Виды и средства связи предложений в тексте

(цепная, параллельная, смешанная).

Цепная связь – такое сопряжение предложений, при котором каждое последующее предложение (или группа предложений) характеризует в том или ином отношении предшествующее предложение (или группу предложений) и вызывается к жизни этим предшествующим предложением.

Задание: Определите вид связи предложений следующего примера. Какими средствами связи пользуется автор для объединения предложений?

Приплыл по океану из Африки матрос (1).

Малютку-обезъянку он в ящике привез (2).

Малышка вспоминает страну свою Алжир

И утром принимает прохладный рыбий жир(3).

Предложения в данном тексте связаны между собой цепной связью, т. к. первое предложение является тематическим в абзаце (1), в качестве главного (ключевого) слова выступает слово «матрос». Второе предложение (2) является концептуальным, ключевое слово в нем «малютка-обезьянка», а третье (3) – детализирует (дополняет) второе предложение. Отобразим вывод в виде схемы:

Схема 1.

1. ТП

 

 

2. КП

анафора

 

цепная связь предложений

 

 

синонимы

 

Средством лексической связи первого и второго предложения является анафора: матрос – он; второго и третьего – синонимы: малютка-обезьянка – малышка. Первое и второе предложения содержат одинаковые видовременные формы глаголов: прошедшее время, ед. ч., м. р. – приплыл – привез.

Параллельная связь – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором

предмет речи характеризуется с точки зрения разных, но равноправных (не подчиненных друг другу) критериев.

Определим вид связи предложений следующего примера. Какими средствами связи пользуется автор для объединения предложений?

Выпал снег – упал мороз! (1)

Кошка снегом моет нос.(2)

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки. (3) (С. Михалков «Белые стихи»).

Первое предложение образца является тематическим, ключевыми словами являются слова «снег» и «мороз», означающие наступающую зиму. Второе и третье раскрывают содержание первого предложения с разных сторон, связанных общей темой – первого снега, наступившей зимы. В качестве средств связи выступают видовременные формы глаголов: 1-е предл. – прош. время, сов. вид; 2-е и 3-е – наст. время, несов. вид. Изобразим в виде схемы.

 

Схема 2.

 

 

1.

2.

 

 

параллельная

формы глаголов связь предложений

3.

 

 

Смешанный вид связи – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором

цепная и параллельная связь предложений сосуществуют.

Определим вид связи предложений в следующем примере:

У меня печальный вид –

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип (1).

Что такое? (2)

Это – грипп! (3) (С. Михалков «Грипп»).

Основная мысль в тексте выражена в последнем, третьем предложении, ключевым слово, информемой является слово «грипп». Первое и второе предложения служат для ее раскрытия. Второе и третье предложения связаны цепной связью. Об этом свидетельствует вопросно-ответная реплика, анафора – что – грипп. Первое и третье предложения образуют параллельную связь, так как первое предложение служит раскрытию тематического предложения, не имея явно выраженных синонимичных признаков. Отобразим вывод в виде схемы.

Схема 3.

1.

3.

 

смешанный

вид связи

параллельная

связь предложений предложений

цепная связь

предложений

 

 

Что нужно сделать, чтобы определить вид связи предложений в абзаце?

Памятка определения видов связи предложений в абзаце.

Чтобы определить вид связи предложений в абзаце, необходимо:

  1. Пронумеровать все предложения в абзаце.
  2. Найти тематическое (главное) предложение.
  3. В тематическом предложении найти информему – главное слово или словосочетание, которое детализируется (раскрывается) в остальных предложениях.
  4. Обозначить в схеме тематическое предложение прямоугольником, в нем обозначить информему кружочком, предложения, раскрывающие информемы, - треугольником.

5. Определить вид связи предложений, исходя из их смыслового наполнения и лексических и грамматических средств связи внутри предложений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: