Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции).
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие высокие цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
|
|
3. Экономические основы конституционного строя
Экономика, т.е. совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции, является важнейшим элементом любого социума.
Из положений ст. 8 Конституции РФ видно, что основная цель вмешательства государства в экономику — обеспечение нормального функционирования свободного рынка и поддержание условий, благоприятствующих беспрепятственной реализации законных интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в России гарантируется:
- единство экономического пространства,
- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,
|
|
- поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности,
- признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Единство экономического пространства.
В Российской Федерации устанавливаются одинаковые для всей ее территории правила гражданского оборота, принципы налоговой политики, требования к осуществлению отдельных видов хозяйственной деятельности. Общность государственного руководства экономикой достигается с помощью реализации соответствующих полномочий федеральных органов государственной власти (Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств), снижения дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, активизации процесса экономической интеграции субъектов РФ.
Свободное перемещение товаров,услуг и финансовых средств.
В соответствии со ст. 74 Конституции РФ, на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Соответствующие ограничения могут вводиться по основаниям, предусмотренным федеральными законами, в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни или здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Действия должностных лиц, приводящие к неправомерному ограничению свободы перемещения товаров (услуг, работ), влекут за собой наложение административного штрафа.
Поддержка конкуренции.
Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором исключается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке. Российское законодательство определяет основные правила защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, а также запрещает действия государственных и муниципальных органов, связанные с ограничением конкуренции.
Свобода экономической деятельности.
Свобода экономической деятельности, т. е. отношения, опосредующие выражение свободной воли собственников — участников хозяйственных отношений, направленной на извлечение прибыли или получение иных выгод, является основной чертой рыночной экономики. В самом общем виде свобода экономической деятельности определяется как возможность приобретать ресурсы, организовывать процесс производства товара или услуги по собственному выбору и продавать этот товар или услугу на рынке, а также возможность владельцев материальных ресурсов использовать или реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению.
Положения Конституции РФ о свободе экономической деятельности являются основой правового статуса любого хозяйствующего субъекта (гражданина и организации). В них закрепляются:
— право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
— право частной собственности, включая право на владение, пользование и распоряжение имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами;
— право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю;
— право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
— право на объединение (в том числе в целях совместного хозяйствования);
— право на свободу перемещения и выбора места жительства территории Российской Федерации (в целях выбора территории для осуществления хозяйственной деятельности с учетом экономических, социальных и иных факторов).
Равная защита всех форм собственности.
|
|
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
Провозглашение равной защиты частной и государственной собственности в Конституции РФ направлено прежде всего на разрушение монополии государственной собственности и деидеологизацию экономической политики государства.
В условиях рыночной экономики основные материальные ресурсы составляют собственность частных лиц, а не государства и муниципалитетов. Именно частная собственность, наряду со свободой заключать юридически обязывающие договоры, позволяет частным лицам и предприятиям в соответствии с собственным усмотрением приобретать, контролировать и реализовывать материальные ресурсы.
В то же время российское законодательство не только не содержит запрета на участие государства в хозяйственной деятельности, но и предусматривает соответствующие организационно-правовые формы, а также рассматривает государство и муниципальные образования в качестве субъектов гражданско-правовых отношений. Государственная (муниципальная) собственность становится единственной основой для выполнения функций корректировки рыночного саморегулирования, зачастую недостаточно эффективного для оптимального распределения и использования экономических ресурсов.
Принцип равной защиты всех форм собственности препятствует формированию сверхцентрализованной экономики, основанной на государственной монополии, а государство и иные публично-правовые образования рассматриваются как равноправные участники гражданского оборота, чья экономическая деятельность не может ущемлять интересы и нарушать права частного предпринимателя.
Конституция РФ не только дает возможность, но и обязывает государство осуществлять регулирование рыночной экономики и корректировать объективные закономерности ее развития в соответствии с интересами человека и общества. Так, свобода экономической деятельности ограничивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми Конституцией РФ и законодательством к условиям человеческого труда. В целях обеспечения общественных интересов Конституция РФ устанавливает и ограничения права собственности: в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции, удовлетворение государственных нужд может являться основанием для принудительного отчуждения имущества при условии предварительного и равноценного возмещения.
|
|
4. Социальные основы конституционного строя
Общепризнанного определения социального государства, отражающего представления о его целях и способах их достижения, не существует.
Общественные отношения, возникающие в связи с формированием устоев социального государства, направлены на удовлетворение большинства материальных и нематериальных потребностей граждан и складываются во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, государственная политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обязанности государственных органов и характеристики государственной политики, следующие из содержания принципа социального государства, получают свое закрепление в законодательстве, формулируются в решениях Конституционного Суда РФ.
Российская Федерация как социальное государство обязано:
• стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности;
• создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности право на жилище;
• проводить политику, направленную на обеспечение гарантий свободы передвижения граждан, в том числе свободы выбора места жительства (как важнейшего условия профессионального и духовного развития человека);
• не допускать коммерциализации деятельности государственных органов;
• заботиться о благополучии и социальной защищенности граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья или по иным, не зависящим от них причинам, не могут трудиться и не имеют дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье;
• гарантировать всем детям доступность различных форм образования, его бесплатность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• оказывать помощь гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета;
• законодательно обеспечивать интересы граждан-вкладчиков при регулировании отношений, связанных с ликвидацией банков и других кредитных организаций;
• следовать принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства при изменении законодателем установленных правил в социальной сфере, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики;
• применять институт обязательного страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств с учетом требования особой защиты жизни и здоровья человека, охраны его имущества;
• обеспечивать охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью.
Таким образом, Российская Федерация, будучи социальным государством, призвана обеспечивать каждому члену общества благоприятные условия существования, предоставлять гражданам необходимый минимум социальных благ, создавать возможности для материального и духовного развития личности и реализации способностей человека в профессиональной деятельности и творчестве.
Реализация принципа социального государства определяется не только качеством законодательства, но и уровнем эффективности его реализации в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества.
5. Духовные основы конституционного строя
Духовные основы конституционного строя включают в себя:
- Идеологическое многообразие
- Российская Федерация – светское государство.