Понятие, концепции, источники политической власти

«Власть» является базовым понятием политологии, многие исследователи рассматривают политологию как науку о власти, роль власти в общественных отношениях сравнивается с ролью денег в экономике или энергии в физике. Широкое использование термина «власть» в различных науках и повседневной речи затрудняет его однозначное понимание. Дискуссии о том, что такое «власть» отчасти объясняются трудностью непосредственного наблюдения данного явления, поскольку не существует власти самой по себе, а есть конкретно фиксируемые действия, которым приписывается статус властных. В различных сферах жизни сформировались многочисленные выражения властных отношений: «власть денег», «власть судьбы», «власть красоты», «власть над собой», «власть природы», «власть закона», «власть толпы», «власть идеи», «власть времени», «власть нужды».

Популярны цитаты и афоризмы о власти: «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти» (Ф. Ницше); «Разделяй и властвуй» (приписывается разным авторам); «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон); «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Апостол Павел); «Моя истинная любовница – это власть» (Наполеон Бонапарт); «Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» (М. Вебер). Как можно определить понятие «власть»?

В Толковом словаре В.И. Даля приводится следующее определение власти: «Власть – право, сила и воля над чем-либо, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники». Производные значения от существительного «власть» толкуются Далем так: «Властный, кому дана власть, сила, право и воля чем-то распоряжаться. Властитель – господин, владетель, владелец, кто держит власть, право и силу над чем-то, кто повелевает, управляет, владеет. Властвование, владение, управление, в значении действия; господствование»[6]. Таким образом, «власть» можно рассматривать как волевое действие, которое опирается на влияние авторитета или угрозу наказаний, осуществляется активным субъектом в рамках его полномочий.

Принято выделять две группы концепций по-разному объясняющих феномен власти: 1) секционная концепция, основы которой были заложены в работах Т. Гоббса и М. Вебера, и 2) несекционная концепция, наиболее известная по работам Т. Парсонса, Х. Арендт и М. Фуко.

Секционная концепция при анализе власти, прежде всего, обращает внимание на неравенство отношений субъекта и объекта, конфликт интересов субъекта и объекта, навязывание воли субъекта с угрозой санкций. М. Вебер понимал под властью вероятность реализации субъектом своей воли в социальном отношении вопреки сопротивлению объекта, независимо от того, на чем основана вероятность. В понимании Х. Лассуэла и Э. Кэплэна власть представляет собой влияние на деятельность других людей, принятие решений, а в случае сопротивления субъекту власти используются негативные санкции. Похожая трактовка власти представлена Р. Далем в схеме: власть субъекта над объектом выражается в том, что субъект имеет возможность (или способность) заставить объект сделать нечто, что объект сам бы делать не стал. Российский исследователь В.Г. Ледяев определяет власть как способность субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями.

С точки зрения Э. Гидденса, любая деятельность вносит изменения в ранее существовавшее положение дел или ход событий, осуществление этой деятельности подразумевает наличие власти. Власть представляется в качестве обычного элемента поведения во взаимоотношениях людей, где субъекты независимы в своих действиях, а объекты зависимы.

  Несекционная концепция рассматривает власть в качестве коллективного ресурса общества и не акцентирует внимание на такихэлементах, как конфликт, навязывание воли субъекта, игнорирование интересов объекта. Т. Парсонс рассматривал власть в политической сфере и определял ее как способность обеспечить выполнение элементами системы своих обязанностей, которая легитимизируется тем, что направлена на достижение коллективных целей и предполагает в случае неповиновения применение негативных санкций. По Х. Арендту, власть – коммуникация субъектов, в которой одни субъекты наделяют других властью для достижения общего блага, поэтому на первый план выходит согласование интересов для достижения коллективных целей, а не насилие, подавление, господство или зависимость.

В концепции М. Фуко «власть» понимается как механизмы, техники, действия, проявляющиеся в отношениях людей в каждый момент их существования. Власть выражается в «дисциплинирующих техниках» в армии, школе, больнице, тюрьме, на фабрике. Власть создает знание, данные понятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Власть не является привилегией государства, оно способно только овладеть уже существующей системой властных отношений.

Оригинальную концепцию власти предложили представители теории обмена (П. Блау, Дж. Хоманс, Р. Эмерсон). Основным постулатом этой теории является неравное распределение различных ресурсов между индивидами, которое порождает необходимость получения дефицитных ресурсов, а, следовательно, зависимость получателей от их владельцев. Причем, отношения «власть – зависимость» не остаются неизменными, а определяются балансом распределения ресурсов в данный момент времени. По определению Р. Эмерсона, власть – это уровень потенциальных издержек, которые один действующий субъект способен заставить другого принять, зависимость – это уровень потенциальных издержек, которые действующий субъект согласен взять на себя во взаимоотношении.

Если обобщить компоненты власти, рассматриваемые различными авторами как существенные при определении понятия «власть», то получится следующий перечень из шести структурных компонентов власти:

1) актор, субъект, объект, агент;

2) способность, возможность, потенциал, право, сила, воля;

3) источники, ресурсы, основания, средства, инструменты, позиция;

4) отношения, влияние, господство, подчинение, зависимость, руководство, манипуляция, контроль, воздействие, принятие решений, распределение, конфликт, сопротивление, санкции, обмен;

5) интересы, блага, ценности, выгоды, желания, намерения;

6) результат, достижение цели, следствия, последствия, изменения.

Придерживаясь различий в понимании власти между представителями секционной концепции, несекционной концепции, теории обмена, можно предложить три определения власти, собранные из структурных компонентов. Власть – это:

1) способность, возможность, потенциал, право субъекта, опираясь на различные ресурсы и занимаемые позиции, осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ для достижения своих целей и изменения поведения зависимого объекта;

2) коллективный ресурс социальной группы, который передается отдельным индивидам для осуществления общего блага в форме признания авторитета руководителей, наделения их правом управлять обществом и применять санкции;

3) способность и возможность агента, обладающего ресурсами и испытывающего ресурсный дефицит, произвести обмены ресурсами с обладающим ресурсами и испытывающим ресурсный дефицит агентом, с распределением выгод и издержек в свою пользу.

Большинство исследователей соглашаются с тем, что в политической сфере (или в более узком понимании – в государстве) властные отношения проявляются наиболее ярко. В типологизации власти одно из первых мест занимает именно политическая власть.

Чтобы отграничить политическую власть от иных видов власти, необходимо прояснить содержание понятия «политика». Это позволит очертить круг субъектов и объектов власти, решаемых ими вопросов, используемых ресурсов властных отношений.

Слово «политика» впервые было употреблено Аристотелем для названия своего произведения, посвященного государству и управлению, поэтому закрепилась тесная связь терминов «политика», «государство», «управление».

Можно согласиться с мнением политологов, которые жестко не закрепляют за политикой определенной предметной сферы отношений, допускают возможность перехода в область политики любой проблемы (свойство политики проникать во все сферы общества). Какие характеристики позволяют отделить политические отношения от неполитических отношений? Во-первых, это непосредственная связь с государственным управлением, во-вторых, решение важных общественных проблем, которые затрагивают интересы больших социальных групп.

Государственные институты, основываясь на праве издавать и исполнять законы, применять легальное насилие, собирать налоги, принимают обязательные для исполнения решения по наиболее важным общественным проблемам, разрешают конфликт интересов различных групп общества.

Наряду с государственными институтами существуют субъекты, которые, обладают политической (но не государственной) властью или другими видами власти. Они оказывают значительное влияние на принятие решений по важным общественным проблемам, и также разрешают конфликт интересов социальных групп. К таким субъектам можно отнести разнообразные организации гражданского общества – оппозиционные партии, профсоюзы, церковь, ассоциации бизнеса, лоббистские группы, местное самоуправление. Значительное влияние на принятие политических решений оказывает крупный бизнес в лице ТНК, которые являются основными производителями, налогоплательщиками, работодателями, инвесторами. Крупные корпорации преследуют в политике, прежде всего, экономические цели создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности компаний. Однако прямое и косвенное взаимодействие корпораций с государственными органами чаще всего выходит за рамки узко экономических интересов и превращает хозяйствующих субъектов в активных участников большой политики.

Поэтому в узком смысле политическую власть можно ассоциировать с государственной властью, в широком смысле политическая власть включает также всех субъектов, способных воздействовать на принятие общезначимых решений, не опираясь на государственные ресурсы. Следует отметить, что политическая власть в широком понимании, как правило, связана с разнообразными формами отношений с государственными институтами: легальными и нелегальными, мирными и насильственными. Претендующие на политическую власть негосударственные структуры, например, террористические группы, незаконные вооруженные формирования, мафия, могут приобрести настолько сильное влияние в обществе, что для борьбы с ними приходится использовать ресурсы нескольких государств.

Политическая власть понимается двояко. Либо как неотъемлемое, естественное свойство общественных отношений. Такой точки зрения придерживались Т. Парсонс, П. Блау, Ю. Хабермас, М. Фуко и др. Либо под политической властью понимается деятельность субъектов, направленная на достижение групповых интересов за счет использования ресурсов и политических институтов. Данная позиция обоснована М. Вебером, Г. Лассуэллом. Российский политолог А.И. Соловьев предлагает следующее определение: политическая власть – это система нормативно закрепленных общественных отношений, в которой доминирующая группа использует государственные институты для распределения общественных ресурсов в своих интересах. Таким образом, политическая власть рассматривается как совокупность взаимоотношений по поводу распределения (обмена) ресурсов с использованием институтов государственной власти. С подходом А.И. Соловьева сочетается подход В.Г. Ледяева, который предложил определять понятие «политическая власть», отталкиваясь из определения «политики» – любые проблемы, наделенные статусом политических, порождают политическую власть.

Исходя из вышеуказанной связи власти и политики, можно дать следующие определение политической власти.

Политическая власть – это способность, возможность, право субъекта, опираясь на различные ресурсы, в том числе государственные ресурсы, осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ, оказывающее существенное воздействие на большие группы людей и затрагивающее жизненно важные интересы социальных групп.

Как государство является ядром политической системы, так государственная власть считается ядром политической власти. Государственная власть обладает рядом только ей присущих признаков, связанных с признаками государства как политического института:

· монополия на законное использование силы и принуждения в территориальных границах государства. Использование силы и принуждения негосударственными субъектами расценивается как противозаконное и подлежит наказанию;

· обязательность решений органов государственной власти для всех жителей государства. Решения авторитетных и обладающих значительными ресурсами негосударственных субъектов могут быть объявлены незаконными и отменены;

· публичность государственной власти означает право государственных субъектов выносить свои решения от имени всего общества и адресовать их всем жителям страны. Негосударственные субъекты выносят решения от своего имени и не могут претендовать на выражение мнения всего общества;

· широкий набор ресурсов государственной власти, применяемый для достижения цели. Негосударственные субъекты, взятые сами по себе, не обладают сравнимым с государством объемом ресурсов или вообще лишены возможности на законном основании использовать определенные типы ресурсов;

· единый центр принятия решений, интегрирующий различные уровни государственной власти в единую вертикаль. Негосударственные субъекты власти не обладают подобной высокой степенью централизации и соподчинения низших уровней высшим уровням иерархии.

Субъектами политической и государственной власти могут быть: государство в целом (это особенно ярко проявляется во внешней политике), политические институты (законодательные, исполнительные, судебные, партии), политические элиты (небольшие группы, оказывающие решающее влияние на принятие решений), политические лидеры (государственные и негосударственные).

В качестве объектов политической власти выступают отдельные индивиды, социальные группы, население страны.

 В политической науке существуют два подхода к определению, кто конкретно осуществляет власть. Первый подход утверждает, что, в конечном счете, власть реализует определенный индивид. За властным действием стоит воля и интересы лидера, руководителя, который при этом учитывает мнение своего окружения. Второй подход уделяет основное внимание не воле и интересам индивида, а социальному статусу и ресурсному потенциалу индивида как элемента общественной системы. Властное действие изначально заложено в функцию статуса и роли, индивид осуществляет его по закону системы. Э. Гидденс предложил синтетический подход, который объединяет активного субъекта и систему социальных статусов: социальная структура не существует без действий индивидов, сами действия создают социальную структуру и роли. Таким образом, получается, что непосредственно властные отношения реализуются конкретным индивидом в им самим создаваемой системе социальных ролей. Объект власти становится таковым в момент взаимодействия с субъектом и исполнения социальной роли подчиненного.

Субъектами политической власти могут быть также отдельные индивиды и коллективы людей (группы, элиты, партии, организации). При коллективном осуществлении власти необходимы согласованные действия субъектов. Малочисленные группы осуществляют власть над гораздо более многочисленными группами благодаря наличию ресурсов, организации и координации действий.

 Наряду с политической властью (государственной властью в узком понимании) в обществе существуют другие виды власти. Наиболее часто в зависимости от основного ресурса и сферы функционирования выделяют экономическую, социальную, культурную власть. Их определения можно вывести из общего определения власти, ограничив сферу распространения конкретной предметной областью. Так, экономическая власть предполагает право, способность и возможность на основе обладания экономическими ресурсами, осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ в процессе хозяйственной деятельности. Социальная и культурная власть – это право, способность и возможность на основе обладания социальными и культурными ресурсами, осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ в социальной и культурной сфере.

Таким образом, каждой сфере жизни общества соответствует свой тип власти, базирующийся на определенных ресурсах. Как сферы общественной жизни взаимосвязаны и тесно переплетены друг с другом, так и разные виды власти дополняют, перекрывают, переходят друг в друга. В истории политической мысли существовали концепции, которые выделяли доминирующие типы власти. Марксисты отдавали приоритет экономической власти, сторонники цивилизационного подхода А. Тойнби ставили на первое место культурную власть, М. Вебер подчеркивал важность социальной власти.

На протяжении истории наблюдается эффект накопления власти (кумулятивный эффект), когда обладание одним видом власти дает возможность приобрести другой вид власти. В частности, это проявляется в активном влиянии субъектов экономической власти на политику, и значительном воздействии субъектов политической власти на экономику. При этом возникает проблема соблюдения баланса во взаимоотношениях разных видов власти, поскольку они «говорят на разных языках». Политическая власть далеко не всегда ориентирована на прибыль и эффективность производства, а экономическая власть, как правило, не рассчитана на достижение общего блага и предотвращение конфликтов различных социальных групп.

Можно классифицировать типы власти по следующим критериям:

· в зависимости от масштаба деятельности субъектов властных отношений: международная, национальная, региональная, местная;

· в зависимости от типа социальных институтов: государственная, партийная, церковная, профсоюзная, семейная;

· в зависимости от функции в государственном устройстве: исполнительная, законодательная, судебная.

Под источниками власти понимаются «первопричины», обеспечивающие отношения господства-подчинения. К ним относят авторитет политического лидера, силу (прежде всего, военную), нормы закона, экономические блага (богатство), выдающие качества (харизма), интерес (в форме принятия идеологии). К источникам власти можно отнести научные и сакральные знания, которыми обладают субъекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: