Тема 3.1.Понятие основ конституционного строя России
Вопросы
1. Понятие конституционного строя РФ и его основ.
2. Политические основы конституционного строя
3. Экономические основы конституционного строя
4. Социальные основы конституционного строя
5. Духовные основы конституционного строя
1. Понятие конституционного строя РФ и его основ.
Конституционный строй – это такое устройство государства и гражданского общества, при котором обеспечивается господство права, государство имеет демократический правовой характер, а человек, его права и свободы признаются высшей ценностью государства.
Невозможно закрепить всю систему данных общественных отношений только в одном нормативном акте, в том числе и Конституции. Конституция закрепляет основы конституционного строя, т.е. его базовые принципы.
Признаками основ конституционного строя РФ являются:
- Основы конституционного строя – ядро правовой системы;
- Положение главы 1 Конституции обладают большей юридической силой по отношению ко всем другим главам: никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ (ч.2 ст.16 Конституции РФ);
- Стабильность основ конституционного строя: положения главы 1 Конституции РФ составляют основы конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ (ч.1 ст.16 Конституции РФ). В соответствии со ст. 135 Конституции внесение изменений в главу 1 происходит путем пересмотра Конституции РФ.
Основы конституционного строя по сферам жизнедеятельности общества можно разделить на:
1. Политические основы конституционного строя (РФ- демократическое, федеративное, правовое, суверенное государство с республиканской формой правления; человек, его права и свободы – высшая ценность);
2. Экономические основы конституционного строя (единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, равенство форм собственности);
3. Социальные основы конституционного строя (РФ-социальное государство);
4. Духовные основы конституционного строя (в РФ признается идеологическое многообразие. РФ – светское государство).
2. Политические основы конституционного строя
В действующей Конституции установлено, что Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 1-4 Конституции РФ).
Россия - демократическое государство. Это означает, что в нашей стране соблюдаются следующие принципы:
1. Принцип народовластия.
Признание народа носителем суверенитета означает, что именно народ как единое целое составляет основу государственности, источник власти в государстве, что он обладает верховенством в решении вопросов устройства государства и общества, в учреждении системы публичной власти. Народ осуществляет свою власть самостоятельно и независимо от каких-либо обстоятельств и социальных сил. Реализуя свой суверенитет, многонациональный народ России путем всенародного голосования принял Конституцию Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации закрепляет основные формы народовластия: а) формы непосредственной (прямой) демократии (референдум, свободные выборы и др.); б) формы опосредованного (непрямого) осуществления народом своей власти (через органы государственной власти и органы местного самоуправления). Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Данные высшие формы непосредственной демократии, имея собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Народ, выражая свою волю на референдуме, свободных выборах, самостоятельно решает наиболее важные государственные и общественные вопросы, определяет состав избираемых им органов публичной власти, обеспечивает демократическую легитимацию власти в государстве.
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.
2. Принцип разделения властей.
Он призван обеспечить не только разграничение функций и компетенции государственных органов, но и свободу в обществе, ее гарантии.
Государственная власть в правовом государстве должна быть устроена таким образом, чтобы исключалась возможность произвола государственных органов, концентрации власти в руках одного лица или органа, что ведет к установлению авторитарных и тоталитарных режимов. В этих целях в правовом государстве, в том числе и в России, осуществляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом, как отмечал Монтескье, один из основоположников теории разделения властей, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».
Принцип разделения властей является одной из гарантий правомерности деятельности органов государственной власти: в соответствии с ним формируется система сдержек и противовесов в государственном механизме властвования.
Разделение властей и их взаимодействие основывается на верховенстве конституции и законов, обеспечиваемом независимым судебным контролем.
3. Наличие местного самоуправления
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).
В Российской Федерации два территориальных уровня государственной власти: федеральный и региональный (субъектов РФ). Муниципальная власть (власть местного самоуправления) - это первичный уровень власти в государстве. Она осуществляется органами местного самоуправления, а также непосредственно населением через формы прямой демократии. Местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя конституционного государства. Наряду с другими принципами организации и осуществления власти конституционный принцип местного самоуправления определяет демократизм системы управления государственными и общественными делами, обусловливает необходимость децентрализации власти в государстве.
4. Принцип политического многообразия и многопартийности
В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (ст. 13 Конституции РФ).
Каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).
Политическое многообразие, многопартийность, которые основываются на признании Конституцией РФ идеологического многообразия, являются необходимым условием развития демократических начал в обществе, гарантией свободы граждан выражать и отстаивать свои политические взгляды, участвовать в создании и деятельности той или иной политической партии, в общественно-политической жизни страны.
Принцип многопартийности обеспечивает плюрализм политической жизни, политических идей и программ. Многопартийность предполагает деятельность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Демократическое правовое государство, признавая политическое многообразие и многопартийность, свободу организации и деятельности оппозиционных политических партий и движений, устанавливает пределы общественно-политической деятельности, запрещая создание и деятельность общественных объединений, деятельность которых преследует цели, противоречащие Конституции.
Демократическое государство дает народу возможность политического самоопределения, выбора того или иного политического направления. Это обеспечивается прежде всего регулярными, свободными и альтернативными выборами, являющимися, по сути, единственным актом, в котором политическая воля народа непосредственно материализуется во властные политические структуры, в органы публичной власти.