Тема 3. ЛЕКЦИЯ (4 часа)
Формирование и развитие первой волны авангарда (Германия, Италия, Франция)
План
1. Общее понятие авангарда.
2. Авангардистские течения в искусстве.
3. Авангард в музыке: история, эстетика и представители.
3.1.Представители итальянского авангарда первой половины ХХ века (О.Респиги, Дж.Фр. Малипьеро).
3.2.Направления и художественные искания немецкого авангарда (Ф.Бузони и Х. Пфицнер).
3.3. Творческое объединени «Шестерка» во французском
музыкальном авангарде.
4. Роль и значение европейского авангарда в новаторских исканиях
музыкального искусства ХХ-начала ХХ1 веков.
Основные понятия и категории:
Авангардизм, искусство, художественные направления, эстетика, модернизм, музыкальный авангард.
1. П.Хиндемит (форт. цикл «Lulus tonalis»по выбору).
2. Дж.Франческа Малипьеро (квартет «Риспетти и Страмботти» и др. по выбору).
3. О.Респиги - «Римская трилогия» (Фонтаны Рима (Le fontane di Roma; 1916; Пинии Рима (I pini di Roma; 1924; Римские празднества (Feste romane;1928).
|
|
4. А.Онеггер - «Симфонические фрагменты» («Симфонические движе-ния»):(Симфонический фрагмент № 1 «Пасифик 231», 1923)..
5. Ф.Пуленк (Опера «Голос человеческий»).
Общее понятие авангарда.
Аванга́рд (фр. avant-garde –передовой отряд), авангарди́зм - обобщаю-щее название течений в мировом, прежде всего вевропейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.
История термина. Слово французского происхождения аванга-рд первоначально относилось исключительно к военной терминологии и означало отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска; передовой отряд. В годы Французской революцииэто слово стало революционной метафорой и в 1794 году вошло в название якобинского журнала. С тех пор политический смысл начал вытеснять военный.
Термин в его фигуральном значении использовался в работах французских социалистических утопистов. В их же работах термин впервые получил следующий, художественный смысл — основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в статье «Художник, учёный и рабочий», вышедшей в год его смерти в 1825 году, в союзе художника, учёного и рабочего ведущую роль отвёл художнику. Художник, по Сен-Симону, наделён воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом».
Анри Сен-Симон
Долгое время термин сохранял своё политическое значение, а художник наделялся особой политической миссией. В этом значении термин начал усваиваться в других европейских языках. Так, в английском языке слово vangard в его фигуральном значении впервые появилось в работах британского историка Томаса Карлейля.
|
|
ТомасКарлейль.
Последователи Сен-Симона, продолжая вслед за ним акцентировать ведущую роль художника в политических процессах, фактически оставляли в стороне социальные цели искусства, обязывающие его быть утилитарным, дидактическим, понятным широким массам, и тем самым парадоксально сближали политический авангард с «искусством для искусства»(фр. l'art pour l'art) как революционной идеей.
В последние десятилетия XIX века термин авангард в его милитаристском значении получил широкое распространение в Европе благодаря популярности анархических идей Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Кропоткиным восхищались хорошо его знавшие Оскар Уайльд и Уильям Батлер Йейтс; большое влияние Кропоткин оказал на Герберта Рида. Бакунин и Кропоткин не только использовали термин в своих работах, но в 1878 году дали название L'Avant-Garde своему журналу
Михаил Бакунин.
Последователи Бакунина начали применять название журнала к искусству, а в 1885 году Теодор Дюре перенёс термин авангард из области политики в область художественной критики. Интересно, что ещё раньше, в 1871 году, семнадцатилетний французский поэт Артюр Рембо в частной переписке, ставшей публичной значительно позже, писал, что поэзия должна создать совершенно новый язык, объединяющий задачи политического и художественного авангарда; именно это позволит ей быть впереди.
Артюр Рембо.
Термин авангард в его художественном значении, таким образом, полностью вышел из утопических и анархических идей и в начале XX века был тесно связан с политикой. Присущий художественному авангарду уже как историческому явлению (первая треть ХХ века) политический радикализм был ему свойствен вплоть до 1930-х годов[5].
Как историческое явление авангард появился только в начале XX века, но ни одно движение, группа или школа не включали термин авангард в своё название, а главное — этим термином не оперировала критика. Термин авангард (как прежде романтизм или реализм) не был для группировок самоназванием, а начал употребляться, когда сами группировки уже распались, и то, что их связывало, завершалось или уже стало историей. Потребность в обобщённом терминологическом закреплении деятельности многочисленных групп возникла в 1920-х годах, и английский поэт Роберт Грейвз в 1927 году противопоставил модернистскую поэзию викторианской.
Роберт Грейвз
В 1929 году французский поэт, один из основателей сюрреализма, к этому времени ставшийкоммунистом, Луи Арагон, имея в виду слова са́мого «авангардистского» символиста Артюра Рембо «Il faut etre absolument moderne» («Надо быть абсолютно современными»), ввёл объединяющий термин модернизм. Авангард (авангардизм) в роли аналогичного объединяющего термина появился позже. Наиболее активно авангард как литературно-художественное движение стал обсуждаться в ретроспекции после Второй мировой войны.
Спустя столетие с лишним после появления авангарда как исторического явления, теории и типологии авангарда (так же, впрочем, как и теории и типологии модернизма) не существует.Кристофер Иннес в предисловии к своей книге «Театр авангарда» (1993) предупреждает, что термин авангард «стал вездесущим ярлыком, эклектически прикрепляемым к любому виду искусства, лишь бы оно было антитрадиционным по форме. Иногда этот термин упрощённо используют для определения нового в любой данный момент, которое устаревает с каждым новым шагом вперёд».
В советском искусствоведении, под влиянием книг Дьёрдя Лукача «Значение современного реализма» и «Идеология модернизма», вплоть до конца 1980-х годов модернизм (авангард) трактовался как «антиреализм», а реализм, соответственно, как «антимодернизм». (Как «антиреализм» в оппозиции реалистического и нереалистического художественных «методов» понимался даже романтизм, к изучению которого советское литературоведение смогло вернуться только в конце 1950-х годов.
|
|
Дьерд Лукач
Соотношение понятий модернизм и авангард. Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости.
Протоавангард. Началу эпохи авангарда, которое большинство исследователей относят к 1905—1907 годам, предшествовал период протоавангарда — когда поэтика авангарда проявляла себя на уровне тенденции: в символизме, югендстиле, русском космизме; в манифестациях, подобных «Крику» (1893) Эдварда Мунка
«Крик» (1893) Эдварда Мунка.
Свидетель и участник этого слома, ирландский англоязычный поэт Уильям Батлер Йейтс в 1897 году писал о происходящем:
…Реакция на рационализм восемнадцатого века смешалась с реакцией на материализм девятнадцатого века, и символистское движение, которое достигло совершенства у Вагнера в Германии, упрерафаэлитов в Англии, у Вилье де Лиль-Адана, Малларме и Метерлинка во Франции и пробудило воображение Ибсена и Д’Аннунцио — безусловно единственное движение, говорящее новые вещи.
«Икона» мирового авангарда начала ХХ века – «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича.
«Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича
2. Авангардистские течения в искусстве.
В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как: Абстрак-тный экспрессионизм, Баухауз, Беспредметность, Дадаизм, Конструктивизм, Кубизм, Стохатизм, Супрематизм, Футуризм, Экспрессионизм.
Авангард в литературе. К ярким представителям авангардного искусства в литературе можно отнести:
футуризм — Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский; экспрессионизм — Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев.
|
|
Авангард в драматургии Первооткрывателем авангардной символист-ской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк.
Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя. В XX веке авангардная драма обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича, С. И. Вит-кевича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны.
Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов,В. Гавел.