Положением, содержащимся в ст. 1, российская Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству: республики и монархии. Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны три вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская.
В парламентской республике глава государства (президент) избирается парламентом, главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах (или коалиции партий). Парламент осуществляет контроль над правительством. В случае вынесения парламентом вотума недоверия правительство автоматически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свои места. Примеры: Италия, ФРГ.
|
|
В президентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам (обычно с согласия парламента) формирует правительство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выносить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парламента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Примеры: США, Мексика.
В полупрезидентской республике глава государства (президент), как и парламент, избирается населением (гражданами). Он назначает правительство из представителей партии большинства, но оно, хотя и не всегда, несет ответственность перед нижней палатой парламента. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Парламент сохраняет элементы контроля над правительством. Пример: Франция.
Близко к этой форме правления стоит так называемая парламентско-президентская республика, в которой полномочия разделены между президентом и парламентом, но парламент играет более значительную роль, в том числе при формировании правительства. Примеры: Украина, Польша.
Это самые общие черты различных видов республиканской формы правления, которые варьируются по-разному даже в приведенных в качестве примеров странах в рамках одной формы правления. Особенности свойственны практически каждой стране, поскольку никто не хочет, да порой и не может в силу обстоятельств слепо копировать модель другой страны. Но если попытаться сравнить в главном нынешнюю российскую форму правления с приведенными, то станет ясно, что это скорее президентская республика с широкими полномочиями президента.