Памятка подготовки к устному ответу по предмету (докладу, сообщению)

 

1.На этапе изобретения, осмысливая тему доклада (сообщения),

    • Отберите литературу, опираясь на жанры справочного аппарата, анализируя содержания (используйте статьи, журналы, книги).
    • Выберите и отметьте те части статей, книг и других источников, которые могут быть использованы для раскрытия темы.
    • Внимательно прочитайте отобранный материал, выделите главное, интересное, наиболее значимое для сообщения (в том числе таблицы, схемы, рисунки).

2. На этапе расположения

  • Обозначьте смысловые вехи выступления и составьте его план.
  • Выпишите к пунктам плана цифры, цитаты, примеры, доказательства (весь фактический материал, которым можно пользоваться при выступлении).
  • Продумайте вступление и заключения с учетом лаконичности, содержательности, связности, логичности.
  • Продумайте логические переходы (фразы для каждой структурной части).

3. На этапе выражения (украшения)

  • Специально позаботьтесь о том, как вы будете поддерживать интерес к своему выступлению у слушателей (выразительна ли ваша речь).
  • Включите средства, выражающие ваше отношение к содержанию сообщения, доклада.
  • Включите сравнения, аналогии, афоризмы, пословицы, цитаты, примеры из жизни великих людей, факты, наблюдения и т. п., которые придадут выступлению живость, эмоциональность, убедительность, индивидуальность.

4. На этапе произнесения и до него

  • Напишите еще раз план доклада (с учетом проделанной работы) на отдельных небольших листах, выделяя графически главное (определения, ключевые фразы).
  • Подготовьте раздаточный материал для аудитории (таблицы, схемы, рисунки, примеры) либо подготовьте сопровождающий доклад материал в программе Power Point.
  • Запомните основные мысли сообщения, последовательность их раскрытия.
  • Прорепетируйте свое выступление, не читая текст доклада, а в соответствии с подготовленным планом, мысленно представляя реакцию слушателей на вашу речь (отдельные ее фрагменты).

 

  1. Языковые средства выражения особенностей научного стиля.
  1. Важнейшим компонентом лексики являются термины, т. е. слова или словосочетания, обозначающие логически сформулированные понятия и тем самым несущие логическую информацию большого объема. Терминология делится на 3 группы:
    • Общенаучную (анализ, тезис, проблема, процесс и др.);
    • Межнаучную (экономика, стоимость, рабочая сила и т. д.);
    • Узкоспециальную (только для определенной области знания).

Терминология обеспечивает информационное взаимопонимание на национальном и межнациональном уровнях, совместимость законодательных и нормативных документов.

Лексический состав научного стиля характеризуется однородностью, отсутствуют лексика разговорно-просторечная, эмоционально-экспрессивная, оценочная. Много абстрактных слов: система, период, случай. Тексты научного стиля используют сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства, ЖЦ (жизненный цикл).

  1. В синтаксисе господствует логический, книжный стиль.

Типичны осложненные и сложные конструкции. Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (часто причинно-следственных), градационных и резюмирующих слов типа во-первых, следовательно.

Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа. Такая конструкция обусловлена выдвижением на первый план имени и ослаблении роли глагола. Попытки обобщения опыта работы в этой области свидетельствуют о том, что теоретическое содержание понятия нормы в первом приближении, как говорят математики, освоены.

В научных текстах широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющиеся средством выделения мысли в информативно насыщенном предложении: Для того чтобы подсчитать информацию об этом опыте, содержащуюся в другом опыте А, мы рассмотрели вспомогательный опыт В, получаемый при помощи объединения в один-единственный исход целой группы исходов В, отличающихся друг от друга не больше чем на малую величину.

3) следует помнить, что в научном стиле не принято местоимение «Я», его заменяют на «МЫ».

3) Основной формой проявления научного стиля является письменная речь. Устная форма вторична, так она основана на заранее написанном тексте. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все служит достижению конечной цели, и прежде всего – композиция, но при этом отбрасывается многословие, многозначность, подтекст. Его красота – это изящество аргументации, простота и логичность построения.

Композиционно научное произведение содержит 2 части – описательную (обзорную) и основную. В описательной части отражается ход научного исследования, формируется предмет и метод исследования, излагается история вопроса и ожидаемый результат. В основной части освещается методика и техника исследования, достигнутый результат. Все материалы, не являющиеся важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.

Научный текст имеет:

  • Тему, т. е. объект рассмотрения, содержание которого раскрывается в определенном подтексте;
  • Подтему, т. е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя ее часть и отличаясь более узким аспектом рассмотрения;
  • Микротему, равную в тексте абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей текста. Каждый абзац имеет зачин, главную абзацную фразу, комментирующую часть и вывод.
  • Для связи отдельных фрагментов текста употребляются предлоги, вводные слова, определенные речевые клише (автор рассматривает, необходимо отметить, это доказывает и др.)

Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логической организации научного текста: дедукции, индукции, аналогии и проблемного изложения.

Дедукция: тезис – развитие тезиса, аргументация – выводы.

Индукция: цель исследования – накопление фактов, анализ, обобщение – выводы.

Дедукция – это выдвижение мысли от общего к частному.

      1. этап: выдвигается тезис (положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотеза (предположение);
      2. этап – развитие тезиса, его обоснование, доказательство или опровержение. Применяются различные типы аргументов: факты, примеры, сравнения;
      3. выводы и предложения. Этот метод часто применяют на семинарах в вузах.

Индуктивный метод – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению.

Композиция:

Вступление: определяется цель исследования;

Основная часть: излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводится анализ, синтез, сравнение.

Вывод: устанавливаются закономерности. Так строится отчет о научно-исследовательской работе в вузе.

Проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. В ходе ПИ исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, он делает всех слушателей участниками мыслительного процесса.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: