Раздел 3. Основы конституционного строя РФ

Тема 3.1.Понятие основ конституционного строя России

 

Вопросы

1. Понятие конституционного строя РФ и его основ.

2. Политические основы конституционного строя

3. Экономические основы конституционного строя

4. Социальные основы конституционного строя

5. Духовные основы конституционного строя

 

 

1. Понятие конституционного строя РФ и его основ.

 

Конституционный строй – это такое устройство государства и гражданского общества, при котором обеспечивается господство права, государство имеет демократический правовой характер, а человек, его права и свободы признаются высшей ценностью государства.

Невозможно закрепить всю систему данных общественных отношений только в одном нормативном акте, в том числе и Конституции. Конституция закрепляет основы конституционного строя, т.е. его базовые принципы.

 

Признаками основ конституционного строя РФ являются:

- Основы конституционного строя – ядро правовой системы;

- Положение главы 1 Конституции обладают большей юридической силой по отношению ко всем другим главам: никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ (ч.2 ст.16 Конституции РФ);

- Стабильность основ конституционного строя: положения главы 1 Конституции РФ составляют основы конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ (ч.1 ст.16 Конституции РФ). В соответствии со ст. 135 Конституции внесение изменений в главу 1 происходит путем пересмотра Конституции РФ.

 

Основы конституционного строя по сферам жизнедеятельности общества можно разделить на:

 

1. Политические основы конституционного строя (РФ- демократическое, федеративное, правовое, суверенное государство с республиканской формой правления; человек, его права и свободы – высшая ценность);

 

2. Экономические основы конституционного строя (единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, равенство форм собственности);

 

3. Социальные основы конституционного строя (РФ-социальное государство);

 

4. Духовные основы конституционного строя (в РФ признается идеологическое многообразие. РФ – светское государство).

 

2. Политические основы конституционного строя

В действующей Конституции установлено, что Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 1-4 Конституции РФ).

 

Россия - демократическое государство. Это означает, что в нашей стране соблюдаются следующие принципы:

 

1. Принцип народовластия.

 

Признание народа носителем суверенитета означает, что имен­но народ как единое целое составляет основу государственности, ис­точник власти в государстве, что он обладает верховенством в решении вопросов устройства государства и общества, в учреждении системы публичной власти. Народ осуществляет свою власть самостоятельно и независимо от каких-либо обстоятельств и социальных сил. Реализуя свой суверенитет, многонациональный народ России путем всенародного голосования принял Конституцию Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет основные формы народовластия: а) формы непосредственной (прямой) демократии (референдум, свободные выборы и др.); б) формы опосредованного (непрямого) осуществления народом своей власти (через органы государственной власти и органы местного самоуправления). Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Данные высшие формы непосредственной демократии, имея собственное предназна­чение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, буду­чи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Народ, выражая свою волю на референдуме, свободных выборах, самостоятельно решает наиболее важные государственные и общественные вопросы, определяет состав избираемых им органов публичной власти, обеспечивает демократи­ческую легитимацию власти в государстве.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.

 

2. Принцип разделения властей.

Он призван обеспечить не только разграничение функций и компетенции государственных органов, но и свободу в обществе, ее гарантии.

Государственная власть в правовом государстве должна быть устро­ена таким образом, чтобы исключалась возможность произвола госу­дарственных органов, концентрации власти в руках одного лица или органа, что ведет к установлению авторитарных и тоталитарных режи­мов. В этих целях в правовом государстве, в том числе и в России, осуществляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом, как отмечал Монтескье, один из основоположников теории разделе­ния властей, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти мог­ли бы взаимно сдерживать друг друга».

Принцип разделения властей является одной из гарантий право­мерности деятельности органов государственной власти: в соответ­ствии с ним формируется система сдержек и противовесов в государ­ственном механизме властвования.

Разделение властей и их взаимодействие основывается на верхо­венстве конституции и законов, обеспечиваемом независимым судебным контролем.

 

3. Наличие местного самоуправления

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

В Российской Федерации два территориальных уровня государственной власти: федеральный и региональный (субъектов РФ). Муниципальная власть (власть местного самоуправления) - это первичный уровень власти в государстве. Она осуществляется органами местного самоуправления, а также непо­средственно населением через формы прямой демократии. Местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя конституционного государства. Наряду с другими принципами орга­низации и осуществления власти конституционный принцип мест­ного самоуправления определяет демократизм системы управления государственными и общественными делами, обусловливает необхо­димость децентрализации власти в государстве.

 

4. Принцип политического многообразия и многопартийности

 

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (ст. 13 Конституции РФ).

Каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).

Политическое многообразие, многопартийность, которые основыва­ются на признании Конституцией РФ идеологического многообразия, являются необходимым условием развития демократических начал в обществе, гарантией свободы граждан выражать и отстаивать свои по­литические взгляды, участвовать в создании и деятельности той или иной политической партии, в общественно-политической жизни страны.

Принцип многопартийности обеспечивает плюрализм полити­ческой жизни, политических идей и программ. Многопартийность предполагает деятельность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Демократическое правовое государство, признавая политическое многообразие и многопартийность, свободу организации и деятельно­сти оппозиционных политических партий и движений, устанавливает пределы общественно-политической деятельности, запрещая созда­ние и деятельность общественных объединений, деятельность кото­рых преследует цели, противоречащие Конституции.

Демократическое государство дает народу возможность политиче­ского самоопределения, выбора того или иного политического направ­ления. Это обеспечивается прежде всего регулярными, свободными и альтернативными выборами, являющимися, по сути, единственным актом, в котором политическая воля народа непосредственно матери­ализуется во властные политические структуры, в органы публичной власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: