Подготовка годового плана работы дошкольного образовательного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей. На наш взгляд можно выделить два этапа
14
15
подготовительной работы, перед тем как приступить к написанию годового плана.
Первый этап проводится ориентировочно в конце апреля и может состоять из следующих действий.
• Предложите педагогам и родителям перед разработкой
плана высказать свои позиции и предложения вариантов
решения тех или иных проблем, стоящих перед коллек
тивом ДОУ.
Проведите мониторинг оценки результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Напомним, что в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 года № 655 во всех ДОУ проводится итоговый и промежуточный мониторинг.
• Промежуточные результаты освоения Программы - это
описание динамики формирования интегративных ка
честв воспитанников в каждый возрастной период ос
воения Программы по всем направлениям развития де
тей. Промежуточный мониторинг проводится во всех
возрастных группах ДОУ.
|
|
» Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования -это описание интегративных качеств ребенка, которые он приобрел в результате освоения Программы на протяжении всех лет пребывания в ДОУ. Итоговый мониторинг проводится в подготовительных к школе группах, а технология его организации представлена в образовательной программе ДОУ.
Система мониторинга это комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, который включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
• Мониторинг позволяет оценить динамику развития и
достижений детей. В процессе мониторинга исследуют
ся физические, интеллектуальные и личностные качест
ва ребенка путем наблюдений за ним, бесед, экспертных
16
оценок, критериально-ориентированных методик не тестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. Проведите анализ выполнения плана работы ДОУ за прошедший учебный год и систематизируйте эти данные:
• уровень выполнения каждой годовой задачи;
|
|
• анализ выполнения запланированных мероприятий го
дового плана;
• выявите причины невыполнения (частичного выполне
ния).
Такая аналитическая работа позволит определить уровень выполнения плана ДОУ и на его основе с учетом предложен!ш коллектива педагогов и родителей, а также результатов мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы, наметить направления и задачи на следующий учебный год.
Второй этап - направлен на проектирование модели методической работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального мастерства. Систему методической поддержки педагогов нужно выстроить с учетом их реальных затруднений. Чтобы выявить в какой методической помощи нуждаются педагоги, можно использовать как анкетирование, так и беседу. В беседе, нужно тактично и без особого нажима выйти на разговор о том, что актуально для вашего дошкольного образовательного учреждения, отметить ряд общих недостатков в работе. Предложить перечислить затруднения, с которыми сталкивается каждый из них и подвести к разговору о том, какая конкретно методическая помощь им нужна. Собранная информация поможет неформально спла-
17
пировать методическую работу на следующий год с учетом названных педагогами запросов.
Это могут быть: консультации для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода и их запроса, семинары, семинары-практикумы, тренинги и другие формы, например работа творческих групп.
Все этапы подготовки к планированию работы учреждения направлены на составления первой части годового плана - Анализ конечных результатов прошедшего учебного года. Ежегодно в мае месяце на педагогическом совете по теме: «Подведение итогов работы за год» заслушивается и обсуждается аналитическая справка. Важно, чтобы все участники педсовета активно включались в обсуждение, высказывали свою точку зрения в выборе направлений и задач на следующий учебный год.