Лирико-драматическое направление в творчестве Франсиса Пуленка

 

«Человеческий голос» (фр. «La voix humaine») — одноактная опера для одного исполнителя, музыка Франсиса Пуленка на либретто Жана Кокто, основанная на его пьесе 1932 года.

Молодая женщина разговаривает по телефону со своим бывшим любовником. Он бросает её и женится на другой женщине на следующий день. В последний раз они будут говорить друг с другом. В ходе беседы мы узнаем, что женщина пытается покончить с собой. Телефонная служба Парижа работала в то время очень плохо, в результате чего они были прерваны несколько раз во время их мучительного разговора.

«Маленький шедевр» - так охарактеризовали современники французского композитора Франсиса Пуленка его монооперу «Человеческий голос» - музыкальное творение, поражающее необычайной эмоциональностью и красотой. Автор в этом волнующем произведении настолько реалистично отобразил отчаяние и боль главной героини, что проявил себя настоящим знатоком женской души, её внутреннего мира. Опера основана на одноимённой пьесе французского драматурга Жана Кокто, в которой посредством только телефонного разговора женщины с покинувшим её возлюбленным сочувственно раскрывается глубочайшая жизненная драма героини. «Человеческий голос» - одно из самых проницательных сочинений об одиночестве и любви, которое Пуленк назвал не иначе как лирической трагедией.

Франсис Пуленк настаивал, чтобы исполнительница монооперы «Человеческий голос» обязательно была молодой, красивой и элегантной женщиной, так как произведение по своей сути является сугубо «французским» и насквозь пропитано духом Парижа. В благодарность за интересный замысел оперы по сюжету пьесы Ж. Кокто композитор посвятил своё творение автору идеи Эрве Дюгардену и его жене Дези.

В Советском Союзе монооперу «Человеческий голос» первый раз услышали в концертном варианте в исполнении замечательной певицы Надежды Юренёвой в 1965 году, спустя шесть лет после премьерного спектакля, состоявшегося в Париже в 1959 году. Затем постановку оперы немного позже осуществили на сцене Большого театра с участием выдающейся Галины Вишневской. В нашей стране, с её коммунистической идеологией, постановка такого «западного» спектакля было довольно редким событием.

В кинематографе к сюжету пьесы Ж. Кокто обращались дважды. Первый раз в 1948 году её экранизировал выдающийся итальянский режиссёр Роберто Росселини, сняв в роли героини Анну Маньяни. В следующий раз в 1966 году к произведению обратился канадец Тед Котчефф, представив зрителям шведскую и американскую актрису Ингрид Бергман.

«Человеческий голос» - это не единственное сочинение Пуленка, в основу которого было положено произведение друга композитора, поэта и драматурга Ж. Кокто. Первыми были три песни, которые имели общее название «Кокарды», затем музыка к комедии «Непонятный жандарм» и моноопера «Дама из Монте-Карло».

Моноопера «Человеческий голос» - это вокальный речитатив, который в этом произведении играет определяющую роль, однако с оркестровым сопровождением связан очень органично. Оркестр неотделим от вокальной партии, он активно участвует в действии, эмоциональной гармонией раскрывая внутренний мир героини, «досказывая» то, что она недоговорила в своих коротких фразах. Композитор при помощи разнообразных приёмов взаимодействия оркестровой и вокальной партий, сумел добиться поразительной силы воздействия на слушателей, доходчиво передать весь драматизм жизненной ситуации героини.

Пуленк в своём произведении «Человеческий голос» показал подлинное мастерство оперного композитора. Создать настоящий музыкальный шедевр на прозу, состоящую из обыденных повседневных фраз, и при этом реально передать весь драматизм сложившихся обстоятельств - это подвластно не каждому, а только истинному таланту, с настоящим композиторским чутьём, которым обладал замечательный французский композитор Франсис Пуленк.

Сочинения Ф.Пуленка:

Оперы

1. «Груди Терезия» (Париж, 1947),

2. «Диалоги кармелиток» (Милан, 1957),

3. «Человеческий голос» (Париж, 1959).

 Балеты

1. «Лани» (фр. Les Biches; Париж, 1924)[13],

2. «Примерные звери» (фр. Les Animaux modèles; Париж, 1942).

Духовная музыка

1. Литании Чёрной мадонне (фр. Litanies à la vierge noire, 1936, 2-я ред., 1947),

2. Stabat Mater (1950),

3. 7 респонсориев Тёмной утрени (фр. Sept répons des Ténèbres, 1962), 4 покаянных мотета, 4 рождественских мотета, месса G-dur и др.

 

Литература:

1. Авангардизм // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. — Большая советская энциклопедия, 1969. - Т. 1: А–Ангоб.

2. Авангард в культуре ХХ века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 2. — 704 с.

3. Друскин М. Западно-европейская музыка XX века. – М., 1976.

4. Зверев А. М. Авангардизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. – С. 11-14.

5. Иванов Вяч. Вс. Практика авангарда и теоретическое знание XX века // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. - М., 2007. - Т. 4. – С. 345-347.

6. История зарубежного искусства. Вып.6. Ред. А.В.Вульфсон. – С.-П., 2010

7. Рыков А.В./Rykov A. Античность, авангард, тоталитаризм. К метаморфологии современного искусства/ Antiquity, Avant-garde, Totalitarianism. On the Metamo-rphology of Modern art // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2014: тезисы докладов 5-й международной конференции. СПб., 2014. C. 292–293.

8. Леонтьева О. Западноевропейская музыка середины XX века. – М., 1964.

9. Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. Изд.2.- Л.,1975.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow