Общий уровень выполнения задания.
V1+V2+V3+V4+V5
OV=---------------------
5
Протокол обследования
Карта | Ответ ребёнка | Признаки обобщения | Наличие обобщающих слов | Уровень обобщения |
репа, яблоко, огурец, свёкла; | ||||
шорты, кепка, ботинки, шуба; | ||||
ручка, нож, книга, карандаш | ||||
шкаф, стул, стол, дверь; | ||||
самолёт, автобус, пароход, тачка |
Общий уровень______________________________________________________
V1+V2+V3+V4+V5
OV=---------------------
5
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.
2 уровень - отражает высокую способность к обобщению наглядно-образного материала. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, но не всегда точно определяет обобщающее слово
|
|
3 уровень – отражает достаточный уровень способности к обобщению наглядного материала, характерный для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать о обобщать известные ему предметы и явления. Может допускать ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.
4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным или функциональным признакам. Ребёнок может анализировать и определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные признаки не называются.
5 уровень – отражает несформированность умения обобщать наглядный материал по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова заменяются описанием субъективного отношения к предметам.
МЕТОДИКА 2. ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ
(СЛОВЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ)
Назначение. Определение способности к обобщению понятий, умение вычленять существенные и несущественные признаки.
Стимульный материал: Пять наборов слов по 4 слова в каждом:
1.воробей, синица, голубь, пчела;
2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок;
3.мальчик, доктор, градусник, милиционер;
4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений;
5. девять, три, число, семь.
Инструкция. Я назову четыре слова. Слушай внимательно. Какое слово лишнее? Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные?
|
|
Процедура. В указанной последовательности зачитываются слова. Полный ответ ребёнка заносится в протокол.
Обработка. Каждый набор слов оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.
Лишними словами являются: пчела, яйцо, градусник, Анастасия, число.
Обобщающие слова:
Птицы, животные, люди, мужские имена, числа (цифры)
Протокол обследования
Набор слов | Ответ ребёнка | Признак обобщения | Наличие обобщающих слов | Уровень обобщения |
1.воробей, синица, голубь, пчела; | ||||
2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок; | ||||
3.мальчик, доктор, градусник, милиционер; | ||||
4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений; | ||||
5. девять, три, число, семь. |
Общий уровень__________________________________________________
V1+V2+V3+V4+V5
OV=---------------------------
5
Оценка результатов
Уровни | Признак обобщения | Обобщающее слово |
1 | Существенный | есть |
2 | Существенный | нет |
3 | Функциональный | нет |
4 | Случайный | нет |
5 | Нет обобщения | нет |
Общий уровень_________________________________
Общий уровень выполнения задания.
V1+V2+V3+V4+V5
OV=---------------------
5
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.
2 уровень - отражает высокую способность к обобщению на понятийном уровне. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Однако не всегда может правильно найти обобщающее слово.
3 уровень – отражает достаточную способность к обобщению на понятийном уровне, характерном для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать и обобщать известные ему понятия. Допускает ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.
4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные (родовые) признаки не называются.
5 уровень – отражает несформированность умения обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл.
МЕТОДИКА 5.
Зрительная непроизвольная память
Назначение. Определение объёма зрительного непроизвольного запоминания.
Стимульный материал. Набор из 10 картинок:
1.Роза 6.Чайник
2.Гриб 7.Груша
3.Утюг 8.Собака
4.Машина 9.Диван
5.Арбуз 10.Кукла
Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них.
Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.
Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.
Оценка результатов
1 уровень – 10 правильных названий (баллов)
2 уровень -9-8
3 уровень – 7-6
4 уровень – 5-4
5 уровень – 3 и менее баллов.
Протокол обследования
Картинка: роза
Воспроизведение:
Картинка: гриб
Воспроизведение:
Картинка: утюг
Воспроизведение:
Картинка: машина
Воспроизведение:
|
|
Картинка: арбуз
Воспроизведение:
Картинка: чайник
Воспроизведение:
Картинка: груша
Воспроизведение:
Картинка: собака
Воспроизведение:
Картинка: диван
Воспроизведение:
Картинка: кукла
Воспроизведение: