Горе — это процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери. Горе способствует укреплению социальных связей и групповой способности, выполняя тем самым, биологическую и социальную функцию как всякая эмоция или комплекс эмоций. Горе заразительно. Именно благодаря своей заразительности оно укрепляет связь между людьми, перенесшими тяжелую утрату. Горе имеет значение чрезвычайной важности для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему сжиться с утратой, адаптироваться к ней. Переживание горя — это всегда стресс и оно побуждает человека к восстановлению личной автономии. И, хотя преобладающей эмоцией в горе является печаль, горе взаимодействует с эмоциями страха, гнева, вины и стыда. Начальная фаза горя — шок и оцепенение. «Не может быть!»— такова первая реакция на весть о смерти. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем — девять дней. Оцепенение — наиболее заметная черта этого состояния.
|
|
Как это не странно, человек на этой фазе чувствует себя вполне хорошо. Он не страдает, снижается чувствительность к боли и даже «проходят» беспокоившие заболевания. Человек на столько ничего не чувствует, что даже рад был бы что— то почувствовать, хоть что — нибудь. Его бесчувственность расценивается окружающими как недостаточность любви и эгоизм. От горюющего человека требуется бурное выражение эмоций, если же человек не может заплакать, его упрекают. Его винят. Между тем, именно такое «бесчувствие» свидетельствует о тяжести и глубине переживаний. И чем больше длится этот «светлый» промежуток, чем дольше и тяжелее будут последствия. Для этой фазы характерна утрата аппетита, нередко возникающая мышечная слабость, малоподвижность, иногда сменяющаяся минутами суетливой активности. В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего душевного онемения, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности и тогда, в последующем, нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.
А. Цветаева, человек блестящей памяти, не могла восстановить картину похорон матери: «Я не помню, как несут, как опускают в могилу, как служат панихиду священник. Что-то вытравило все это из памяти. Усталость и дремота души. После маминых похорон в памяти — провал».
Как объяснить все эти проявления? Обычно комплекс шоковых реакций истолковывается, как защитное отрицание факта, или значения смерти, предохраняющее горюющего от столкновения с утратой сразу в полном объеме.
|
|
Будь это объяснение верным, сознание, стремясь отвлечься, отвернувшись от случившегося, было бы полностью поглощено текущими внешними событиями, вовлечено в настоящее, по крайней мере, в те стороны, которые прямо не напоминают потере. Однако мы видим прямо противоположную картину: человек психологически отсутствует в настоящем, он не слышит, не чувствует, не включается в настоящее, оно как бы проходит мимо него, пребывая где-то в другом времени и пространстве.
Шок оставляет человека в том времени, когда умерший был еще жив. Настоящее сопровождается так называемыми дереализационными и деперсонализационными ощущениями («это происходит не со мной», как будто это происходит в кино»). Внешне на этой фазе человек выглядит, в общем, как всегда. Ведет себя как обычно, выполняет свои обязанности— учится, работает, помогает по хозяйству. (Это, кстати, дает основание для окружающих восхищаться его «мужеством» и «силой воли», что столь же безосновательно, как и обвинять его «бесчувствии»). Конечно, если внимательно присмотреться, то можно заметить некоторые особенности. Так, движения его несколько механические (как будто бы робот), лицо амимично, неподвижно. Речь невыразительная, малоинтонированная. Немножко запаздывает с реакцией: отвечает не сразу, а чуть помедлив. Двигается и говорит немного замедленно. Сильных чувств не проявляет вовсе. Временами может улыбаться и т. п.
Так, несмотря на все внешнее обманчивое благополучие, объективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. И одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться так называемым острым реактивным состоянием, когда человек вдруг начинает биться головой о стену, выбрасываться из окна, т. е. становиться «буйным». Окружающие, чья бдительность усыплена, не всегда могут оказаться готовыми к этому.