1 уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно проводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность.
2 уровень - отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно проводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Ребёнок способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях недостаточно соблюдаются.
3 уровень – отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребёнок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.
4 уровень - отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребёнок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.
|
|
5 уровень – отражает несформированность механизмов саморегуляции. Ребёнок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Неспособен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.
МЕТОДИКА 9
Отыскивание чисел (таблицы Шульте)
Назначение. Изучение объёма внимания, его устойчивости, психического темпа.
Стимульный материал. Пять таблиц с числами от 1 до 25, расположенными в случайном порядке, секундомер, указка.
Инструкция. Посмотри внимательно на таблицу с числами. Тебе нужно как можно быстрее найти числа по порядку от 1 до 25. Каждое число покажи указкой и назови вслух.
Процедура. Перед началом выполнения задания необходимо убедиться, что ребёнок знает числа от 1 до 25. затем ребёнку предъявляется первая таблица и даётся инструкция. С началом работы ребёнка включается секундомер.
Аналогично проводится работа с каждой из последующих таблиц: второй, третьей, четвёртой, пятой.
Время работы с каждой из таблиц заносится в протокол.
Обработка. Высчитывается среднее время выполнения задания, характеризующее объём внимания, по формуле.
t1+t2+t3+t4+t5
t ср =---------------------
5
Где t - время выполнения задания по каждой из таблиц 1,2,3,4 и 5.
Оценка результатов.
1 уровень – 30 – 39 сек.
2 уровень – 40 – 49 сек.
3 уровень -50 -59 сек.
4 уровень -60 -59 сек.
5 уровень -90 и выше.
|
|
Помимо этого выявляются динамические характеристики активного внимания: врабатываемость, неустойчивость, истощаемость, определяемые при сравнении времени, затрачиваемого на выполнение заданий по каждой из соответствующих таблиц.
Показателем врабатываемости является значительное уменьшение времени выполнения задания по второй таблице в сравнении с первой.(t2-t1)
Показателем истощаемости является увеличение времени выполнения задания по последней таблице по сравнению с первой.(t5-t4)
Показателем неустойчивости внимания служат колебания времени выполнения задания по каждой из таблиц в сравнении со средним временем:
t1-tcp, t2-tcp, t3-tcp, t4-tcp, t5-tcp.
Протокол обследования
Врабатываемость_________________________________________
Неустойчивость__________________________________________
Устойчивость____________________________________________
Истощаемость____________________________________________
ТАБЛИЦЫ | ВРЕМЯ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Общий уровень_____________________________________________
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд.
2 уровень -отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп сенсомоторных реакций, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд, самостоятельно замечать и исправлять ошибки.
3 уровень -отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания, достаточный темп сенсомоторных реакций. При этом возможны варианты: быстрая врабатываемость может сопровождаться медленным темпом выполнения задания, а медленная врабатываемость – высоким темпом сенсомоторных реакций. Ребёнок способен на недостаточно длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти ограниченный цифровой ряд.Не замечает и не исправляет ошибки.
4 уровень – отражает недостаточную сформированность активного внимания. Увеличение времени выполнения задания обусловлено: или умеренной неустойчивостью внимания в виде «застревания» в поиске отдельных чисел; или равномерным замедлением темпа психической деятельности при выполнении заданий; или умеренной истощаемостью психической работоспособности.
5 уровень – отражает выраженную несформированность активного внимания, проявляющуюся в явной неустойчивости психической деятельности или в замедленности темпа и истощаемости.
МЕТОДИКА 10
Мотивация учения
Назначение. Определение мотивов к учению.
Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне изображён вариант для мальчиков, на другой – для девочек.
Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребёнка ранец за спиной, видно здание школы с вывеской «школа» (внешний мотив)
Карта 2. мальчик (девочка0 за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив)
Карта 3. на картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив)
Карта 4. на улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображён с портфелем. Рядом мальчик(девочка) с ранцем. Видна чётко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости)
Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идёт в противоположную сторону (отрицание мотива учёбы)
Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив)
|
|
Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя девочками (мальчиками). У одного ребёнка раскрыт дневник с пятёркой (пятёрка должна быть видна), ребёнок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха).
Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе, и показывать картинки. Будь внимателен. Затем задаёт вопросы.
Процедура. Ребёнку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур девочки и мальчика.
1.Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребёнком выкладывается карта 1.
2.Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я всё равно учился бы» Выкладывается 2 карта
3.Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается 3 карта.
4.Четвёртый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был (была) маленький (маленькая)». Выкладывается 4 карта.
5.Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается 5 карта.
6.Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6.
7.Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.
После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребёнку задаётся 4 вопроса:
1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?
2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?
|
|
3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?
4. На какой картинке нарисован ты? Почему?
Ответы ребёнка записываются в протоколе.
Обработка. Мотив определяется на основе выбора карты.
1 карта - внешний мотив
2 карта – учебный мотив
3 карта – игровой мотив
4 карта – мотив взрослости
5 карта – отрицание мотива учения
6 карта – социальный мотив
7 карта – мотив успеха
Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора.
Определяется осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив.
Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4 (3) раза, неустойчивым 1 (2) раз.
Вопросы | Ответы ребёнка |
1.Как, по-твоему, кто из них прав? Почему? | |
2.С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему? | |
3.На какой картинке нарисован ты? Почему? | |
4.На какой картинке нарисован ты? Почему? |