Синтаксические нормы

Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя учение о словосочетании и предложении. В русском языке слова в предложениях расположены в прямом порядке (сначала подлежащее и определения, то есть тема, а затем сказуемое и обстоятельства, то есть рема) или в обратном (инверсия). При обратном порядке слов сначала используется блок сказуемого, а затем - подлежащего. Логическое ударение падает на конечное слово в предложении.

Как вы понимаете фразу: Наблюдения над языком маленьких детей? Можно понять, что кто-то наблюдает над языком маленьких детей, и маленькие дети наблюдают явления языка. При изменении порядка слов двусмысленность устраняется. Наблюдения маленьких детей над языком.

В речи каждое высказывание строится в соответствии с целями и задачами общения. Порядок расположения определений, дополнений, обстоятельств регулируется правилами порядка слов в словосочетании. Так согласованное определение ставится перед определяемым словом: мудрый человек, уголовное дело и т.д.

Несогласованное определение должно стоять только после определяемого слова: протокол (какой?) осмотра места происшествия.

Определение, выраженное причастным оборотом, в официально-деловом и научном стилях обычно ставится после определяемого слова: «Петров обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ».

Определения, выраженные притяжательными местоимениями, обычно препозитивны: «На ваш запрос отвечаем».

Управляемые дополнения обычно ставятся после управляющих: довольны результатами. Если несколько дополнений зависят от одного управляющего слова, то косвенное дополнение в дательном падеже, обозначающее лицо, ставится перед прямым дополнением: «Иванов предложил Сидорову совершить кражу».

Обстоятельства располагаются в предложении перед словом, от которого зависят, и после него, в зависимости от их значения и формы выражения.

Обстоятельства места, времени и цели, если они не входят в рему, чаще всего стоят в начале предложения: «В суд обратилась гражданка Смирнова».

Встречаются также ошибки, связанные с употреблением предлогов. Так предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор по современным нормам литературного языка употребляются только с дательным падежом: согласно приказу, вопреки распоряжению, навстречу юбилею, благодаря случаю, подобно грохотанью.

Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлога по. При глаголах "чувства": тужить, плакать, горевать, скучать и т. п. - предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, скучать по Москве. Но личные местоимения при указанных глаголах ставятся в предложном падеже, например, тужит по нём (возможно и по нему), плачет по вас, горюет по нас. Иногда встречается употребление в предложном падеже не только местоимений, но и существительных, например: тужит по сыне, плачет по отце, скучает по Москве. Такое употребление существительных считается или устарелым, или диалектным. В современном русском языке всё шире развивается употребление после указанных глаголов "чувства" предлога о с предложным падежом: тужит о сыне, тоскует о муже, скучает о брате. После глаголов "движения" (ходить, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лесу, бежал по полю, двигался по рельсам, взбирался по лестнице, бродил по лугам. Предлог по с предложным падежом употребляется в книжной речи со значением "после чего-нибудь", например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город. Употребление дательного падежа в подобных случаях считается ошибочным.

Лексические нормы.

Лексические нормы фиксируют правила применения слов в речи.

Поиск единственно необходимого в тексте (письменном или устном) слова требует не только напряжения творческих сил, но и знаний норм словоупотребления, под которыми обычно понимается «правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении в общепринятых сочетаниях).

К числу грубых лексических ошибок относится употребление слова без учета его семантики.

На предприятии возникли новые рабочие места. Слово возникнуть означает появиться, образоваться, оно не подходит для наименования действия, которое требует значительных усилий. Возникнуть могут тревога, подозрение. Рабочие места сами по себе возникнуть не могут, они создаются.

Иногда неправильный выбор слова связан с тем, что говорящий или пишущий не учитывает различия в присущих этому слову значениях, то есть полисемии, что приводит к двусмысленности высказывания:

Директор совхоза и агроном отбирают лучший скот. Отбирать: производить выбор, отбирать; отнимать, брать.

Причиной неправильного выбора может быть паронимия.

Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или лишь частично совпадающие в своем значении и взаимозаменяемые (представлять-предоставлять, максимальный - максималистский)

Например, студент быстро материал освоил; молодой рабочий профессию обогатителя усвоил. Такое употребление ошибочно. Правильно: студент быстро материал усвоил; молодой рабочий профессию обогатителя освоил.

Не всегда верно употребляются глаголы предоставить и представить. Глагол предоставить означает "дать возможность воспользоваться чем- либо" (предоставить отпуск, должность, кредит, слово и т.д.), а глагол представить имеет значение "передать, дать, предъявить что-либо" (представить справку, отчёт, доказательства; представить к награде, к ордену и т. д.).

Одним из условий правильного употребления слов является учет их смысловой сочетаемости. Лексическая сочетаемость определяется значением слов, их принадлежностью к тому или иному стилю речи, эмоционально-экспрессивной окраской, грамматическими особенностями. Если мы забываем это, возникают стилистические ошибки (принятый закон ущемляет (задевает) интересы малоимущих слоев населения).

Заметно снижает эффективность речи многословие, то есть речевая избыточность, чаще всего проявляющаяся в форме плеоназма и тавтологии.

Плеоназм – выражение, содержащее однозначные слова (коллеги по работе – коллеги – товарищи по работе, сослуживцы).

Тавтология – повторение в предложениях однокоренных слов (Следует отметить следующие особенности).

Слово должно использоваться в том значении, которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Так, наречие где-то имеет значение "неизвестно где, в каком-то месте". Однако в последнее время это слово стали употреблять в значении " приблизительно, около, когда-то": План выполнен где-то на 102%; занятия планировали провести где-то в марте.

Неверным является также употребление глагола ложить вместо класть. Следует помнить, что слово класть - общеупотребительное литературное, а ложить - просторечное. Ошибочно звучат предложения: Я ложу книгу на место. Он ложит документы на стол. В данных случаях лучше использовать глагол класть: Я кладу книгу на место. Он кладёт документы на стол.

Лексические нормы - явления исторические, они изменяются вместе с развитием языка. В тридцатые годы XX века слова "дипломник" и "дипломант" означали студента, выполняющего дипломную работу. "Дипломник" было разговорной формой слова "дипломант". В современном языке эти слова имеют разные значения: "дипломник"- студент во время защиты дипломной работы; "дипломант"- победитель конкурсов, состязаний, отмеченных дипломом.

Лексические нормы современного литературного языка фиксируются в толковых словарях, а также в специальной справочной литературе: "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник" под ред. К.С.Горбачевича; "Правильность русской речи: словарь-справочник", составители: Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева; "Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов", составители: К.Л.Граудина, В.А. Ицкович, Л.П.Катлинская. Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших в лингвистике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: