Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому.
Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента:
Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения и составляет
энергетическую основу психического развития.
Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать.
Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует
|
|
соблюдение норм, принятых в данном обществе.
Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности,
поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия.
Стадии — это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность фиксации («застревания») на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни.
1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития
соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и
глотание.
2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с
приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям.
3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями.
4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные
|
|
цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном
становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.
5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая
психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм
исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола.
Генитальный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности.
Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это
биологическое созревание и способы общения с родителями.
Таким образом, факторами развития в теории Фрейда рассматриваются внутренний (биологическое созревание, преобразования количества инаправленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияниеобщения с родителями).
Формирование пола человека.
Половое формирование проходит несколько этапов:
· Этап формирования генетического пола начинается в момент слияния яйцеклетки и сперматозоида. В зависимости от того, какую хромосому (Х или Y) несет сперматозоид, формируется женский или мужской генетический пол.
· Этап дифференцировки гонад определяет гонадный пол, и затем потенциальное направление репродуктивной функции индивидуума.
· Этап формирования гормонального пола определяется преобладанием тех или иных половых гормонов. В мужском организме количественно преобладают андрогены, а в женском – эстрогены.
· Этап формирования соматического пола заключается в развитии половых органов и вторичных половых признаков, характерных для данного биологического пола.
· Этап определения гражданского пола, то есть период рождения, когда, на основании внешних признаков новорожденного присваивают, тот или иной пол определяющий его полового воспитания.