Городской туризм, проблемы развития туризма, новые туристские маршруты, туристские объекты

    На данный момент одним из самых перспективных и развивающихся видов туризма, как в мире, так и в России является городской туризм. Основная суть городского туризма заключается в посещении городов в различных туристских целях. В данном виде туризма именно город является туристским центром.

В последние годы городской туризм в Костроме находится на этапе реформирования и развития. Динамика рынка туризма Костромы и Костромской области свидетельствует о том, что число туристов растет. По данным аналитического агентства ТурСтат Кострома вошла в список тридцати самых посещаемых городов России (в 2018 г. город посетили более 1 млн туристов) [2]. Для сравнения стоит отметить, что в 2017 г. число туристов составило 955 тыс.
С 2013 г. по 2018 г. количество туристов увеличилось более чем на 250 тыс. человек. В процентном соотношении данный показатель составил 36,6 %.

За последние 2 года в Костроме было открыто более 10 отелей, гостевых домов и хостелов, в фонде которых находится более 150 номеров. В 2016 г.
в костромских средствах размещения останавливался каждый седьмой турист,
в 2017 и 2018 гг. каждый третий. Ежегодно в Костроме открываются новые частные и государственные музеи. Особенной популярностью среди туристов пользуются «Музей сыра» и «Музейное подворье» [4].

К сожалению, помимо положительных моментов, наблюдающихся в развитии костромской туристской сферы, есть и проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие туризма. К этим факторам относятся:

– неразвитость транспортной инфраструктуры, проявляющаяся в низком качестве дорог;

– недостаточно развитая туристская инфраструктура, довольно малое количество гостиничных средств размещения, соответствующих современному уровню комфорта;

– не самые выгодные экономические условия для привлечения инвестиций
в инфраструктуру туризма, а также наличие административных барьеров;

– устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного и лечебно-оздоровительного туризма;

– недостаточное количество современных туристских автобусов, круизных судов и иных транспортных средств;

– довольно низкое качество обслуживания во всех отраслях индустрии туризма, вызванное дефицитом квалифицированных кадров;

– узкое по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов;

– «сезонность» туристской деятельности (около 80 % доходов приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа, в остальное время туристский бизнес убыточен и в основном финансируется из выручки высокого сезона);

– недостаточная государственная реклама туристских возможностей, как на зарубежных туристских рынках, так и внутри России, связанная с ограниченным бюджетным финансированием.

Исходя из государственной программы «Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014–2020 гг.» на данный момент для развития городского туризма в Костроме поставлены следующие задачи:

– проведение активного маркетинга и продвижение города, а также установление сотрудничества с крупными туроператорами;

– реализация проектов по развитию транспортной и туристской инфраструктуры с помощью федеральных и частных инвестиций;

– развитие основных региональных брендов: «Кострома – родина Снегурочки», «Кострома – колыбель династии Романовых», «Кострома сырная», «Кострома – ювелирная столица России»;

– создание условий для развития малого сервисного бизнеса в сопутствующих туризму сферах (питание, досуг, услуги);

– совершенствование базы подготовки кадров для туризма и сервисных отраслей;

– повышение благоустроенности города Костромы [3].

На наш взгляд необходимо продолжать развитие следующих видов городского туризма: молодежного, делового и образовательного. Однако есть острая необходимость совершить серьезные подвижки в сторону новых форм: организация кинотуризма; разработка бизнес-идеи фотозон; туров для слепых; тематических туров: «Костромская банька», «Привет, молодожены», «Грибоеды», «Сырный кусочек».

    Основным мероприятием, которое в перспективе может положительно повлиять на дальнейшее развитие городского туризма в Костроме является воссоздание комплекса Костромского Кремля. Соборный ансамбль Кремля в настоящее время, с благословения Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла воссоздается вновь. Главным меценатом проекта по восстановлению является президент ООО «Корпорация ВИТ» Виктор Тырышкин. Воссоздание храмового комплекса началось в 2016 г. со строительства колокольни Богоявленского собора, а полностью воссоздать комплекс планируется к концу 2020 г. [1].

В настоящее время назрела необходимость перезагрузки в отношении подачи основных достопримечательностей города и формировании принципиально новых туристских маршрутов и программ по центральным улицам города. Одними из предложений по развитию данного вида туризма могут стать шоп-прогулка и экскурсия «Кострома театральная и кинематографическая» по улице Симановского. На улице Симановского сосредоточено большое количество сувенирных лавок и магазинов, реализующих местную сувенирную продукцию. Разработанная шоп-прогулка включает в себя посещение следующих сувенирных магазинов и лавок: «Народные промыслы», «Льняная палитра», «Костромской подарок», «Валентина», «Льняная горница», «У тёти Моти», «Валенок», «Кладовая льна», «Русское золото», «Вкусный гостинец», «Лен ОК».

Помимо шоп-прогулки на данной улице была разработана экскурсия «Кострома театральная и кинематографическая». Театральное искусство в Костроме имеет давние традиции. Именно в Костроме в купеческой семье в 1729 г. родился основатель русского театра Федор Григорьевич Волков. Также Кострому по праву можно назвать «любимой съемочной площадкой» художественных фильмов. Маршрут экскурсии включает в себя следующие туристские объекты: музей театрального костюма, резиденция Костромской Снегурочки, Камерный Драматический театр под руководством Б. И. Голодницкого. Основными предложениями по проекту экскурсии «Кострома театральная и кинематографическая» являются:

– создание парковой зоны на пересечении улиц Пятницкой и Симановского;

– создание музея «Кинематографическая Кострома»;

– организация кинотеатра под открытым небом с показом фильмов, снятых
в Костроме.

В процессе анализа современного состояния туризма в Костроме можно сделать вывод о том, что данная сфера развивается довольно динамично и стабильно. В особенности, можно выделить ежегодный рост внутреннего туристского потока. Кострома обладает очень высоким потенциалом для развития туризма. В то же время существует ряд проблем, которые тормозят развитие туризма. Устранение данных проблем, проведение мероприятий по развитию туризма в городе и создание новых туристских маршрутов обеспечит увеличение потока туристов и притока новых капиталовложений.






ЛИТЕРАТУРА

1. Возрождение Костромского кремля [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – URL: http://www.kreml-kostroma.ru (дата обращения: 4.04.2019).

2. Костромская область в ТОП-30 регионов туризма [Электронный ресурс] // Туристический портал Костромской области. – URL: https://kostromatravel.ru/ novosti/kostromskaya_oblast_v_top_30_regionov_turizma_2018_v_rossii (дата обращения: 8.04.2019).

3. Постановление Администрации Костромской области от 8 апреля 2014 г. № 130-а «Об утверждении государственной программы „Развитие культуры
и туризма Костромской области на 2014–2020 годы“» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/460290926 (дата обращения: 8.04.2019).

4. Число туристов в Костромской области выросло на треть [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. – URL: https://regnum.ru/news/ 2500743.html (дата обращения: 8.04.2019).

 

УДК 338.484.6

Помелов В. А. [3]

(КГУ, студент, направление подготовки «Туризм», профиль «Организация
и управление туристской деятельностью», уровень – магистратура)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: