III. Организационный раздел

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Кабинет педагога-психолога представляет собой одно из звеньев единой социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям (законным представителям) и педагогам дошкольного образовательного учреждения по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической адаптации. Организация и оснащение кабинета имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы. Именно от грамотно оснащенного рабочего места психолога во многом зависит, насколько оперативно и профессионально будет оказана психологическая помощь.

Кабинет педагога-психолога соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, а также Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. Эстетика оформления соответствует предъявляемым требованиям, поэтому в нём комфортно не только самому педагогу-психологу, но и приходящим туда детям и взрослым. Кабинет педагога - психолога располагается на втором этаже детского сада, в левом крыле здания. Площадь кабинета 11,06 кв.метров

Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.  

Кабинет создан:

· для проведения специально организованных индивидуальных и групповых занятий с детьми психопрофилактической и психокоррекционной направленности;

· для проведения тренингов с педагогами;

· для проведения занятий с родителями психологопросветительской направленности;

· для проведения консультативной работы с педагогами и родителями.

Технические характеристики кабинета.

Площадь кабинета (длина 3,95 м; ширина 2,80 м) 11,06 кв.метров

Освещение: лампа накаливания - 1 шт                    

Температурный режим: 18 – 20ºС

Средства пожаротушения: нет

Пол: цемент, линолеум, мягкое ковровое покрытие

Стены: обои

Вход: 1 деревянная дверь

Окно: 1шт без решетки

Уборочный инвентарь: нет

Базовое оснащение кабинета

Столы для детей: 2 шт.

Стулья для детей: 12 шт.

Стол для психолога: 1 шт.

Стулья для взрослых: 1 шт.

Шкаф книжный: 1 шт.

Мягкое детское кресло: 1 шт

В пространстве кабинета выделены:

· учебная зона

· игровая зона

· зона релаксации

· зона психоконсультирования

· рабочее место педагога-психолога

В учебной зоне столы и стулья детские, с твердой деревянной поверхностью.

Игровой материал удобно расположен для доступа детей. Представленные игрушки предназначены:

· для творческой деятельности

· для выражения эмоциональных состояний

· для повышения интереса к учебному сотрудничеству

· для организации сюжетно-ролевых игр

В зоне релаксации расположено мягкое детское кресло, мягкие игрушки, подушки, достаточное количество комнатных растений, аквариум с рыбками.

Учебно-методические материалы систематизированы по разделам:

· диагностика (методики и стимульный материал)

· коррекционно-развивающие игры

· работа с педагогами

· работа с родителями

· библиотека психолога

Кабинет функционирует по расписанию.

Кадровые условия.

Должность педагога-психолога МКДОУ Сенгилеевский детский сад «Солнышко» занимает Пискунова Лариса Александровна специалист I квалификационной категории. Образование высшее. Педагогический стаж на 01.09.2018 г. 12 лет, стаж работы в данной должности 12 лет.

Режим работы педагога-психолога на 1 ставку – 36 часов неделю. В 2018-2019 уч. году нагрузка педагога-психолога составляет 1 ставку – 36 ч в неделю.

3.4. Материально-техническое обеспечение программы.

3.4.1. Список используемых парциальных программ и пособий:

1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2016. – 160 с.

2. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет. - СПб.: Речь, 2016. – 160 с.

3. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет. - СПб.: Речь, 2016. – 160 с.

4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». СПб.: Речь, 2016. - 208 с.

5. Программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях ФГОС в период адаптации к ДОУ, их родителей и педагогов «Капельки детства» (Бороздина Е.В., Кононова В.С., Орехова Т.В., Сергеева Л.П., Скворцова Н.П., Торутанова С.Е., Тимошина О.Ю.), Ульяновск, 2015.

6. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. — 128 с. + CD. — (Психологическая служба.)

7. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.

8. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.

9. Крюкова С.В., Донскова Н.И. Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы групповой психологической работы с дошкольниками. – М.: Генезис, 2014. – 272 с.

10. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. Детство-пресс, 2011.- 80 с.

3.4.2. Список используемых диагностических комплексов:

1. Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М.: Генезис, 2008. – 80с.

2. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. комис. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 32 с.; 115 карт.

3. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей». – М.: Просвещение, 2007. – 164 с. + Прил. (268 с. ил.)

4. Коноваленко С.В. Готов ли ваш ребенок к школе: экспресс-диагностика. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 48 с.

3.4.3. Список дополнительной методической литературы, используемый для подготовки образовательного процесса:

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий.- М.: Книголюб, 2008. – 72 с.

Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением. – Волгоград: Учитель, 2016. – 53 с.

Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО.: Волгоград: Учитель, 2016. -170 с.

Вильшанская А.Д. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции. – М.: Школьная Книга, 2017.- 20 с.: цв. ил. + вкл.

Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность/ под ред. Гуткович И.Я.-Ульяновск, 2001.- 108 с.

ВМЕСТЕ: воспитание детей раннего возраста в семейном игровом центре: методическое пособие/ И.А. Белова, Е.М. Белоногова, Н.М. Гусарова, Н.Ю. Майданкина, С.С. Ледяева, Е.В. Олейникова, Т.А. Суркова, О.В. Шведова; под ред. Н.Ю. Майданкиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014. – 228 с.

Гаврина С.Е. Мои эмоции. 4+. ФГОС ДО.- М.: Издательство «экзамен», 2016. – 16 с. (Серия «Прописи-раскраски для малышей»)

Гуцал И.Ю., Мищенко Г.В. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

Диагностика одаренности учащихся: сборник диагностических методик /И.А. Галацкова, М.В. Губина.- Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 190 с.

Закрепина А.В. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 63 с.

Заоостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 112 с.

Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013. – 128 с.: ил. – (Умные книжки).

Земцова О.Н. Тесты для детей 2-3 лет: Учебн. пособие. – М.: Махаон, 2007. – 112 с.: ил. - (Умные книжки).

Земцова О.Н. Тесты для детей 3-4 лет: Учебн. пособие. – М.: Махаон, 2008. – 112 с.: ил. - (Умные книжки).

Земцова О.Н. Тесты для детей 5-6 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2014. – 112 с.: ил. - (Умные книжки).

Зиновкина М.М., Горев П.М., Утёмов В.В. Увлекательные игры с Совенком: Учебно-методическое пособие по развитию творческого мышления детей дошкольного возраста.- Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 120 с., ил.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.

Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.

Корепанова М.В.. Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. Пособие для педагогов и родителей. –М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 144 с., ил.

Корепанова М.В.. Харлампова Е.В. Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников (раздаточный материал). Приложение к пособию «Диагностика развития и воспитания дошкольников» –М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 48 с., ил.

Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2008. -164 с.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия / авт.-сост. Д.Г. Кайль. – Волгоград: Учитель, 2016. – 131 с.: ил.

Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д.: феникс, 2006. – 299 с.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2007. – 208 с., илл.

Куражева Н.Ю. 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 лет. – СПб; М.: Речь, 2017. – 64 с.

Куражева Н.Ю. 70 развивающих заданий для дошкольников 4- 5 лет. – СПб; М.: Речь, 2017. – 64 с.

Куражева Н.Ю. Приключения будущих первоклассников. 120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет. – СПб; Речь, 2015. – 96 с.

Лабиринт души. Терапевтические сказки./ под ред. О.В. Хухлаевой. О.Е. Хухлаева.

Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384 с.

Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 192 с.

Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. – М.: Книголюб, 2006.-64 с.

Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации/ авт.-сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009.-191 с.

Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет: тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия, педагогическое взаимодействие / А.В. Черняева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 70 с.

Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, -2 –е изд., испр, -М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.

Прохорова С.Ю., Хижова Е.Б. Детский сад: работа с родителями. – М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2014. – 112 с.

Психологопедагогическое сопровождение развития детей с особыми образовательными потребностями: сборник научно-методических статей/ под общ. ред. М.И. Лукьяновой, Е.А. Швец. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 96 с.

Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия / авт.-сост. О.Р. Меремьянина.- Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения. – Ростов н/Д.: феникс, 2005. -576 с.

Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.

Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие / Под общей редакцией Т.Г. Неретиной. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006. – 240 с.

Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа /авт.-сост. Л.А. Загуменная. – Волгоград: Учитель, 2013.-231 с.

Тихонова А.Ю., Кобелева И.В. «Луч добра»: формирование социального сознания, социальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста: Программа и методические рекомендации к ее реализации. – Ульяновск, ИПКПРО,2002, 52 с.

Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: программа, методическое обеспечение / авт.-сост. Е.Р. Соколова. – Волгоград: Учитель. – 131 с.

Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М.: Генезис, 2007. – 175 с.

Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008. – 48 с. (Психологическая служба)

Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М.: - ТЦ Сфера, 2007.-208 с.

Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

Оборудование 1.Мягкие модули (дуга, кубы, маты) 2.Столы, стульчики для занятий. 3. Шкафы для пособий, игр, методической  литературы. 4. Папки для хранения документов и наглядных пособий. 5. Индивидуальные доски для рисования. 6. Маркеры на водной основе. 7.Карандаши простые и цветные. 8. Бумага, картон. 9. Краски акварельные. 10. Краски пальчиковые. 11. Кисточки. 12. Трафареты. 13. Подушки для проведения сеансов релаксации. 14. Пирамидки. 15. Матрешки, грибочки. 16. Кубы с вкладышами. 17. Массажные мячики. 18. Оборудование для массажа кистей, лица (колечки, коврики, пальчиковый тренажер, скалки разных диаметров). 19.  Набор объемных геометрических форм (конус, куб, шар, призма).     Игры 1. Развивающие игры для развития эмоциональной сферы «Театр настроения», «Зоопарк настроения», «Собери эмоцию», «Наши чувства и эмоции». 2. Звучащие игрушки (книжки, погремушки, колокольчики и другие). 3. Кукольный театр. 4. Кукла Клоун (бибабо) 5. «Пальчиковые бассейны» с наполнителями (фасоль, пшено). 6. Предметы и игрушки для развития моторики (застёжки, прищепки, мозаика, шнуровки). 7. Игрушки из реальной жизни (куклы «семья», мебель для них) 8. Транспортные средства (машины) 9. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (мякиши, солдатики) 10.Конструктор (деревянный мелкий). 11. Мелкие фигурки из Киндера-сюрприза. 12. Мягкие игрушки с различным наполнителем внутри. 13. Посудка, ведерки. 14. Муляжи овощей, фруктов, ягод. 15. Емкости с лентами. 16. Настольные игры («Найди пару», «Мини игры транспорт, твой дом», «Загадочные домики»). 17. Напольная мозаика. 18. Фигурки домашних и диких животных. Пособия 1. Четвертый лишний.         2. Серии сюжетных картинок. 3. Счетная лесенка. 4. Разрезные картинки. 5. Индивидуальные тетради- разные задания коррекции. 6. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей - С.Д. Забрамной. 7. Наглядный материал для обследования речи детей -Стребелевой Е.А. 8. Диагностические пособия для каждой возрастной группы. 9. Стимульный раздаточный материал для коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов. 10. Дидактический материл для развития психических процессов детей дошкольного возраста. 11. Наглядный материал по различным темам.



double arrow
Сейчас читают про: