Человек, его права и свободы являются высшей ценностью

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции).

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важ­нейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие высокие цели и демократические декларации не способ­ны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании за­кона. Демократическое государство не может допустить «разрых­ления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государствен­ной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

 

 

3. Экономические основы конституционного строя

 

Экономика, т.е. совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции, является важнейшим элементом любого социума.

Из положений ст. 8 Конституции РФ видно, что ос­новная цель вмешательства государства в экономику — обеспечение нормального функционирования свободного рынка и поддержание условий, благоприятствующих беспрепятственной реализации закон­ных интересов субъектов хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в России гарантируется:

- единство экономического пространства,

- свободное перемещение то­варов, услуг и финансовых средств,

- поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности,

- признаются и защищаются равным об­разом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб­ственности.

 

 

Единство экономического пространства.

 

В Российской Федерации устанавливаются одинаковые для всей ее территории правила гражданского оборота, принципы налоговой по­литики, требования к осуществлению отдельных видов хозяйственной деятельности. Общность государственного руководства экономикой достигается с помощью реализации соответствующих полномочий федеральных органов государственной власти (Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств), снижения дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, активизации процесса экономической интеграции субъектов РФ.

 

Свободное перемещение товаров,услуг и финансовых средств.

 

В соответствии со ст. 74 Конституции РФ, на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Соответствующие ограничения могут вводиться по основаниям, предусмотренным фе­­деральными законами, в том случае, если это необходимо для обеспе­чения безопасности, защиты жизни или здоровья людей, охраны при­роды и культурных ценностей.

Действия должностных лиц, приводящие к неправомерному огра­ничению свободы перемещения товаров (услуг, работ), влекут за со­бой наложение административного штрафа.

Поддержка конкуренции.

 

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором исключается возможность каждого из них в односторон­нем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке. Российское законодательство определяет основные прави­ла защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, а также запрещает действия госу­дарственных и муниципальных органов, связанные с ограничением конкуренции.

 

Свобода экономической деятельности.

 

Свобода экономической деятельности, т. е. отношения, опосреду­ющие выражение свободной воли собственников — участников хозяй­ственных отношений, направленной на извлечение прибыли или по­лучение иных выгод, является основной чертой рыночной экономики. В самом общем виде свобода экономической деятельности определя­ется как возможность приобретать ресурсы, организовывать процесс производства товара или услуги по собственному выбору и продавать этот товар или услугу на рынке, а также возможность владельцев ма­териальных ресурсов использовать или реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению.

Положения Конституции РФ о свободе экономической деятель­ности являются основой правового статуса любого хозяйствующего субъекта (гражданина и организации). В них закрепляются:

— право на свободное использование своих способностей и имуще­ства для предпринимательской и иной не запрещенной законом эко­номической деятельности;

— право частной собственности, включая право на владение, поль­зование и распоряжение имуществом как единолично, так и совмест­но с другими лицами;

— право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю;

— право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

— право на объединение (в том числе в целях совместного хозяй­ствования);

— право на свободу перемещения и выбора места жительства территории Российской Федерации (в целях выбора территории для осуществления хозяйственной деятельности с учетом экономических, социальных и иных факторов).

 

Равная защита всех форм собственности.

 

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Провозглашение равной защиты частной и государственной собственности в Конституции РФ направлено прежде всего на разрушение монополии государственной собственности и деидеологизацию экономической политики государства.

В условиях рыночной экономики основные материальные ресурсы составляют собственность частных лиц, а не государства и муниципа­литетов. Именно частная собственность, наряду со свободой заклю­чать юридически обязывающие договоры, позволяет частным лицам и предприятиям в соответствии с собственным усмотрением приоб­ретать, контролировать и реализовывать материальные ресурсы.

В то же время российское законодательство не только не содержит запрета на участие государства в хозяйственной деятельности, но и предусматривает соответствующие организационно-правовые фор­мы, а также рассматривает государство и муниципальные образования в качестве субъектов гражданско-правовых отношений. Государствен­ная (муниципальная) собственность становится единственной осно­вой для выполнения функций корректировки рыночного саморегу­лирования, зачастую недостаточно эффективного для оптимального распределения и использования экономических ресурсов.

Принцип равной защиты всех форм собственности препятствует формированию сверхцентрализованной экономики, основанной на государственной монополии, а государство и иные публично-право­вые образования рассматриваются как равноправные участники граж­данского оборота, чья экономическая деятельность не может ущем­лять интересы и нарушать права частного предпринимателя.

 

 

Конституция РФ не только дает возможность, но и обязывает госу­дарство осуществлять регулирование рыночной экономики и коррек­тировать объективные закономерности ее развития в соответствии с интересами человека и общества. Так, свобода экономической деятель­ности ограничивается в соответствии с требованиями, предъявляемы­ми Конституцией РФ и законодательством к условиям человеческого труда. В целях обеспечения общественных интересов Конституция РФ устанавливает и ограничения права собственности: в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции, удовлетворение государственных нужд может являться основанием для принудительного отчуждения имущества при условии предварительного и равноценного возмещения.

 

4. Социальные основы конституционного строя

 

Общепризнанного определения социального государства, отражающего представления о его целях и способах их достижения, не существует.

Общественные отношения, возникающие в связи с формирова­нием устоев социального государства, направлены на удовлетворение большинства материальных и нематериальных потребностей граждан и складываются во всех сферах жизни общества: политической, эконо­мической, социальной и духовной.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, государственная политика Рос­сийской Федерации как социального государства направлена на соз­дание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз­витие человека.

Обязанности государственных органов и характеристики государ­ственной политики, следующие из содержания принципа социально­го государства, получают свое закрепление в законодательстве, фор­мулируются в решениях Конституционного Суда РФ.

Российская Федерация как социальное государство обязано:

• стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере за­щиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осущест­влением ими трудовой (служебной) деятельности;

• создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности право на жилище;

• проводить политику, направленную на обеспечение гарантий свободы передвижения граждан, в том числе свободы выбора места жительства (как важнейшего условия профессионального и духовного развития человека);

• не допускать коммерциализации деятельности государственных органов;

• заботиться о благополучии и социальной защищенности граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья или по иным, не за­висящим от них причинам, не могут трудиться и не имеют дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье;

• гарантировать всем детям доступность различных форм обра­зования, его бесплатность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• оказывать помощь гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета;

• законодательно обеспечивать интересы граждан-вкладчиков при регулировании отношений, связанных с ликвидацией бан­ков и других кредитных организаций;

• следовать принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства при изменении законодателем уста­новленных правил в социальной сфере, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произволь­ных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики;

• применять институт обязательного страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств с уче­том требования особой защиты жизни и здоровья человека, ох­раны его имущества;

• обеспечивать охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гаран­тирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью.

Таким образом, Российская Федерация, будучи социальным госу­дарством, призвана обеспечивать каждому члену общества благопри­ятные условия существования, предоставлять гражданам необходимый минимум социальных благ, создавать возможности для материального и духовного развития личности и реализации способностей человека в профессиональной деятельности и творчестве.

Реализация принципа социального государства определяется не только качеством законодательства, но и уровнем эффективности его реализации в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества.

 

5. Духовные основы конституционного строя

 

Духовные основы конституционного строя включают в себя:

- Идеологическое многообразие

- Российская Федерация – светское государство.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: