Помощь родственникам и друзьям, переживающим потерю

Если больной с неизлечимым заболеванием находится дома, то заботы о нем большей частью ложатся на плечи членов семьи. Они должны быть подготовлены выбирать и готовить подходящую больному пищу, вводить анальгетики и другие необходимые лекарственные средства, решать специфические медицинские проблемы (например, уход за больным с недержанием мочи и кала).

Одна из главных целей паллиативного лечения - поддержка родственников и друзей больного, переживающих потерю. Поскольку период утраты жизни включает в себя не только болезнь, но и смерть, помощь в виде психологической поддержки должна быть направлена на родственников, переживающих и понесших потерю.

Поддержка семьи и близких по уходу за умирающим больным предусматривает помощь в следующих видах.

Практическое обучение в выработке полезных навыков (например, по уходу за больным дома, его перекладывании и переворачивании, соблюдении правил личной гигиены). Такую поддержку может оказать лечащий врач, участковая медицинская сестра, социальные работники или представители служб социального обеспечения.

Направление отдельных больных в поздней стадии заболевания в медицинские учреждения однодневного пребывания, позволяющие отдохнуть членам семьи больного и его друзьям. Это могут быть хосписы, отделения паллиативного лечения больниц или дома для престарелых.

Как и пациенту, семье, как правило, сразу не сообщается вся правда о возможной потере, так как родным и близким тоже нужно время, чтобы узнать о болезни и постепенно перейти к осознанию предстоящей потери. При этом у родственников часто появляется чувство вины перед умирающим, им кажется, что они виноваты в том, что болезнь неизлечима и протекает так тяжело. В то же время они могут испытывать чувство злости, гнева или агрессии по отношению к медицинским работникам. Нужно объяснить родственникам, что от них в равной степени, как и от медицинских работников, зависит степень надежды пациента на поддержание необходимого качества жизни, что поддержать эту надежду удастся, если он будет видеть, что они его ценят как личность и их взаимоотношения обоюдны. Для пациентов близких к смерти надежда замыкается на том, что они его не бросят и останутся с ним до конца.

Посещая умирающих и помогая их семьям пережить потерю, нужно оказывать им поддержку во всех случаях. Необходимо определить, кому именно требуется наибольшая поддержка. Человеком, наиболее близким умирающему, может оказаться не ближайший и даже вообще не родственник. В таких случаях следует считаться с неформальными отношениями больного. При этом никогда нельзя употреблять фразу: «Это все, что мы можем сделать для вас». Нужно помнить, что эта фраза и для пациента и для его родственников означает состояние бездушности. Необходимо объяснить членам семьи, что если умирающий находится без сознания, он в состоянии слышать и ощущать прикосновение. Поэтому тихий разговор с ним, поглаживание по руке помогут ему пережить потерю жизни.

Хоспис

Это особая медико-социальная служба, оказывающая квалифицированную помощь безнадежно больным и умирающим. В переводе с английского это странноприимный дом, дом для странников. Первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым проходили основные маршруты христианских паломников. Они не были созданы для ухода за умирающими, однако, без сомнения, пациенты там были окружены заботой и вниманием. Латинское слово hospes (гостя), этимологически не связанное со смертью, в более поздние периоды получило ряд значений, соответствующих задачам сегодняшнего хосписа. Первое употребление слова хоспис в применении к уходу за умирающими появилось лишь в 19 веке. В России первый хоспис появился в 1990 году в Санкт-Петербурге по инициативе В. Зорза - английского журналиста и активиста хоспиского движения.

Основу хосписной службы составляют положения:

• смерть - естественный процесс, который нельзя ускорить и тормозить;

• паллиативная помощь создает не условия для легкой смерти, а обеспечивает качество жизни контролем за тягостными симптомами;

• сотрудничество и коммуникация позволяет динамически эффективно осуществлять паллиативную помощь;

• поддержка больного осуществляется персоналом хосписа в единой команде с родственниками и близкими больного;

• компетентность сотрудников хосписа является основой доверия пациента;

• рабочее время персонала хосписа принадлежит больному;

• осмысленность страдания лишает его остроты и делает психологически переносимым.

В основу работы хосписа положены открытость разнообразному опыту, научная тщательность и забота о личности. К желаниям пациента в хосписе относятся внимательно, помня об обычае, сложившимся у людей: исполнять «последнее желание» умирающего, каким бы оно ни было. Его исполнение в хосписе обязательно. Привычные критерии оценки работы медицинского учреждения, складывающееся из оборота койки, количества манипуляций, исследований, операций и других показателей здесь применить нельзя.

Важным вопросом является отношение общества и уходящих из жизни пациентов к использованию наркотиков и их дозам. Тотальная боль у уходящих из жизни больных на 80% состоит из психологического компонента. Облегчая боль вниманием, профессионализмом, милосердием и заботой, удается резко снизить дозу наркотиков, вплоть до полного их исключения или отсрочки назначения. Когда же они действительно необходимы, то в хосписах они применяются не в запретительных «бабаяновских», а профилактических дозах с использованием пероральных наркотических препаратов пролонгированного действия (таких, например, как МSТâ) с использованием метода хронтерапии.

Глава 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: