Россия – федеративное государство

Российская Федерация состоит из 85 субъектов Федерации: 22 республик, 9 краев, 46 областей, 3 городов федерального значения, 1 автономной области,4  автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Федеративное устройство основано на государственной целостности Российской Федерации, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Под государственной целостностью Российской Федерации понимается внутреннее единство го­сударства, неприкосновенность его территории. Многонациональ­ный народ России принимал Конституцию Российской Федерацией, основываясь, в том числе и на ценности «исторически сложившегося государственного единства» (Преамбула Конституции Российской Федерации), на базе которого возникла и развивается Российская федерация. Государственная целостность является необходимым ус­ловием деятельности государства, его органов, соблюдения и защиты ими прав и свобод человека и гражданина.

Государственная целостность обеспечивается:

а) целостностью и неприкосновенностью территории России;

б) верховенством Консти­туции и федеральных законов на всей территории РФ;

в) единством экономического пространства (не допускается установление таможен­ных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободно­го перемещения товаров, услуг и финансов);

г) единым гражданством РФ;

д) отсутствием у субъектов РФ права выхода из РФ;

е) единством системы государственной власти;

ж) запретом на создание обществен­ных объединений, цели и действия которых направлены на нарушение целостности России.

 

Единство системы государственной власти предполагает обеспечение самостоятельности субъектов Федерации в решении вопросов, отне­сенных к их ведению: согласно Конституции Российской Федерации (ст.73) вне пределов вопросов, перечисленных в ст. 71 и 72, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной вла­сти. Поэтому единство системы государственной власти не означает, что у субъектов Федерации отсутствует своя государственная власть. Единство системы государственной власти обусловлено также общи­ми конституционными принципами построения и функционирования федеральных органов государственной власти и органов государствен­ной власти субъектов федерации. Принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти. Важной гарантией единства системы государственной власти является деятельность Президента Российской Федерации, который согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 80) обеспечивает согласованное функциони­рование и взаимодействие органов государственной власти.

 

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти Российской Федерации и органами государствен­ной власти субъектов РФ.

Предпосылкой федеративного устройства государства является разграничение государственных функций между федерацией и ее субъектами. Это требует сбалансированного и согла­сованного взаимодействия органов государственной власти на двух территориальных уровнях государственной власти: федеральном и уровне субъектов федерации. Решение этих задач предполагает раз­граничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, т. е. разграничение их компетенции. Данное разграничение в Российской Федерации осуществляется Конституци­ей РФ, которая наряду с признанием общефедеральных задач и функ­ций (ст. 71) определяет вопросы совместного ведения РФ и ее субъек­тов (ст. 72) и выделяет сферу исключительного ведения субъектов РФ: согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации, все вопросы, которые не вошли в перечень вопросов, установленных в ст. 71 и 72» находятся в исключительном ведении субъектов РФ.

Между двумя уровнями государственной власти распределяются не только предметы ведения (сферы общественных отношений, в преде­лах которых реализуют свои права и обязанности органы государствен­ной власти) и полномочия федеральных органов государственной вла­сти и органов государственной власти субъектов РФ. Данный принцип обусловливает и разделение финансовых и материальных ресурсов (в соответствии с принципом бюджетного федерализма), а также разгра­ничение ответственности между органами государственной власти за решение вопросов, отнесенных к сферам их совместного ведения.

 

 

Принцип равноправия и самоопределения народов. Конституция Российской Федерации относит этот общепризнанный принцип (так он определяется в Преамбуле Конституции) к основам федеративного устройства, исходя из демократизма конституционного строя, право­вого характера Российской Федерации, с учетом многонационального состава ее населения и приверженности общепризнанным принципам и нормам международного права.

Всем народам России независимо от численности гарантируются равные права на осуществление власти многонационального народа, на участие в государственном строительстве, в местном самоуправле­нии, в иных сферах общественной и государственной жизни. Все на­роды, проживающие на соответствующей территории, в соответствии с Конституцией Российской Федерацией имеют право на использова­ние земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятель­ности (ч. 1 ст. 9). Российская Федерация гарантирует также всем на­родам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68). Обеспечение прав народов России взаимосвязано с гарантиями прав и свобод человека и гражданина. Каждый независимо от национальной принадлежности имеет равную возможность пользоваться всеми правами и свободами: Конституция Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религи­озной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Гарантируя равноправие всех народов, Российская Федерация обе­спечивает самобытное развитие всех народов и этнических групп. Кон­ституция Российской Федерации в качестве особого предмета ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов выделяет права национальных меньшинств (ст. 71 и ст. 72), а также гарантиру­ет права коренных малочисленных народов (ст. 69). Особое внимание государства к национальным меньшинствам, малочисленным этниче­ским общностям и коренным малочисленным народам, забота о них, стремление поддержать и сохранить их самобытную культуру, образ жизни находится в соответствии с требованиями норм международно­го права, международно-правовыми обязательствами Российской Фе­дерации в этой сфере и не нарушает принципа равноправия народов.

Принцип равноправия народов означает и их равное право на са­моопределение. В соответствии с международными нормами все го­сударства должны уважать права народов на самоопределение, однако реализация данного права сопряжена с рядом международно-право­вых требований.

Согласно международно-правовым нормам, реализация этого права не должна вести к действиям, направленным на частичное или полное разрушение территориальной целостности или политического единства государства, в котором имеется правительство, представля­ющее весь народ, проживающий на данной территории без различия расы, вероисповедания и др. Реализация этого права не должна вести к нарушению прав других, ибо в противном случае речь будет идти не об осуществлении права, а о злоупотреблении правом.

 

Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Конституция в ч. 4 ст. 5 устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Россий­ской Федерации между собой равноправны. Таким образом, Консти­туция Российской Федерации закрепляет единые правовые основы взаимоотношений для всех своих субъектов независимо от их государ­ственно-правовой формы с федеральными органами государственной власти, исключая, таким образом, установление каких-либо отношений с одними субъектами Российской Федерации в ущерб другим ее субъек­там. Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотноше­ниях с федеральными органами государственной власти распространя­ется на все сферы их взаимодействия.

К конституционным гарантиям представительства и обеспечения интересов субъектов Федерации на федеральном уровне относятся: равное представительство от субъек­тов Федерации в Совете Федерации — палате федерального парламен­та, представляющей интересы регионов на федеральном уровне; право законодательной инициативы, т. е. право внесения проекта федераль­ного закона в Государственную Думу, которое принадлежит каждому субъекту Федерации в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти; право органов законодательной и ис­полнительной власти субъектов РФ обращаться с запросами в Консти­туционный Суд РФ; право органов государственной власти субъекта РФ заключать договоры и соглашения с соответствующими федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий и др. Равноправие субъектов Российской Федерации не означает, что они обладают абсолютно одинаковыми правами, что их конституционно-правовой статус полностью идентичен: равный не значит одинаковый. Субъекты Федерации различаются по уровню своего финансово-экономического потенциала, размерам территории, численности населения и т. д. Они имеют экономические, географические и иные особенности, наличие которых, в частности, является од­ним из условий, обусловливающих возможность заключения договора о разграничении полномочий. Федеральные органы государственной власти при разработке и осуществлении федеральной и региональной политики, как признал Конституционный Суд РФ в своем постановле­нии от 15 июля 1996 г. № 16-П, должны исходить из того, что правовое равенство субъектов Российской Федерации не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, во многом зависящих от территории, географического положения, численности населения, исторически сложившейся структуры народного хозяйства и т. д. Учет региональных особенностей является необходимым услови­ем соблюдения баланса интересов и внедрения общегосударственных стандартов во всех сферах жизнедеятельности субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: