Психология горя. Типичные и нетипичные патологические симптомы его проявления

Горе — это процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, пос­редством которого человек восстанавливается после ощутимой потери. Горе способс­твует укреплению социальных связей и групповой способности, выполняя тем самым, биологическую и социальную функцию как всякая эмоция или комплекс эмоций. Горе заразительно. Именно благодаря своей заразительности оно укрепляет связь между людьми, перенесшими тяжелую утрату. Горе имеет значение чрезвычайной важности для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему сжиться с утратой, адап­тироваться к ней. Переживание горя — это всегда стресс и оно побуждает человека к восстановлению личной автономии. И, хотя преобладающей эмоцией в горе является печаль, горе взаимодействует с эмоциями страха, гнева, вины и стыда. Начальная фаза горя — шок и оцепенение. «Не может быть!»— такова первая реакция на весть о смерти. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до не­скольких недель, в среднем — девять дней. Оцепенение — наиболее заметная черта это­го состояния.

Как это не странно, человек на этой фазе чувствует себя вполне хорошо. Он не страдает, снижается чувствительность к боли и даже «проходят» беспокоившие заболевания. Че­ловек на столько ничего не чувствует, что даже рад был бы что— то почувствовать, хоть что — нибудь. Его бесчувственность расценивается окружающими как недостаточность любви и эгоизм. От горюющего человека требуется бурное выражение эмоций, если же человек не может заплакать, его упрекают. Его винят. Между тем, именно такое «бес­чувствие» свидетельствует о тяжести и глубине переживаний. И чем больше длится этот «светлый» промежуток, чем дольше и тяжелее будут последствия. Для этой фазы харак­терна утрата аппетита, нередко возникающая мышечная слабость, малоподвижность, иногда сменяющаяся минутами суетливой активности. В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего душевного онемения, бесчувственность, ог­лушенность. Притупляется восприятие внешней реальности и тогда, в последующем, нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.

А. Цветаева, человек блестящей памяти, не могла восстановить картину похорон ма­тери: «Я не помню, как несут, как опускают в могилу, как служат панихиду священник. Что-то вытравило все это из памяти. Усталость и дремота души. После маминых похо­рон в памяти — провал».

Как объяснить все эти проявления? Обычно комплекс шоковых реакций истолковыва­ется, как защитное отрицание факта, или значения смерти, предохраняющее горююще­го от столкновения с утратой сразу в полном объеме.

Будь это объяснение верным, сознание, стремясь отвлечься, отвернувшись от случив­шегося, было бы полностью поглощено текущими внешними событиями, вовлечено в настоящее, по крайней мере, в те стороны, которые прямо не напоминают потере. Од­нако мы видим прямо противоположную картину: человек психологически отсутствует в настоящем, он не слышит, не чувствует, не включается в настоящее, оно как бы прохо­дит мимо него, пребывая где-то в другом времени и пространстве.

Шок оставляет человека в том времени, когда умерший был еще жив. Настоящее сопро­вождается так называемыми дереализационными и деперсонализационными ощуще­ниями («это происходит не со мной», как будто это происходит в кино»). Внешне на этой фазе человек выглядит, в общем, как всегда. Ведет себя как обычно, выполняет свои обязанности— учится, работает, помогает по хозяйству. (Это, кстати, дает основание для окружающих восхищаться его «мужеством» и «силой воли», что столь же безосновательно, как и обвинять его «бесчувствии»). Конечно, если внима­тельно присмотреться, то можно заметить некоторые особенности. Так, движения его несколько механические (как будто бы робот), лицо амимично, неподвижно. Речь не­выразительная, малоинтонированная. Немножко запаздывает с реакцией: отвечает не сразу, а чуть помедлив. Двигается и говорит немного замедленно. Сильных чувств не проявляет вовсе. Временами может улыбаться и т. п.

Так, несмотря на все внешнее обманчивое благополучие, объективно человек находит­ся в довольно тяжелом состоянии. И одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться так называемым острым реактивным состоянием, когда человек вдруг начинает биться головой о стену, выбрасываться из окна, т. е. становить­ся «буйным». Окружающие, чья бдительность усыплена, не всегда могут оказаться го­товыми к этому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: