Основные стадии психосексуального развития по З.Фрейду

Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому.

Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента:

Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения и составляет

энергетическую основу психического развития.

Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать.

Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует

соблюдение норм, принятых в данном обществе.

Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности,

поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия.

Стадии — это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность фиксации («застревания») на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития

соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и

глотание.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с

приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям.

3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями.

4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные

цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном

становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая

психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм

исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола.

Генитальный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности.

Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это

биологическое созревание и способы общения с родителями.

Таким образом, факторами развития в теории Фрейда рассматриваются внутренний (биологическое созревание, преобразования количества инаправленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияниеобщения с родителями).

Формирование пола человека.

Половое формирование проходит несколько этапов:

· Этап формирования генетического пола начинается в момент слияния яйцеклетки и сперматозоида. В зависимости от того, какую хромосому (Х или Y) несет сперматозоид, формируется женский или мужской генетический пол.

· Этап дифференцировки гонад определяет гонадный пол, и затем потенциальное направление репродуктивной функции индивидуума.

· Этап формирования гормонального пола определяется преобладанием тех или иных половых гормонов. В мужском организме количественно преобладают андрогены, а в женском – эстрогены.

· Этап формирования соматического пола заключается в развитии половых органов и вторичных половых признаков, характерных для данного биологического пола.

· Этап определения гражданского пола, то есть период рождения, когда, на основании внешних признаков новорожденного присваивают, тот или иной пол определяющий его полового воспитания.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: