double arrow

Понятие и сущность контроллинга


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты контроллинга в деятельности таможенных органов

    1.1 Понятие и сущность контроллинга…………..........................................5

    1.2 Специфика внедрения контроллинга в таможенное дело ………..…13

Глава 2. Исследование применения контроллинга в системе управления Смоленской таможни

   2.1Анализ использования контроллинга в организации работы Смоленской таможни……………………………………………………………24

   2.2 Рекомендации по совершенствованию структуры контроллинга Смоленской таможни……………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………..38

Список используемых источников…………………………………………...40

Приложения…...….……………………………………………………………..42

 



ВВЕДЕНИЕ

Глобализация современного состояния общемировой и экономической среды, становление цивилизационных рыночных отношений, проблемы интеграционных процессов ставят перед государственными службами задачу создания эффективной, целостной и гибкой системы управления.

Контроллинг занимает важнейшую позицию при осуществлении таможенного администрирования, в процессе которого обрабатываются и анализируются соответствующие данные с последующим принятием управленческих решений. Поэтому все вышесказанное и обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Отдельные теоретические и практические аспекты формирования системы контроллинга в таможенных органах прорабатывались в научных исследованиях ученых Российской таможенной академии ее филиалов и специалистами Федеральной таможенной службы – Макрусевым, Барамзиным, Диановой, Лозбенко, Губиным и др. Однако результаты аналитического обзора, полученные в ходе дипломного исследования, позволяют сделать общий вывод, что в существующих работах, хотя контроллинг и рассматривается как концепция эффективного управления, однако вопрос развития контроллинга, как системы информационно-аналитической и методической поддержки управленческой деятельности не нашел достаточного отражения.

Объектом исследования курсовой работы является контроллинг в деятельности таможенных органов.




Предметом исследования курсовой работы является механизм усовершенствования управления в таможенных органах на основе контроллинга.

Целью данной курсовой работы является исследование основных принципов контроллинга в деятельности таможенных органов, сформулировать рекомендации по повышению эффективности управления в таможенных органах Российской Федерации.

Для достижения указанной цели в курсовой работе требуется решить следующие задачи:

- сформулировать понятие и сущность контроллинга;

- охарактеризировать специфику внедрения контроллинга в таможенное дело;

- проанализировать использования контроллинга в организации работы Смоленской таможни;

- предложить рекомендации по совершенствованию структуры контроллинга Смоленской таможни.

Методы исследования, которые использовались в разработке курсовой работы – аналитический, системный, критический анализ, изучение документации, метод моделирования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-правовая база, работы отечественных ученых в области теории управления, государственного управления, управления таможенной деятельностью, экономической теории, контроллинга, системного анализа, программно-целевого планирования; источники периодической печати и интернет-источники.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в которых описаваютя теоритические аспекты контроллинга в деятельности таможенных органов и практические исследования применения контроллинга в деятельности таможенных органов, заключения и списка использованных источников.



 

Глава 1. Теоретические аспекты контроллинга в деятельности таможенных органов

Понятие и сущность контроллинга

4 сентября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон). Закон был разработан в связи с тем, что с 1 января 2018 г. начал действовать новый Таможенный кодекс Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), который содержит много отсылочных норм на национальное законодательство государств-членов ЕАЭС [1].

Новый Закон регулирует ввоз, вывоз товаров, их временное хранение, таможенное декларирование и таможенный контроль. Также устанавливает права и обязанности таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных или свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли. Среди новеллы данного Закона также изменения в порядке проведения таможенного контроля, в частности, установлены сроки проведения таможенных проверок и экспертиз.

В общем, деятельность таможенной службы Российской Федерации по реализации таможенной политики может быть рассмотрена как система принимаемых решений, эффективность которых, а, следовательно, и результата таможенного дела, зависит от качества используемых инструментов и информационной среды управления.

Как отмечает в своей работе Нечухина Н.С.: «Генезис термина «контроллинг» напрямую связан с английским глаголом «to control», плотно обосновавшимся в русском языке в виде глагола «контролировать», а также в качестве семантически производного существительного «контроль». Само понятие, однако, пришло в современные экономические глоссарии из Германии, в то время как в англоговорящих государствах, в альтернативу «контроллингу», использовался термин «управленческий учет» (также широко распространенный в российской практике)» [10, с.21].

Рассмотрим, как трактуют термин современные авторы в нормативно-правовом поле исследуемого вопроса.

Формирование концепции контроля принятия управленческих решений в таможенных органах должно учитывать существующие парадигмы как относительно самого понятия «контроль», так и в отношении объекта контроля – управленческих решений. Как показывает анализ, специалисты по управлению имеют ограниченные знания о концептуальных основах контроля принятия управленческих решений, но зато специалисты из контроля недостаточно внимания уделяют объекта контроля – управленческим решением. Учитывая это, актуальными являются вопросы синтеза научных достижений в сферах управления и контроля и формирование концептуальных основ контроля принятия управленческих решений.

Самым главным отличием в концепциях контроля в России и за рубежом является понимание его сущности и назначения. Иностранные специалисты выделяют несколько понятий, которые в определенной степени относятся и к контролю управленческих решений:

• контроллинг (control (management) как одна из функций управления, которая помогает осуществить предварительные корректирующие меры с целью минимизации отклонений от установленных стандартов [12, с. 147];

• управленческий (административный) учет (management accounting, managerial accounting), предназначен для информационного обеспечения руководства предприятия для принятия обоснованных бизнес-решений при реализации функций управления и контроля [15, с. 40].

• управленческий контроль (management control), который рассматривается как отдельный компонент менеджмента и включает совокупность методов, способов, процессов, инструментов и методик для изучения и оценки всех видов деятельности предприятий [19, с. 12].

Один из классиков современной теории контроля Г. Энтони, подчеркивая процессный характер контроля, выделил его концептуальные составляющие и подчеркнул взаимосвязи контроля, управления вообще и управленческих решений в частности [28, с. 336].

Особого внимания заслуживает модель внутреннего контроля COSO. Она была предложена Комитетом организаций-спонсоров Комиссии Трэдвея в 1992 году (последние изменения внесены в мае 2013 года) и предназначена в числе прочего для «...разработки соответствующих рекомендаций с целью корпоративного руководства из главнейших аспектов ...внутреннего контроля ...и противодействия мошенничеству» [29, с. 118].

Современные авторы отмечают «такие специфические особенности контроллинга, как [3, с.138]:

- новое содержание роли информационно-аналитических и планово-экономических служб организации;

- новое содержание таких традиционных функций управления, как анализ, планирование, контроль, информация, составляющих ядро контроллинга как целостной концепции;

- согласованное принятие стратегических и оперативных решений;

- новая методология анализа, планирования, принятия стратегических и оперативных решений и их контроля».

В окружении специалистов государственных таможенных органов, распространенным является «узкое» понимание контроллинга.

Временами его отождествляют с системой контроля, программно-целевым планированием, системой информационного обеспечения или автоматизированными системами управления. Однако контроллинг предполагает использование различных технологий и инструментов эффективного управления, в том числе финансовых инструментов, а также инструментов автоматизации подготовки и контроля управленческих решений [15, с.151].

На основании изученных литературных источников напрашивается вывод, что сущность контроллинга проявляется в его функциях.

Анализ современной юридической литературы позволяет сделать вывод, что исследователи уделяют предельное внимание информационным или координационным функциям контроллинга. При этом функции координации охватывают задачи собственно управленческой деятельности, основные из них:

- контроль и регулирование исполнения управленческих решений;

- повышение рациональности управленческого процесса;

- координация управленческой деятельности.

Информационные функции, в свою очередь, проявляются в решении задач информационной, консультационной и методической поддержки принятия управленческих решений; создания и обеспечения функционирования информационной системы управления организацией.

Целью стратегического контроллинга является обеспечение долговременного функционирования развития потенциальной базы уплаты таможенных платежей. Это происходит на основе анализа информации о внешние и внутренние условия организации осуществления ВЭД, степени и форм привлечения к ней финансовых учреждений. 

Таможенный контроль
Стратегический таможенный контроль
Оперативный таможенный контроль
Бюджетирование
Логистический аудит
Стратегическое планирование
Финансовая диагностика
Таможенный консалтинг
Риск-менеджмент
Принятие управленческих решений в сфере ВЭД
Таможенный контроль - это система информационной поддержки и координации  управления процессом принятия решений, который включает бюджетирование, стратегическое планирование, финансовую диагностику, риск-менеджмент, обмен информацией между фискальной службой и финансовыми  учреждениями, консультирование и фокусирование на принятии оптимальных решений в сфере ВЭД

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: