Но как вообще возможно, чтобы наши переживания, соотносящиеся предположительно с конкретными другими, приводили нас к убеждению в их существовании? В современной литературе на этот счет господствуют две теории: теория умозаключения, или аналогии, и теория эмпатии, которая претендует на решение не только эмпирической проблемы (см. выше ad 4), но и проблемы трансцендентальной (см. выше ad 3)25. Теория умозаключения утверждает, что мы открываем для себя мышление других людей в процессе рассуждения по аналогии, выводя из «выразительных» телесных жестов другого его состояние разума, которое, как мы предполагаем, аналогично нашему состоянию разума (открывающемуся во внутреннем опыте), когда мы выполняем «тот же самый» жест. Другая теория заключает в себе предположение, что эго обретает веру в психическое существование других, благодаря процессу эмпа-тического вчувствования во внешние проявления тела другого. Сторонники первого учения превозносят убедительность своей гипотезы, которая, по их мнению, дает надежное доказательство существования альтер эго, тогда как теория эмпа-тии ведет лишь к слепой вере в него. Защитники теории эмпа-тии в ответ на это говорят, что у нас есть еще и слепая вера в существование наших прошлых переживаний, которые являются не более чем «образами» нашей памяти, и что, более того, мы не можем даже выйти за рамки слепой веры в существование внешнего мира.
|
|
Критика Шелером обеих теорий идет в двух направлениях. Во-первых, он доказывает внутреннюю непоследователь-
ность каждой из них; во-вторых, показывает, что обе они базируются на одной общей ошибке. Аргументы Шелера против теории умозаключения можно сжато представить следующим образом: (1) Животные, маленькие дети и первобытные люди, у которых явно отсутствует способность к умозаключению по аналогии, тоже убеждены в существовании своих собратьев и схватывают выразительные проявления психической жизни другого. Более того, Кёлер, Штерн, Коффка, Леви-Брюль доказали, что экспрессивное проявление есть подлинный опыт этих существ и что всякое обучение ведет к расколдованию мира, а не ко все большему его одушевлению. (2) Если исключить наблюдение за собой в зеркале и т.п., мы знаем свои телесные жесты по ощущениям, движениям и положениям своего тела, тогда как жесты других даны нам прежде всего как оптические явления, лишенные какой-либо аналогии с нашими кинестетическими ощущениями. Следовательно, всякое умозаключение по аналогии с жестами других уже предполагает психическое существование других и даже наше знание их переживаний. (3) Кроме того, мы предполагаем одушевленное существование животных, например, птиц и рыб, чьи выразительные жесты совершенно отличны от наших. (4) Теория умозаключения скрывает в себе логическую ошибку, которая называется quaternio terminorum. Единственно логически правильным было бы умозаключение, что там, где существуют выразительные телесные жесты, аналогичные моим, мое Я должно было бы существовать еще раз, а это привело бы к удвоению моего потока сознания. Непонятно, как – избегая очевидного quaternio terminorum – таким умозаключением могло бы быть установлено другое Я, отличное от моего собственного.
|
|
Теория эмпатии, в свою очередь, не есть объяснение происхождения знания нами других, а всего лишь гипотеза, объясняющая причину нашей веры в существование другого. Было бы чистой случайностью, если бы тело другого, которому мы приписываем наши эмпатические чувства, и в самом деле было одушевленным. Ведь истолкование жеста другого как экспрессии может быть лишь следствием, но не доказательством его существования. Вдобавок к тому, эта теория грешит тем же quaternio terminorum, что и теория умозаключения, и в лучшем случае могла бы привести к допущению, что мое Я существует дважды или несколько раз, но никак не к тому, что существует другое Я.
210
211
Однако вся эта критика оставляет в стороне основную ошибку обеих гипотез, а именно, следующие предположения: (1) что первым, что дано каждому из нас, является собственное Я; и (2) что первое, что мы можем схватить в другом человеческом существе, есть явленность его тела вместе с его движениями и жестами. Обе теории полагают как самоочевидное, что эти утверждения истинны и что лишь на этой убежденности базируется наша вера в существование других Я. Но тем самым обе теории недооценивают всю сложность самовосприятия и переоценивают сложность восприятия мышления других людей.
Первое утверждение, согласно Шелеру26, заключает в себе идею, что каждый может мыслить только свои мысли, чувствовать только свои чувства, и т.д., и что сей факт конституирует для него индивидуальный субстрат «Я». Однако единственно самоочевидной здесь является тавтология, что если бы такой субстрат был однажды предположен, то все мысли и чувства, мыслимые и чувствуемые этим «Я», принадлежали бы этому субстрату. С другой стороны, мы, несомненно, сознаем как свои собственные мысли, так и мысли других людей, испытываем наряду со своими чувствами чувства других людей, принимаем или отвергаем волю других. Существуют даже ситуации, когда мы не можем отличить, является ли нашей или чужой та и иная мысль. В таком случае переживание дано нам без какой бы то ни было метки, указывающей на тот индивидуальный поток сознания, которому оно принадлежит. Этот факт Шелер считает очень важным. Разумеется, любой опыт принадлежит Я, и это Я есть с необходимостью индивидуальное Я, которое не просто конституируется взаимосвязью своих переживаний, но и присутствует в любом из этих переживаний. Однако какому именно индивидуальному Я принадлежит переживание, будь то наше собственное или переживание другого, не определяется с необходимостью и в подлинном смысле самим возникающим переживанием. Напротив, поток переживаний протекает вне зависимости от различия между Моим и Твоим и содержит в себе в перемешанном и недифференцированном виде мои переживания и переживания других. В этом потоке постепенно образуются водовороты, которые втягивают в себя все больше и больше элементов этого потока и атрибутируются одновременно разным индивидам. Шелер27 идет даже еще дальше. Опираясь в своих выводах на результаты, достигнутые современной детской психологией, показавшей, что открытие ребенком собственной индивидуальности
является относительно поздним событием, он утверждает, что сначала человек живет скорее «в» переживаниях других людей, нежели в своей индивидуальной сфере28.