, формы, движется или нет и т.д. Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, а затем уменьшить (или удалить) его, что позво­ляет почувствовать контроль над собственным страхом. («Попробуй увеличить свой образ на 1%, теперь уменьши на 2%» и т.д).

Попросите пострадавшего найти место в теле, где в данный момент «находится» страх. Помогите человеку проговорить телесные ощущения, вызываемые страхом. Попроси­те найти и описать противоположное страху ощущение в теле («Что противоположно напряжению»?; «Где это ощущается в теле?»). После детального описания вернитесь в место расположение страха в теле и спросите о том, что изменилось в ощущениях. «Пу­тешествуйте» от телесных ощущений страха к ресурсным, положительным пережива­ниям до тех пор, пока последние не станут незначительными.

С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне (в виде рисунка, фигуры из пластилина или глины). Спросите, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать), после этого проделайте желаемое вместе с ребен­ком. Эти несложные приемы, которые могут помочь справиться с неприятным пережи­ванием страха.

Апатия. Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается с огром­ным трудом. В душе равнодушие и безразличие — нет сил даже на эмоции. Признаки: Безразличное отношение к окружающему; вялость, заторможенность, речь медленная, с большими паузами.

Помощь: Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов («Как Вас зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»).

Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите руку ему на лоб. Дайте человеку возмож­ность поспать или просто полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспор­те, ожидание окончания операции в больнице), то, разговаривая с пострадавшим, вов­лекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи)



Билет №9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: