Годовой план работы ДОУ на учебный год

План работы на учебный год является обязательной доку­ментацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году.

Существуют основные требования к техническому и содер­жательному оформлению данного документа: титульный лист, содержание разделов, нумерация страниц и др. Текст может иллюстрироваться схемами и таблицами. При необходимости, к годовому плану оформляются тематические приложения.

В практике управления дошкольным образовательным уч­реждением еще существует некоторый формализм на этапе планирования и преодоление этого формализма является важ­ным фактором повышения эффективности управленческого труда в целом. Если рассматривать планирование не только как оформление документа на бумажном носителе, но и как принятие управленческого решения, то можно говорить о том, что плановость - основной принцип эффективного управления дошкольным образовательным учреждением. Любое плановое задание служит своеобразной отправной «точкой отсчета» при определении результативности труда.

В настоящее время к дошкольному образовательному уч­реждению предъявляются определенные требования: выпол­нение государственного заказа-задания, совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных, взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.

Ряд обязательных документов, составляют нормативную ба­зу деятельности каждого ДОУ.

С этой точки зрения разработка и реализация плана - это два основных этапа управленческого цикла.


Определение основных мероприятий, видов деятельности, конкретных исполнителей и сроков исполнения - в этом за­ключается сущность планирования.

Цель планирования - выработка единства действий админи­стративного и педагогического коллективов. Умение четко сформулировать цели и задачи, стоящие перед коллективом на основе глубокого анализа уровня достижений за прошедший учебный год, требует от руководителей специальных знаний и умений. В настоящее время в номенклатуре дел сложилась система планов: устав, программа развития, образовательная программа, план работы на учебный год. Требования к доку­ментации образовательного учреждения предполагает наличие индивидуальных планов у каждого педагога, руководителя и специалиста.

В качестве основного, целевого решения для всего коллек­тива дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий - программа развития ДОУ.

В трех важных документах дошкольного образовательного учреждения (программа развития ДОУ, образовательная программа, годовой план работы) определены ряд ключевых целей и задач для всего педагогического коллектива. Эти до­кументы связаны между собой целями, задачами и даже ос­новными мероприятиями.

Говоря о плане работы на учебный год мы знаем, что сло­жилась некоторая цикличность, в которых отражены основные этапы и виды деятельности педагогического коллектива.

Начало учебного года - это адаптационный период в жизни ребятишек как вновь поступивших, так и вернувшихся в дет­ский сад после летнего отдыха с родителями. Это смотры-конкурсы на готовность к новому учебному году всего ДОУ и каждой возрастной группы. Начало учебного года - это мето­дические собеседования с педагогами, с целью выявления зна­ний о возрастных особенностях детей группы, с которыми им предстоит работать. Это обсуждение организации гибких ре­жимов, форм и содержания работы.

9


Учебный год - это система последовательных мероприятий: педсоветов, консультаций, проведение «дней открытых дверей», организация праздников, зимних каникул и многое другое.

Окончание учебного года - это подведение итогов и прове­дение мониторинга, оформление «портфолио выпускников» и подготовка учреждения к летне-оздоровительной работе.

Эта регламентация упрощает планирование работы дошко­льного образовательного учреждения, так как ряд вопросов носит цикличный характер и повторяется из года в год.

Годовой план работы можно рассматривать как инстру­мент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и ме­роприятий обозначенных в программе развития и образова­тельной программе.

В годовом плане работы ДОУ определены конкретные ме­роприятия по разрешения проблем в образовательном процессе, система методической поддержки воспитателей в их профес­сиональном росте, формирование опыта работы педагогов, вне­дрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования. Годовой план - это сосредоточение внимания кол­лектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

• в обеспечении выполнения решений государствен­
ных органов по вопросам воспитания, развития и
эмоционального благополучия детей раннего и до­
школьного возраста;

• в вычленении главных, узловых вопросов в деятель­
ности педагогического коллектива;

• в определении конкретных мероприятий, сроков их
исполнения и ответственных исполнителей;

• в воспитании ответственности и дисциплинирован­
ности у членов коллектива.

Еще одну проблему, связанную с планированием хотелось бы обозначить. Известно формальное требование отдельных руководящих органов управления о необходимости учитывать


при составлении плана работы ДОУ на год, рекомендации и планы этих структур управления. Однако опыт показывает, что координировать и согласовывать деятельность педагогиче­ского коллектива с теми планами, которые вырабатываются органами управления практически нереально, так как плани­рование «сверху» практически не учитывает реальные потреб­ности и возможности исполнителей «снизу». К тому же планы вышестоящих структур, как правило, составляются на кален­дарный год, а в ДОУ осуществляется планирование на учеб­ный год. Иногда уже в мае, при приемке ДОУ, требуют план на следующий учебный год, хотя май месяц в ДОУ наиболее насыщен мероприятиями и именно в мае идет активная работа по его написанию.

В методической литературе часто называют еще одну при­чину формализма при составлении плана, которая в после­дующем ведет и к формализму при его реализации, Это пере­груженность плана мероприятиями и объемные текстовые планы без четкой структуры.

Оптимальность, как условие необходимости и достаточности, является важным принципом эффективного планирования.


 


10


11
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: