Интерпретация результатов

1 уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно проводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность.

2 уровень - отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно проводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Ребёнок способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях недостаточно соблюдаются.

3 уровень – отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребёнок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.

4 уровень - отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребёнок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.

5 уровень – отражает несформированность механизмов саморегуляции. Ребёнок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Неспособен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.



МЕТОДИКА 9

Отыскивание чисел (таблицы Шульте)

Назначение. Изучение объёма внимания, его устойчивости, психического темпа.

Стимульный материал. Пять таблиц с числами от 1 до 25, расположенными в случайном порядке, секундомер, указка.

Инструкция. Посмотри внимательно на таблицу с числами. Тебе нужно как можно быстрее найти числа по порядку от 1 до 25. Каждое число покажи указкой и назови вслух.

Процедура. Перед началом выполнения задания необходимо убедиться, что ребёнок знает числа от 1 до 25. затем ребёнку предъявляется первая таблица и даётся инструкция. С началом работы ребёнка включается секундомер.

Аналогично проводится работа с каждой из последующих таблиц: второй, третьей, четвёртой, пятой.

Время работы с каждой из таблиц заносится в протокол.

Обработка. Высчитывается среднее время выполнения задания, характеризующее объём внимания, по формуле.

    t1+t2+t3+t4+t5

t ср =---------------------

              5

Где t - время выполнения задания по каждой из таблиц 1,2,3,4 и 5.

Оценка результатов.

1 уровень – 30 – 39 сек.

2 уровень – 40 – 49 сек.

3 уровень -50 -59 сек.

4 уровень -60 -59 сек.

5 уровень -90 и выше.


Помимо этого выявляются динамические характеристики активного внимания: врабатываемость, неустойчивость, истощаемость, определяемые при сравнении времени, затрачиваемого на выполнение заданий по каждой из соответствующих таблиц.

Показателем врабатываемости является значительное уменьшение времени выполнения задания по второй таблице в сравнении с первой.(t2-t1)

Показателем истощаемости является увеличение времени выполнения задания по последней таблице по сравнению с первой.(t5-t4)

Показателем неустойчивости внимания служат колебания времени выполнения задания по каждой из таблиц в сравнении со средним временем:

 t1-tcp, t2-tcp, t3-tcp, t4-tcp, t5-tcp.




Протокол обследования

Врабатываемость_________________________________________

Неустойчивость__________________________________________

Устойчивость____________________________________________

Истощаемость____________________________________________

 

 

ТАБЛИЦЫ ВРЕМЯ
1  
2  
3  
4  
5  

Общий уровень_____________________________________________



Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд.

2 уровень -отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп сенсомоторных реакций, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд, самостоятельно замечать и исправлять ошибки.

3 уровень -отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания, достаточный темп сенсомоторных реакций. При этом возможны варианты: быстрая врабатываемость может сопровождаться медленным темпом выполнения задания, а медленная врабатываемость – высоким темпом сенсомоторных реакций. Ребёнок способен на недостаточно длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти ограниченный цифровой ряд.Не замечает и не исправляет ошибки.

4 уровень – отражает недостаточную сформированность активного внимания. Увеличение времени выполнения задания обусловлено: или умеренной неустойчивостью внимания в виде «застревания» в поиске отдельных чисел; или равномерным замедлением темпа психической деятельности при выполнении заданий; или умеренной истощаемостью психической работоспособности.

5 уровень – отражает выраженную несформированность активного внимания, проявляющуюся в явной неустойчивости психической деятельности или в замедленности темпа и истощаемости.



МЕТОДИКА 10

Мотивация учения

Назначение. Определение мотивов к учению.

Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне изображён вариант для мальчиков, на другой – для девочек.

Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребёнка ранец за спиной, видно здание школы с вывеской «школа» (внешний мотив)

Карта 2. мальчик (девочка0 за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив)

Карта 3. на картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив)

Карта 4. на улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображён с портфелем. Рядом мальчик(девочка) с ранцем. Видна чётко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости)

Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идёт в противоположную сторону (отрицание мотива учёбы)

Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив)

Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя девочками (мальчиками). У одного ребёнка раскрыт дневник с пятёркой (пятёрка должна быть видна), ребёнок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха).

Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе, и показывать картинки. Будь внимателен. Затем задаёт вопросы.

Процедура. Ребёнку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур девочки и мальчика.

1.Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребёнком выкладывается карта 1.

2.Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я всё равно учился бы» Выкладывается 2 карта

3.Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается 3 карта.

4.Четвёртый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был (была) маленький (маленькая)». Выкладывается 4 карта.

5.Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается 5 карта.

6.Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6.

7.Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребёнку задаётся 4 вопроса:

1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?

3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

4. На какой картинке нарисован ты? Почему?

Ответы ребёнка записываются в протоколе.


Обработка. Мотив определяется на основе выбора карты.

1 карта - внешний мотив

2 карта – учебный мотив

3 карта – игровой мотив

4 карта – мотив взрослости

5 карта – отрицание мотива учения

6 карта – социальный мотив

7 карта – мотив успеха

Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора.

Определяется осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив.

Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4 (3) раза, неустойчивым 1 (2) раз.

Вопросы Ответы ребёнка
1.Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?  
2.С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?  
3.На какой картинке нарисован ты? Почему?  
4.На какой картинке нарисован ты? Почему?  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: