Социальное общественное согласие

Социальная политика становится фундаментальной скрепой общественного согласия, каждое государство с учетом исторически сложившихся приоритетов, геополитических, экономических, мотивационных и иных особенностей, формирует свою модель социальной политики, постоянно корректируя и совершенствуя ее. Нет универсальной модели социального государства, которая подошла бы всем странам мира. Однако существуют определенные устоявшиеся принципы, шаблоны, присутствующие в разной степени в государственных системах стран мира.

Широко разрекламированы и стали привычными клише, что государство формирует свою социальную политику с целью заботы о своих гражданах, создает оптимальные условия для их проживания, удовлетворения потребностей. Однако, в первую очередь, государство посредством социальной политики, оберегает свою власть и обеспечивает согласование интересов между различными социальными слоями (стратами) взаимодействующими и сосуществующими в обществе.

По уровню гарантий, предоставленных населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах, можно разбить на две группы: немецкая (бисмарковская) и английская (бевериджская). Кроме того, отдельного рассмотрения требуют социальные модели государств сложившиеся в Скандинавии (в первую очередь, шведский опыт, изучаемый в СССР в конце 1980–1990 гг. и получивший обозначение «шведский социализм»), Японии как социального государства, сложившегося в специфичной среде японского общества, и патерналистская модель, характерная для СССР и стран входивших в блок Варшавского договора (в период после Второй мировой войны, вплоть до развала социалистического лагеря).

Особенность социальной политики в промышленно развитых странах заключается в том, что она направлена не просто на защиту человека от социальных рисков (утраты дохода в связи с болезнью, инвалидностью и старостью), но и на недопущение резкого материального и социального неравенства, на обеспечение достаточно высокого уровня социальной поддержки и помощи нуждающимся слоям населения, на предоставление гражданам доступа к качественным здравоохранению и образованию.

Бисмарковская модель. Модель социального государства, получившая имя первого рейхсканцлера Германской империи в 1871–1890 гг. Отто фон Бисмарка, устанавливает тесную связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности граждан. Социальные выплаты обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, т.е. принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных началах работодателями и работниками, собирают отчисления от заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются страховые выплаты. Ответственность за сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое на основе бюджетного подхода, противоречит логике трудового (страхового) участия. Для людей с недостаточными возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность или благотворительность, реализуемая через муниципальные службы. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы. Социальная политика, проводимая Бисмарком, была направлена на создание баланса между различными общественными слоями. Сам Бисмарк называл свою политику, ничуть не стесняясь этого словосочетания, «государственный социализм». Сегодня модель Бисмарка в существенно доработанном и модернизированном виде используется в Германии, Австрии, Бельгии, Италии, Испании.

Бевериджская модель («Отчет Бевериджа» 1942 г.) основана на гипотезе, что любой человек, независимо от его принадлежности к трудоспособному населению, имеет право на минимальную защищенность при заболевании, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, существуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем престарелым независимо от уровня отчислений от зарплаты (так называемые социальные пенсии в отличие от профессиональных). Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов, поступающих в государственный бюджет, т.е. преобладает принцип национальной солидарности. Наиболее ярким представителем этой модели является Великобритания и целый ряд бывших английских колоний, т.е. те государства, которые принято называть странами Британского союза.

Интересным феноменом середины – конца прошлого века становится Скандинавская (шведская) модель. Эта модель социальной защиты характерна для Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии. Элементы модели используются во многих социальных системах континентальной Европы. Интересно, что именно в странах Скандинавии, эксперты ОЭСР и ООН, отмечают наиболее интересные и проработанные инновационные модели развития образования, науки и высокотехнологичного производства. Термин «шведская социальная модель» применяют с конца 1960-х гг. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия «политика полной занятости» и «солидарная система зарплат». Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов.

Отличительная черта модели – широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок. Подход к решению базируется на следующих принципах:

· все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может «выбросить» слабых и должно предоставить возможности слабым удовлетворить свои потребности;

· социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Только если клиенты не могут нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

· социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизни человека.

Для реализации этих принципов в социальных службах занято множество государственных служащих. Уровень затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким, что позволяет избежать дискриминации лиц, получающих социальное обеспечение, и поддерживать большое число сторонников социал-демократической модели. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад. Существенны наработки шведских законодателей в области обеспечения гендерного равенства, что выработалось в принятие целого ряда документов, регулирующих этот вопрос.

Наиболее заметной особенностью социальной политики Японии является ее корпоративистский характер, она способствует укреплению и повышению благополучия, коллектива (сообщества), а не персонифицировано отдельного его члена, как, например, в США, или всего населения, как в Скандинавских странах. Концепция социального обеспечения предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице министерства здравоохранения и социального обеспечения.

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. Треть граждан обеспечивается средствами государственного бюджета, две трети – различными страховыми пенсионными фондами. На создание пенсионных фондов работает практически все население в трудоспособном возрасте от 20 до 60 лет.

В директивной экономике СССР и других социалистических стран реализовывалась так называемая патерналистская модель социальной политики. Именно патернализм представлял собой важнейшую черту данной социальной модели. Венгерский социолог и экономист Я. Корнай определяет патернализм следующим образом: «центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным.

На первый взгляд государство, сосредоточивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на высшую инстанцию в решении всех социальных проблем»[5].

Выстраиваемая после распада СССР социально-политическая система пребывает с начала 1990-х гг. в стадии постоянных реформ и никак не приближается к четко выстроенной схеме, соответствующей лучшим образцам ведущих западных государств. Современная Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Российское федеративное государство в ближайшей и среднесрочной перспективе будет сталкиваться с социальным неравенством регионов. Финансирование социальной сферы в благополучных регионах, регионах-донорах, еще долгое время будет намного выше, чем в бедных и депрессивных регионах-реципиентах.

С 1950–1960-х гг. объем выполняемых государством социальных функций заметно расширился за счет предоставления государством таких социальных услуг населению, как обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, реализация программ реабилитации отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий населения и регионов.

Таким образом, социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства. Выстраивание социального государства является социальным партнерством между государством и гражданским обществом, всеми его членами, представителями различных социальных, культурных, конфессиональных и т.п. страт (рис. 3.2).


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: