Представители итальянского авангарда первой половины ХХ века

История итальянской музыки довольно неровна в плане эволюции: были этапы подъемов, доминирования ее в Европе (Ренессанс, расцвет вокальной полифонии); были периоды, когда итальянская музыка достигала кульминаций в отдельных направлениях, в т.ч. в инструментальной сфере (скрипичное исполнительство 18 века – Корелли, Вивальди Тартини). Главный жанровый приоритет – опера. В 19 веке творчество Верди достигло наивысшей точки.

 В 19 веке в эпоху романтизма на фоне успеха немецкой, французской, российской школ наметились серьезные кризисные явления в итальянской музыке: отсутствие современной инструментально-симфонической традиции, падение инструментализма, в оперном жанре, не смотря на достижения Верди и Пуччини, Джордано, Каталани, возникли некоторые проблемы. Стала очевидной проблема обновления, модернизации жанра.

 Композиторские творческие проблемы дополнялись общими труднос-тями национальной музыкальной жизни. Отсутствие музыкальной инфрастру-ктуры (были только оперные театры), недостаточное количество музыкальных вузов.

 К началу ХХ столетия итальянская музыка была «второсортной», имела ряд существенных проблем. Но на протяжении столетия (особенно во второй половине) итальянская школа осуществила колоссальный рывок (Ноно, Берио – послевоенный авнгард). Творческая деятельность предыдущего поколения во главе с О. Респиги оказалась плодотворной и послужила фундаментом.

 В 1900-х в Италии сложилась специфическая духовно-культурная ситуация. На фоне экономического кризиса распространились национальные доктрины, авторы которых выдвигали идеи возрождения великой Италии как наследницы Римской империи.

Националистические движения опирались и на художественные круги, привлекая к своей деятельности музыкантов, художников, литераторов, философов.

Накануне 1-й мировой войны сформировался фашизм.

 1922 – Муссолини становится премьер-министром.

 1925 – переворот в Италии, установление фашистского режима.

 Художники вынуждены были избрать одну из позиций. В связи с активизацией национальной идеи правительство и церковь во главе с Папой призывали к возрождению старинной музыки.

 1923 – «Издание Ватикана» (напевы григорианских хоралов). К этой работе было привлечено много итальянских композиторов, особенно поколение 1980-х: А. Казелла (пианист, композитор), Дж. Ф. Малипьеро, (музыкально-театральный композитор), И. Пицетти и лидер – О. Респиги.

В стилевом отношении итальянская музыка первой половины ХХ века представляет собой пеструю картину, хотя и довольно закономерную для периода модернизма. Наблюдается четкое деление на традиционалистов, умеренных новаторов и радикалов (футуристы Руссоло, Прателла).

  Francesco Balilla Pratella  Luigi Russolo

 Футуристы впервые о себе заявили в 1913-14 годах рядом концертов шумовой музыки. Конструировались специальные приборы и инструменты. В количественном отношении наиболее распространенным было направление неоклассицизма. Влияние французского импрессионизма и русской композиторской школы (особенно Римского-Корсакова).

 Творчество Респиги не является новаторским, но представляет собой общие европейские тенденции модернизма. Отличается национальным своеобразием, стилистической изысканностью, современность и новыми средствами выразительности.

 Ottorino Respighi

Отторино Респиги (итал. Ottorino Respighi; 9 июля 1879, Болонья — 18 апреля 1936, Рим) — итальянский композитор.

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм «Римские фонтаны», «Пинии Рима»).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений - «Симфонические вариации» для оркестра.

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.

Респиги — один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку «Плача Ариадны» К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.

В 1914 г. Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки».

Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет «Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.

С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором.

В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Женские ухищрения» Д. Чимарозы, «Орфей» К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.

ОПЕРЫ:

1. Король Энцо (Re Enzo, 1905)

2. Семирама (Semirama, 1909)

3. Мария Виктория (Marie Victoire, 1913)

4. Спящая красавица в лесу (La Bella addormentata nel bosco, 1922)

5. Бельфагор (Belfagor, 1923)

6. Затонувший колокол (La Campana sommersa, 1927)

7. Мария Египетская (Maria Egiziaca, 1932)

8. Пламя (La Fiamma, 1934)

9. Лукреция (завершена Элизой Респиги, поставлена в 1937)

БАЛЕТЫ:

1. Лавка чудес (La Boutique fantasque, 1918, на темы Россини)

2. Волшебные часы (La Pentola magica, 1920, на русские народные темы)

3. Севр Средневековой Франции. Оживший фарфор (Sèvres de la vieille France, 1920, на темы XVII-XVIII века)

4. Венецианское скерцо (Проделки Коломбины) (Scherzo Veneziano (Le astuzie di Columbina), 1920)

5. Белкис, царица Савская (Belkis' regina di Saba, 1931)

ДЛЯ ОРКЕСТРА:

1. Симфонические вариации (1900)

2. Прелюдия, хорал и фуга (1901)

3. Ария для струных (1901)

4. Сюита для струнных (1902)

5. Сюита E мажор, P. 51 (1903)

6. Менуэт для струнных (1903)

7. Серенада для маленького оркестра (1904)

8. Бурлеска (1906)

9. Ноктюрн (1907)

10. Карнавальная увертюра (Ouverture Carnevalesca, 1914)

11. Драматическая симфония (Sinfonia Drammatica, 1914)

12. «Римская трилогия» («La trilogia romana»):[ Фонтаны Рима (Le fontane di Roma, 1916),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: