Виды речевой деятельности

Коммуникация (общение) затрагивает все виды речевой деятельности и проявляется в двух основных формах речи: устной и письменной: деловые переговоры, деловая беседа, деловая корреспонденция, личные деловые бумаги и т. д.

РД – вид деятельности (наряду с познавательной, трудовой, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля.

 

Устное общение

 

 

Письменное общение

 

 

В процессе речевой деятельности происходит взаимодействие участников общения: говорящего – (А1 – адресанта) и слушающего (А2 – адресата), которые обычно меняются ролями.

Что объединяет участников общения в процессе РД?

  • предмет речи, т. е. то, о чем говорят и по поводу чего говорят, обмениваются информацией;
  • коммуниканты (участники общения) говорят на общем для них языке, который они должны знать в силу своих возможностей (язык);
  • в результате речевой деятельности рождается высказывание.

Изобразим в виде схемы:

 

язык

 

адресант адресат

 

 

 

предмет речи

 

Как происходит осуществление речевой деятельности?

РД – процесс, который состоит из нескольких деятельностных актов – этапов.

От чего зависят этапы?

Характер, содержание этапов зависят от разных ситуаций, в которые попадает человек. При всем разнообразии речевых ситуаций этапы речевой деятельности остаются одними и теми же.

Этапы РД:

  • Первый этап РД – ориентировка в ситуации;
  • Второй этап – планирование РД;
  • Третий этап – осуществление РД;
  • Четвертый этап – контроль результатов.

Принципы делового этикета:

  1. делать все вовремя.
  2. не болтать лишнего.
  3. быть любезным, доброжелательным, приветливым.
  4. думать о других, не только о себе.
  5. одеваться как положено.
  6. говорить и писать хорошим языком.

6. Успешность речевого общения

Успешность общения - это осуществление коммуникативной цели инициатора общения и достижение собеседниками согласия. Она предполагает наличие двух измерений процесса общения — эффективности и оптимальности.

Условия успешности речевого взаимодействия традиционно определяются различного рода постулатами общения, соблюдение которых позволяет с большей долей вероятности прогнозировать благоприятный для сторон исход коммуникативного акта. Для описания этих условий чаще всего используют известные постулаты кооперативного общения Г. Грайса, включающие четыре категории: 1. Категория Количества, связанная с количеством информации, которое необходимо передать. Она включает два постулата: а) твое высказывание не должно содержать меньше информации, чем требуется; б) твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется. 2. Категория Качества, содержащая требование истинности высказывания и включающая два постулата: а) не говори того, что ты считаешь ложным; б) не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. 3. Категория Отношения, представленная одним постулатом — не отклоняйся от темы. 4. Категория Способа, которая соотнесена не с тем, что говорится, а с тем, как говорится и выражающая общее требование «Выражайся ясно», реализованное в постулатах: а) избегай непонятных выражений; б) избегай неоднозначности; в) избегай ненужного многословия; г) будь организован. Эти постулаты являются наиболее общими, базовыми для выделения и/или конкретизации других условий успешности.

Однако наряду с принципом кооперации в общении довольно часто действует и «принцип соперничества», причиной реализации которого выступают «…социальные и психологические различия между людьми, наличие объективных политических, социальных, национальных, бытовых и других противоречий» [Культура русской речи и эффективность общения 1996: 143], приводящие, в свою очередь, к возникновению коммуникативных конфликтов, т.е. к взаимодействию по сценарию, характерному для осуществления некооперативных стратегий общения. Таким образом, то, что диалог ведется с использованием некооперативной стратегии, можно заключить тогда, когда в основе него лежит «…нарушение правил речевого общения — доброжелательного сотрудничества, искренности, соблюдения «кодекса» доверия, например: конфликты, ссоры, перебранки, претензии, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа» [Культура русской речи 1998: 73-74].

Поэтому постулаты Грайса представляют собой «идеальные» требования, соблюдение которых позволяет квалифицировать дискурс не только как успешный, но в первую очередь как нормативный, отвечающий коммуникативным нормам общения. Безусловно, реальный коммуникативный акт может быть лишь в той или иной степени приближенным к этим идеальным параметрам, поэтому справедливым будет утверждение, что «…постулаты общения, разработанные Грайсом и широко обсуждаемые в современной коммуникативной лингвистике, в реальном общении постоянно игнорируются. Говорящие часто не бывают краткими и достаточно информативными, при этом они могут говорить лишнее, не всегда говорят правду, не всегда говорят ясно, избегая двусмысленностей, а нередко говорят одно, желая дать понять совсем другое» [Ермакова, Земская 1993: 35]. И все же грубое нарушение этих постулатов, как правило, выводит коммуникативный акт за рамки нормативности.

Факторы успешного общения

1. Значительное воздействие на коммуникативный процесс оказывают социокультурные условия общения, которые можно представить как совокупность социальных, идеологических, политических, правовых, экономических особенностей жизни данного этноса или социума. Например, тоталитарный режим затрудняет, деформирует или вообще делает невозможной реализацию дискурсов определенных типов в публичной и массовой коммуникации.

2. На успешность общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общение (например, телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние общающихся.

3. Необходимым условием успешности дискурса является собственно потребность в общении, коммуникативная заинтересованность собеседников.

4. Важным условием успешности является также способность коммуникаторов к достижению психологического, когнитивного и эмоционального контакта, что обусловливается их психологической совместимостью, общностью фоновых знаний, апперцепционной базы, менталитета. Это условие можно обозначить как настроенность на мир собеседника.

5. Важнейшим фактором успешного общения является коммуникативная компетенция общающихся. Под коммуникативной компетенцией понимается совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека. Можно выделить пять уровней, составляющих структуру коммуникативной компетенции: 1) психофизиологические особенности личности — от общего психического типа личности (экстравертивность — интравертивность) до устройства артикуляционного аппарата — в значительной мере определяют речемыслительную и собственно коммуникативную способность человека, помогают успешному общению или затрудняют его; 2) социальная характеристика и статус личности. На процесс коммуникации оказывают влияние самые разнообразные социальные характеристики личности: происхождение, пол, возраст, профессия, принадлежность к определенной социальной группе; 3) культурный фонд личности, включающий в себя энциклопедические знания и присвоенные ценности (например, нравственные императивы, разного рода идеалы и т.д.). Коммуникация может быть успешной только в том случае, если актуализируемые в дискурсе фрагменты культурного фонда коммуникаторов в значительной степени совмещаются; 4) языковая компетенция личности, представляющая собой набор умений и способностей, куда входят: а) умение выражать заданный смысл разными способами (способность к перефразированию); б) умение извлекать из сказанного смысл, различая при этом внешне сходные, но разные по смыслу высказывания (различение омонимии) и находя общий смысл у внешне различных высказываний (владение синонимией); в) умение отличать правильные в языковом отношении предложения от неправильных; г) умение выбрать из множества средств выражения мысли то, которое в наибольшей степени соответствует ситуации общения и с наибольшей полнотой выражает личностные характеристики его участников; 5) коммуникативная компетенция предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения. Владеющий этими нормами знает не только значение единиц разного уровня и значение типов комбинаций этих элементов, но и значение текстовых социальных параметров: например, знает приемы диалогизации речи, умеет прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знает средства интимизации общения и т.п.

6. Важную роль в процессе общения играет прагматикон личности, включающий в себя мотивационную сферу личности, а также собственно коммуникативные знания, умения и навыки. К ним относятся, например, владение коммуникативными нормами (в том числе и правилами речевого этикета); набор коммуникативных стратегий и тактик и способность к их оптимальной речевой реализации; умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, при необходимости корректируя дискурс; умение использовать и распознавать импликатуры и конвенциональные речевые акты и т.д. [Культура русской речи и эффективность общения 1996: 147-149; Культура русской речи 1998: 58-68].

Внимание к своему речевому поведению, и, в частности, к его этической стороне, должно отличать любого воспитанного, образованного человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: