Моя профессия – школьный библиотекарь

(«Открыватель мира»)

«Как тебе повезло! Ты – школьный библиотекарь! Ты открываешь мир! Вокруг любимые книги, сопровождающие тебя всю жизнь, говорящие с тобою, ободряющие и утешающие. Когда ты идёшь между книжных стеллажей, глаз невольно выхватывает один или другой книжный корешок. И ты знаешь, что скрывается за ним, какие радости и печали, открытия и озарения, истории и приключения ждут твоих юных читателей. Ты часто завидуешь им, потому что это они ВПЕРВЫЕ прочтут «Тиля» и «Кортик», стихи Гумилёва и сонеты Шекспира, и даже «Домовёнка Кузьку» и «Дюймовочку». Это ты вместе со своими юными читателями стоишь перед «Гималаями книг» и каждый раз с каждым новым читателем проходишь этот путь снова и снова…» Это было первое, что пришло на ум, когда я решила написать о своей профессии.

Первые впечатления, говорят, самые правильные. А ещё – они самые яркие. Очень важно, чтобы книга попала в руки юного читателя в нужное время (не раньше, но и не позже), чтобы не пропало желание читать, чтобы книга «зацепила», зажгла любовь к «премудрости книжной». Сделать это крайне сложно. Ведь читателя надо растить. Кому-то «Три мушкетёра» интересны в 3-м – 4-м классе, а кто-то не может одолеть эту книгу и в 7-м. Наблюдение, изучение читателя и помощь ему – задача школьного библиотекаря. А читатели в школьной библиотеке особенные. Возраст – от 7 до 17 лет (это не считая учителей и некоторых заинтересованных родителей). Интересы – всё-всё-всё! (Можно просто открыть таблицы ББК и – круг интересов очерчен). А ещё они нетерпеливы, непоседливы и (ура!) любопытны.

Школьный библиотекарь – открыватель мира – знаком со многими хитростями, способными привлечь юных читателей. Заскочивший на переменке в библиотеку второклассник увидит яркие обложки на книжной выставке и не удержится от соблазна полистать и почитать их. Библиотекарю лишь стоит почаще менять книжки на полке, похваливать начинающего читателя, восхищаться скоростью чтения и обсуждать с ним прочитанное.

Озорной пятиклассник, успешно сочетающий интересы подростка и школьника начальных классов, прибегает в библиотеку за пятёрками. И тут он ваш! Остаётся только подсказать ему, в какой книжке спряталась заветная пятёрка, да предложить ещё одну-другую «классную книжку».

Степенные (и не очень) старшеклассники частые гости школьной библиотеки. Им тоже нужны «пятёрки», им нужны книги «по программе». И они не замечают, как тоже попались. Хитрый школьный библиотекарь – открыватель мира – предложит им не только «программу». Беседы у книжных полок, собственный читательский опыт библиотекаря и ненавязчивая рекомендация сделают своё дело. Если уж пришёл в библиотеку, то читать будешь!

Существует мнение, что книга, как явление, отомрёт в недалёком будущем. Её, якобы, полностью заменят электронные книги. Думаю, что это не так. Возможно, что для получения информации будет действительно удобнее пользоваться электронными источниками, но … для наслаждения мудростью, красотой, электронные версии вряд ли подходят. Школьный библиотекарь – открыватель мира – должен показать юным читателям традиционную эстетику чтения с её неспешным шелестом страниц, удовольствием от спокойного, вдумчивого общения с Её Величеством Книгой. Думается, что в наш бурный век следует учить читателей этому искусству, помочь им почувствовать роскошь неторопливого чтения, развивающего душу.

Ни одна другая библиотека не приближена к своему читателю так, как школьная библиотека. И это приближение налагает на школьного библиотекаря и педагогические задачи. Библиотекарь является и воспитателем, и учителем. Он использует как традиционные библиотечные средства, так и педагогические технологии. Школьный библиотекарь прививает любовь к Отечеству, к славной истории предков, воспитывает чувство гордости и сопричастности достижениям страны, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор читателей, обучает способам работы с книгой, даёт полезный опыт поиска и получения необходимой информации. Школьный библиотекарь вносит свой важный вклад в БУДУЩЕЕ РОССИИ.

Модель проведения библиотечных уроков.

Работа включает несколько этапов.

· Начало:

· Цели и задачи

· Оборудование

· Ход урока:

Этап, подготовительный.

Библиотекарь вместе с классом ставит вопросы и составляет схему;

Этап.

Класс разбивается на маленькие Команды (по 3-4 человека) и каждая команда получает задание найти ответ на один из главных вопросов и кратко, в двух – трех предложениях, его сформулировать. Библиотекарь предлагает заранее подобранную литературу, где дети ищут ответы на поставленные вопросы.

Этап.

Представление найденного материала в виде говорящей словарной статьи, когда каждая группа по очереди предлагает свой ответ.

Этап.

Если ответы не дали полной картины, библиотекарь предлагает поставить еще вопросы, на которые нужно ответить.

В конце занятия библиотекарь ставит перед ребятами вопросы, которые помогают им проанализировать процесс работы:

Ø Какой из этапов работы был самым интересным?

Ø Что было самым трудным?

Ø Достигли ли поставленной цели?

Ø Хотели бы вы поработать над аналогичным проектом?

 

АЛФАВИТНЫЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГИ:

урок информационной культуры для учащихся 7-8 кл. (2 часа)

Шпилевая Н. М., методист Лаборатории

учебно-методического сопровождения

образовательного процесса ЗОУО ДО

 

Цель: Развитие библитечно-библиографической грамотности учащихся

Задачи:

1. Закрепить изученный материал: понятие «каталог», особенности алфавитного каталога, алгоритм поиска.

2. Познакомить со структурой Алфавитного и Систематического каталога, Алфавитно-предметного указателя.

3. Объяснить предназначение алфавитного и систематического каталога.

4. Закрепить алгоритм поиска в Алфавитном и Систематическом каталоге.

5. Познакомить с основными разделами ББК.

Оборудование: Слайдпроэктор, экран, Таблицы ББК, каталожные карточки,

плакаты: Схема библиографического описания книг, Алгоритм поиска в алфавитном каталоге, каталожная карточка.

На доске написаны термины: Алфавитный каталог, систематический каталог, Информационный поиск, Алфавитно-предметный указатель, таблицы ББК.

Тема урока: «Общее знакомство с Алфавитным и Систематическим каталогом. ББК.

АПУ- ключ к систематическому каталогу».

 

План урока:


I. Вступление.

1. Закрепление пройденного материала: каталог, шифр книги, каталожная карточка.

II. Объяснение нового материала:

1. Особенности Алфавитного каталога.

2. Объяснение понятия и структура Систематического каталога.

3. История создания системы классификации.

4. Основные разделы ББК.

5. АПУ – ключ к систематическому каталогу.

III. Заключение. Домашнее задание

 

Ход урока:

 

I. Вступление

Слово библиотекаря: На прошлом занятии мы познакомились с первыми библиотеками. Огромное количество книг в древних библиотеках привело к тому, что возникли первые каталоги.

Вопрос учащимся:

- Что такое каталог?

- Ответы учащихся:

- Перечень книг, имеющихся в библиотеке.

Вопрос:

- Когда возникли первые каталоги? Какие древнейшие каталоги нам известны?

Ответы учащихся:

- Библиотечные каталоги возникли в глубокой древности.

- Древнейший из известных каталогов – «Перечень ящиков, содержащих книги в больших свитках из кожи» (Эдфу, Египет, 18 в. до н. э.) содержал опись храмовой библиотеки, находящейся в 34 ящиках, и был выгравирован на стене.

- Первые каталоги появились значительно раньше, в могущественном государстве Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатейшая библиотека с тысячами глиняных табличек с письменами.

- Библиотека Ашшурбанипала (Ниневия, в междуречье Тигра и Евфрата, на территории современного Ирана, 7 в. до н. э.) имела обширный каталог на глиняных табличках, выполняющих функции современных каталожных карточек.

- Большой известностью пользовался каталог Александрийской библиотеки, составленный её библиотекарем, поэтом и учёным Каллимахом в 260-240 г. г. до н. э. «Таблицы» Каллимаха были одновременно и каталогом самой Александрийской библиотеки, и первым в истории сводным каталогом, т. к. содержали сведения об отсутствующих в фонде произведениях с указанием места их хранения, и древнейшей библиографической работой.

- В средние века каталоги приобрели вид инвентарных описей (часто в виде книг, прикованных цепями к стеллажам библиотеки).

Вопрос:

- Из чего состоит каталог?

- Из библиотечных карточек с описанием книг.

Вопрос:

- Кто предложил установить для каталожной карточки единый вид и размер?

- В 1876г. Мелвил Дьюи предложил установить для каталожной карточки единый размер и вид. Каталожная карточка М. Дьюи очень быстро была признана во всём мире в качестве стандартной.

II. Объяснение нового материала:

Человек не может знать все, но он может научиться искать краткий путь к нужным ему книгам и знаниям, информации.

Если расположить карточки с описанием книг в алфавитном порядке, то мы получим алфавитный каталог.

Пользоваться алфавитным каталогом довольно просто. Для того чтобы осуществить поиск книг по алфавитному каталогу, необходимо знать алфавит и запомнить несколько основных правил расстановки карточек

Карточки в алфавитном каталоге расположены по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг, независимо от их содержания.

· Алфавитный каталог дает возможность установить:

1. есть ли в библиотеке произведение, известное читателю под фамилией автора;

2. какие произведения определённого автора есть в библиотеке;

3. какие издания определенной книги есть в библиотеке;

4. в каком отделе находится нужная книга;

5. каков её шифр.

Обращаться к алфавитному каталогу следует в том случае, когда нужна определенная книга.

Пользование каталогами облегчается этикетками на лицевой стороне каждого ящика и разделителями в массиве карточек.

Чтобы избежать ошибок и излишней траты времени полезно познакомиться с некоторыми правилами расстановки карточек в алфавитном каталоге.

Как работать с алфавитными каталогами

Карточки с описаниями книг расставляются в алфавитном порядке. Если книга написана одним, двумя или тремя авторами, по существующим стандартам она описывается на фамилию первого автора.

Под заглавием описываются книги, имеющие четырех и более авторов или не имеющие автора (сборники, методические материалы, материалы конференций и т. д.).

Пример: О библиотечном обслуживании

О богах и героях Древней Греции

Обнорский В. П.

При совпадении первых слов, расстановка производится по алфавиту вторых, третьих и последующих слов;
Пример: Биология
Биология в школе

Карточки на книги авторов-однофамильцев расставляются в алфавите их инициалов;
Пример: Иванов А. Г.

Иванов П. Ш.

Иванов Я. К.

Карточки на книги авторов с двойными фамилиями ставятся после книги автора с одной фамилией;
Пример: Соколов А. Г.

Соколов-Микитов

Если книга написана двумя и более авторами, ее можно найти по фамилии первого или второго автора, т. к. на фамилию второго автора имеется добавочная карточка;

Книги, не имеющие ни индивидуального, ни коллективного автора, описанные под заглавием (книги четырех и более авторов, сборников), расставляются в алфавитной последовательности входящих в них слов; предлоги и союзы считаются отдельными словами; входящие в заглавие цифры рассматриваются в их словесном выражении;
Пример: I. Дети революции: Сборник рассказов карточки на произведения одного автора расставляются по определенной схеме. На первом месте описание собраний сочинений, сочинения, избранные произведения, отдельные произведения по алфавиту заглавий.

Зная правила составления библиографического описания и правил расстановки карточек, можно легко сориентироваться в каталоге.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: