Российская Федерация состоит из 85 субъектов Федерации: 22 республик, 9 краев, 46 областей, 3 городов федерального значения, 1 автономной области,4 автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Федеративное устройство основано на государственной целостности Российской Федерации, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Под государственной целостностью Российской Федерации понимается внутреннее единство государства, неприкосновенность его территории. Многонациональный народ России принимал Конституцию Российской Федерацией, основываясь, в том числе и на ценности «исторически сложившегося государственного единства» (Преамбула Конституции Российской Федерации), на базе которого возникла и развивается Российская федерация. Государственная целостность является необходимым условием деятельности государства, его органов, соблюдения и защиты ими прав и свобод человека и гражданина.
|
|
Государственная целостность обеспечивается:
а) целостностью и неприкосновенностью территории России;
б) верховенством Конституции и федеральных законов на всей территории РФ;
в) единством экономического пространства (не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансов);
г) единым гражданством РФ;
д) отсутствием у субъектов РФ права выхода из РФ;
е) единством системы государственной власти;
ж) запретом на создание общественных объединений, цели и действия которых направлены на нарушение целостности России.
Единство системы государственной власти предполагает обеспечение самостоятельности субъектов Федерации в решении вопросов, отнесенных к их ведению: согласно Конституции Российской Федерации (ст.73) вне пределов вопросов, перечисленных в ст. 71 и 72, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Поэтому единство системы государственной власти не означает, что у субъектов Федерации отсутствует своя государственная власть. Единство системы государственной власти обусловлено также общими конституционными принципами построения и функционирования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации. Принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти. Важной гарантией единства системы государственной власти является деятельность Президента Российской Федерации, который согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 80) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
|
|
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Предпосылкой федеративного устройства государства является разграничение государственных функций между федерацией и ее субъектами. Это требует сбалансированного и согласованного взаимодействия органов государственной власти на двух территориальных уровнях государственной власти: федеральном и уровне субъектов федерации. Решение этих задач предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, т. е. разграничение их компетенции. Данное разграничение в Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, которая наряду с признанием общефедеральных задач и функций (ст. 71) определяет вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72) и выделяет сферу исключительного ведения субъектов РФ: согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации, все вопросы, которые не вошли в перечень вопросов, установленных в ст. 71 и 72» находятся в исключительном ведении субъектов РФ.
Между двумя уровнями государственной власти распределяются не только предметы ведения (сферы общественных отношений, в пределах которых реализуют свои права и обязанности органы государственной власти) и полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Данный принцип обусловливает и разделение финансовых и материальных ресурсов (в соответствии с принципом бюджетного федерализма), а также разграничение ответственности между органами государственной власти за решение вопросов, отнесенных к сферам их совместного ведения.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Конституция Российской Федерации относит этот общепризнанный принцип (так он определяется в Преамбуле Конституции) к основам федеративного устройства, исходя из демократизма конституционного строя, правового характера Российской Федерации, с учетом многонационального состава ее населения и приверженности общепризнанным принципам и нормам международного права.
Всем народам России независимо от численности гарантируются равные права на осуществление власти многонационального народа, на участие в государственном строительстве, в местном самоуправлении, в иных сферах общественной и государственной жизни. Все народы, проживающие на соответствующей территории, в соответствии с Конституцией Российской Федерацией имеют право на использование земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности (ч. 1 ст. 9). Российская Федерация гарантирует также всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68). Обеспечение прав народов России взаимосвязано с гарантиями прав и свобод человека и гражданина. Каждый независимо от национальной принадлежности имеет равную возможность пользоваться всеми правами и свободами: Конституция Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).
|
|
Гарантируя равноправие всех народов, Российская Федерация обеспечивает самобытное развитие всех народов и этнических групп. Конституция Российской Федерации в качестве особого предмета ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов выделяет права национальных меньшинств (ст. 71 и ст. 72), а также гарантирует права коренных малочисленных народов (ст. 69). Особое внимание государства к национальным меньшинствам, малочисленным этническим общностям и коренным малочисленным народам, забота о них, стремление поддержать и сохранить их самобытную культуру, образ жизни находится в соответствии с требованиями норм международного права, международно-правовыми обязательствами Российской Федерации в этой сфере и не нарушает принципа равноправия народов.
Принцип равноправия народов означает и их равное право на самоопределение. В соответствии с международными нормами все государства должны уважать права народов на самоопределение, однако реализация данного права сопряжена с рядом международно-правовых требований.
Согласно международно-правовым нормам, реализация этого права не должна вести к действиям, направленным на частичное или полное разрушение территориальной целостности или политического единства государства, в котором имеется правительство, представляющее весь народ, проживающий на данной территории без различия расы, вероисповедания и др. Реализация этого права не должна вести к нарушению прав других, ибо в противном случае речь будет идти не об осуществлении права, а о злоупотреблении правом.
Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Конституция в ч. 4 ст. 5 устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Таким образом, Конституция Российской Федерации закрепляет единые правовые основы взаимоотношений для всех своих субъектов независимо от их государственно-правовой формы с федеральными органами государственной власти, исключая, таким образом, установление каких-либо отношений с одними субъектами Российской Федерации в ущерб другим ее субъектам. Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти распространяется на все сферы их взаимодействия.
|
|
К конституционным гарантиям представительства и обеспечения интересов субъектов Федерации на федеральном уровне относятся: равное представительство от субъектов Федерации в Совете Федерации — палате федерального парламента, представляющей интересы регионов на федеральном уровне; право законодательной инициативы, т. е. право внесения проекта федерального закона в Государственную Думу, которое принадлежит каждому субъекту Федерации в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти; право органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ; право органов государственной власти субъекта РФ заключать договоры и соглашения с соответствующими федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий и др. Равноправие субъектов Российской Федерации не означает, что они обладают абсолютно одинаковыми правами, что их конституционно-правовой статус полностью идентичен: равный не значит одинаковый. Субъекты Федерации различаются по уровню своего финансово-экономического потенциала, размерам территории, численности населения и т. д. Они имеют экономические, географические и иные особенности, наличие которых, в частности, является одним из условий, обусловливающих возможность заключения договора о разграничении полномочий. Федеральные органы государственной власти при разработке и осуществлении федеральной и региональной политики, как признал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 15 июля 1996 г. № 16-П, должны исходить из того, что правовое равенство субъектов Российской Федерации не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, во многом зависящих от территории, географического положения, численности населения, исторически сложившейся структуры народного хозяйства и т. д. Учет региональных особенностей является необходимым условием соблюдения баланса интересов и внедрения общегосударственных стандартов во всех сферах жизнедеятельности субъектов Российской Федерации.