Россия – правовое государство

 

 

Правовое государство признает верховенство права как прин­цип, который исходит из высшей силы законов и обязательности их соблюдения всеми органами государства. Утверждается примат права над государством, равенство всех перед законом и судом, выборность органов государственной власти как необходимые компоненты справедливости публичной власти в обществе.

Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам.

 

Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей пра­вовой системы, она призвана создавать такой порядок, при кото­ром бы закон и право не расходились.

В Конституции РФ закрепляется принцип верховенства Консти­туции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет выс­шую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местно­го самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, го­сударство связано правом, все должностные лица — от главы госу­дарства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответст­вии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, ад­министративную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципов правового государ­ства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее уг­розу правам и свободам человека и гражданина или являющееся не­дозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

 

Законы подлежат официальному опубликованию, не­опубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека и гражданина, не могут применяться, если они не опубли­кованы официально для всеобщего сведения.

 

Приоритет международного права. Этот признак правового го­сударства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государст­во, обладающее суверенным правом принимать свои законы, со­глашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам между­народного права происходит своеобразная унификация (глобали­зация) национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, понятий о демо­кратии. Этим объясняется включение данного принципа в консти­туции многих государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части.

Во-первых, закреплено, что общепризнанные принципы и нор­мы международного права и международные договоры Россий­ской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Но в Конституции не содержится определения этих принципов и норм, поэтому надо исходить из международной практики, в кото­рой под ними понимают Устав ООН; международные конвенции, как общие, так и специальные; международные обычаи и общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Есте­ственно, при этом речь идет о тех принципах и нормах, которые признаны Российской Федерацией.

Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил меж­дународного договора Российской Федерации приоритет отдает­ся правилам международного договора. Ясно, что необходимо ис­ходить из презумпции того, что заключение Россией договоров с другими государствами максимально учитывает действующее в стране законодательство.

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включа­ет еще очень много аспектов. Это и разделение властей, и реальное верховенство парламента в законодательной сфере, и демократи­ческий контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство государства в работу СМИ, и закон­ность методов деятельности правозащитных органов, и гласность внешнеполитических шагов правительства, и реальный контроль за финансами, и многое другое. Разумеется, для всех соответст­вующих действий органов исполнительной власти должны суще­ствовать конкретные законы; право и только право должно лежать в основе любых государственных решений

 

Россия – суверенное государство.

 

Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство госу­дарственной власти суверенитет выступает качественным призна­ком самого государства.

Верховенство государственной власти – это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой,  конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е. исключает­ся двоевластие и признаются единственная легитимность и выс­шая юридическая сила законов, издаваемых законодательными органами государственной власти в соответствии с конституцией.

 

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого госу­дарственного органа действовать в пределах своей конституцион­ной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внут­ри и вне пределов государства.

Важный аспект суверенитета — неприкосновенность территории. Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притя­заний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: