Тематическое планирование

Название темы Задачи Содержание Время проведения
1 Психодиагностика   «Лесенка», «Вырежи круг», «Домик», «10 слов», «Закончи предложение», «4-й лишний», «Последовательные картинки», «Найди недостающий», «Рисунок Человека», «Разрезные картинки», «На что похоже?», «Запрещенные слова», «Графический диктант». Сентябрь-октябрь
2 Занятие 1 Развитие групповой сплоченности и продолжительного эмоционального отношения участников друг к другу; знакомство со школьными правилами; развитие произвольного поведения; диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации. Упражнения «Вежливые слова», «Школьные правила». Игра «Трутень и пчелы». Физкультминутка. Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации. Заключительный этап. Октябрь
3. Занятие 2 Повторение школьных правил; развитие произвольного поведения; развитие внимания и мышления; развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики. Упражнения «Вежливые слова-вежливые ответы», «Школьные правила», «Отгадывание загадок». Игра «Пол-нос-потолок». Физкультминутка. Упражнение «Фигурки из счетных палочек». Диагностическое задание «Рисунок человека». Заключительный этап. Октябрь
4. Занятие 3 Развитие произвольного поведения; тренировка тонкой моторики; диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия; развитие фонематического восприятия. Упр. «Вежливость». Упр. «Школьные правила». Тест «Корректурная проба». Задание для диагностики пространственных представлений. Физкультминутка. Упр. «Звуковые прятки». Октябрь
5. Занятие 4 Развитие внимания и произвольности; повышение уровня школьной компетентности; развитие восприятия и мышления; диагностика зрительно-моторной координации. Игра «Трутень и пчелы». Тренинг навыков школьного поведения. Упр. «Потопаем, похлопаем». Упр. «Складываем и считаем». Физкультминутка. Задание для выявления уровня зрительно-моторной координации. Заключительный этап. Октябрь
6. Задание 5 Развитие групповой сплоченности; тренировка тонкой моторики; развитие слухо-моторной координации и внимания; диагностика самооценки. Игра «Паутинка». Упр. «Школьные правила». Пальчиковая гимнастика. Упр. «А в школе...» Упр. «Цветные дорожки». Физкультминутка. Диагностическое задание «Автопортрет». Заключительный этап. Ноябрь
7. Занятие 6 Развитие внимания и произвольности; обучение работе в тетрадях; тренировка тонкой моторики; развитие понятийного мышления. Упр. «Вежливые слова». Упр. «Развитие произвольности». Физкультминутка. Игра «Трутень и пчелы». Упражнение «Классификация». Заключительный этап. ноябрь
8. Занятие 7 Развитие воображения и выразительных движений; развитие произвольного поведения; тренировка тонкой моторики; развитие внимания и восприятия. Упр. «Передаем по кругу». Упр. «Говорит один — говорим хором». Упр. «Фигурный диктант». Физкультминутка». Упр. «Разрезные картинки». Заключительный этап. ноябрь
9. Занятие 8 Развитие выразительных движений; развитие внимания и произвольности; тренировка тонкой моторики; закрепление порядковых числительных; развитие пространственной ориентации на листе бумаги; развитие логического мышления. Игра «Изобразим животных». Упр. «Фигуры». Упр. «Говорит один — говорим хором». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Соединим точки по порядку». Упр. «Фигурный диктант». Физкультминутка. Упр. «Третий лишний» ноябрь
10. Занятие 9 Развитие внимания и произвольности; расширение кругозора и развитие речи; тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности; развитие пространственной ориентации. Игра «Летает — не летает». Упр. «Фигуры». Упр. «Разноцветные фигурки». Физкультминутка. Упр. «Сортировка». Заключительный этап. декабрь
11 Занятие 10 Развитие координации движений; снятие мышечных зажимов; тренировка умений работать по образцу; развитие внимания и зрительно-моторной координации; развитие речи, воображения и мышления. Игра «Дотроньтесь до...». Телесно-ориентированное упражнение «Марионетки». Упр. «Сложим по образцу». Физкультминутка». Сенсомоторное упр. «Лежачая восьмерка» декабрь
12 Занятие 11 Развитие произвольного поведения и координации движений; повышение уровня школьной компетенции; развитие внимания и пространственной ориентации; тренировка тонкой моторики; развитие воображения и мышления. Игра «Робот». Упр. «Правильно — неправильно». Упр. «Клеточный диктант». Физкультминутка. Упр. «Что в мешочке». Рисование «Подарок Деда Мороза». Заключительный этап. декабрь
13 Занятие 12 Развитие внимания и произвольного поведения; знакомство с понятием «симметрия»; Развитие моторики и координации; развитие конструктивного мышления; тренировка зрительной памяти. Игра «Пол-нос-потолок». Упр. «Симметрия». Сенсомоторное упражнение «Ладонь-кулак-ребро». Упр. «Что исчезло?». Физкультминутка. Упр. «Фигурки из треугольников». Заключительный этап. декабрь
14 Занятие 13 Развитие произвольного поведения; повторение букв и цифр; развитие пространственной ориентации; тренировка тонкой моторики; развитие внимания и зрительной памяти. Игра «Море волнуется». Игра «Отгадай». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Внимание — рисуем!». Физкультминутка. Рисование «Зимняя картинка». Заключительный этап. январь
15 Занятие 14 Развитие сомоконтроля; развитие фонематического восприятия; развитие внимания и зрительной памяти; закрепление понятий «больше», «меньше»; развитие речи и мышления. Игра «Карусели». Упражнение «Звуковые прятки». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Внимание — рисуем!». Упр. «Узоры». Физкультминутка. Закл этап. январь
16 Занятие 15 Развитие словарного запаса и фонематического восприятия; повторение букв и цифр; развитие тонкой моторики; развитие внимания и мышления; тренировка умения работать по правилам. Игра «Скажем наоборот». Упр. «Складываем буквы».Упр. «Угадаем цифры». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Отличительные признаки». Физкультминутка. Упр. «Чужое слово» Упр. «Точечный диктант». Заключительный этап. январь
17 Занятие 16 Развитие внимания и произвольности; тренировка моторики и координации; развитие логического мышления; развитие пространственной ориентировки. Игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем». Игра «Пол-нос-потолок». Игра «Угадаем словечко». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Четвертый — лишний». Физкультминутка. Упр. «Самолеты». Заключительный этап. февраль
18 Занятие 17 Развитие произвольных движений и ориентировки в пространстве; развитие речи и мышления; развитие слухового внимания; развитие слухо-моторной координации. Игра «Броуновское движение». Упражнение «Кто кем был? Кто кем будет?» Упр. «Клеточный диктант». Физкультминутка. Игра «Запретное слово». Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица. Заключительный этап. февраль
19 Занятие 18 Развитие внимания и произвольности; развитие речи и мышления; развитие зрительной памяти; тренировка счетных навыков. Игра «Земля-вода-воздух». Упражнения с карандашом. Упражнение «Внимание — рисуем!». Упражнение «Чем отличаются?». Упражнение «Домики». Физкультминутка. Упражнение «Посчитай-ка!» Заключительный этап. февраль
20 Занятие 19 Развитие произвольности; развитие речи и мышления; тренировка объема внимания и его переключения. Игра «Пар-вода-лед». Сепсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка». Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица, артикуляционные упражнения. Упражнение «Ассоциативные цепочки». Упражнение «Фигурный диктант». Физкультминутка. Упражнение «Сложим квадраты». Заключительный этап. февраль
21 Занятие 20 Развитие внимания и произвольности; развитие речи, мышления и воображения; тренировка тонкой моторики. Игра «Запретное движение». Упражнение «Загадки». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Необычные картинки». Физкультминутка. Упражнение «Незавершенные фигуры». Заключительный этап. март
22 Занятие 21 Развитие внимания и произвольности; развитие координации движений; развитие пространственной ориентации; развитие речи и мышления. Игра «Дотронтесь до...» Упражнение «Божья коровка». Упражнение «Что следующее?». Физкультминутка. Упражнение «Закончим предложения». Упражнение на расслабление. Заключительный этап. март
23 Занятие 22 Развитие внимания и произвольности; развитие логического мышления; тренировка тонкой моторики. Игра «Аист-лягушка-солдат». Упражнение «Сравнение геометрических фигур». Упражнение «Что изменилось». Физкультминутка. Игра «пол-нос-потолок». Упражнение «Отличающаяся картинка». Пальчиковая гимнастика. Заключительный этап. март
24 Занятие 23 Воспитание смелости; развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие зрительной памяти; тренировка тонкой моторики; развитие речи и мышления. Игра «Заяц и волки». Сенсорное упражнение «Лежачая восьмерка». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Посмотрим, запомним, нарисуем». Упражнение «Один — много». Физкультминутка. Упражнение «Фигурки из счетных палочек — 2». Заключительный этап. март
25 Занятие 24 Развитие внимания и самоконтроля; тренировка слуховой памяти и пространственной ориентации; развитие речи и мышления. Игра «Кто Быстрее?». Упражнение «Кто так говорит?». Упражнение «Слушаем и выполняем». Физкультминутка. Упражнение «Мое-не мое». Заключительный этап. апрель
26 Занятие 25 Развитие внимания и произвольности; развитие эмоционально-выразительных движений; развитие восприятия и мышления; тренировка тонкой моторики. Психогимнастическое упражнение «Незнайка». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Какое слово лишнее?». Задание «Дорисуем, чтобы стали одинаковыми». Физкультминутка. Упражнение «Угадай букву». Заключительный этап. апрель
27 Занятие 26 Развитие внимания и произвольности; развитие эмоционально-выразительных движений; развитие речи и мышления. Игра «Раз-два-три — фигура замри». Игра «Трутень и пчелы». Упражнение «Хорошо или плохо?». Логические задачи «Домики». Физкультминутка. Упражнение «Скажем ласково». апрель
28 Занятие 27 Развитие внимания и произвольности; диагностика преобладающей мотивации: учебной или игровой; тренировка зрительной памяти; развитие речи и мышления. Игра «Пропускаю только...». Диагностическое задание на выявление преобладания учебной или игровой мотивации. Пальчиковая гимнастика. Игра «Да и нет не говорим». Физкультминутка. Упражнение «Посмотрим, запомним, нарисуем». Логические задачи «Домики». Заключительный этап. апрель
29 Итоговая диагностика. Диагностика личностной, мотивационной, интеллектуальной и волевой готовности к школьному обучению. См. начальную диагностику. Март - апрель

Педагог-психолог оставляет за собой право  менять и  дополнять занятия в зависимости от ситуации в группе истепени усвоения детьми предложенных заданий.

 

II.9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целеноправленно проектируемая дифференцируемая образовательная программа (С.В.Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицина, Ю.Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).  Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:            - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную  программу дошкольного образования;                                                                                                                                                  -для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов.

      Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (октябрь-апрель) результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический совет рекомендует детей, показавших низкий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассмотреть на ПМПк ДОУ. ПМПк  формирует список детей, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.                                                                                              Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется  разработанный  способ  его  реализации  (технология организации образовательного процесса).                                                                                                                                      Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен охарактеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления.                            При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся  на следующие принципы:

· принцип опоры на обучаемость ребенка;

· принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

· принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка»;

· принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);

· принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;

· принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

   На основе анализа изученной литературы можно выделить несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации.

5. Этап итоговой диагностики.

1.Этап наблюдения. Цель: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников».

2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом-психологом. Цель: выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины» (на начало и конец сопровождения).

3. Этап конструирования. Цель: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

4.Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, все зависит от желания ребенка, от его выбора, самоопределения.

5. Этап завершающей диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика. Цель: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же табдица. С учетом данных этапов составляются и реализовываются индивидуальные образовательные маршруты с учетом методов педагогической поддержки, содержания работы. Для устранения выявленных трудностей в развитии ребенка и причин, способствующих их возникновению.

При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту педагог включает во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребенок, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на на его личностный потенциал.

                           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: