Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение отрасли права.

2. В чем заключается особенность предмета отрасли конституционного права?

3. Назовите основные методы правового регулирования в конституционном праве.

4. Назовите специфические особенности конституционно-правовых норм.

5. Составьте схему основных конституционно-право­вых институтов и покажите их взаимосвязь.

6. Изобразите схематически систему источников конституционного права.

7. В чем заключается сущность юридического содержания конституционно-правовых отношений?

8. Составьте схему субъектов и объектов конституционно-правовых отношений.

9. Какие меры юридической ответственности предусмотрены в конституционном праве?

 

Тема 2. Конституция Российской Федерации

— основной закон государства

 

Учебные цели: усвоение понятия Конституции Российской Федерации как основного закона государства, ее юридических свойств.

 

План

2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.

2.2.Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации.

 

2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации

 12 декабря 1993 г.

Термин конституция происходит от латинского constitutio — установление. В Древнем Риме конституциями назывались императорские указы, а в средневековье — акты о феодальных вольностях.

Первые представления о конституции как основном законе государства были разработаны Аристотелем и другими учеными Древнего мира. Они касались в основном вопросов рационального устройства государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости.

В соответствии с современным понятием, конституция — это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Она учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

Это понятие связано с буржуазными революциями ХVII–ХVIII вв. Буржуазия в борьбе с феодализмом добивалась ограничения королевской власти парламентом и установления равенства всех граждан. В ходе Английской буржуазной революции под руководством О. Кромвеля в 1649 г. английский король Карл I был низложен и казнен «как тиран, изменник, убийца и враг государства». В 1653 г. был принят первый акт конституционного типа — «Формы правления государством Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими», или «Орудие управления», но через пять лет этот акт был отменен, а О. Кромвель был казнен. В 1660 г. была реставрирована монархия, королем стал Карл II, а в Англии до нынешних дней нет конституции в узком смысле слова.

Первая конституция, действующая до нынешних дней, была принята в США в 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в принявшем конституцию Конвенте — рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии.

 
В ХIХ в. конституции были приняты практически во всех странах Европы, кроме России, а в ХХ в. конституции были приняты в абсолютном большинстве государств.

Различают понятие конституции в узком и широком смысле слова. В узком смысле конституция — это основной закон государства, а в широком — это система правовых актов и норм, закрепляющих правовое положение личности в обществе и характер органов, осуществляющих государственную власть. С этих позиций каждое государство имеет конституцию. В широком смысле слова можно говорить о конституциях даже рабовладельческих и феодальных государств.

 
Существует ряд требований к конституционным актам, претендующим называться конституцией. Общепризнанные принципы конституционализма: разделение властей; осуществление законодательной власти парламентом; определение парламентом государственных доходов и расходов; ответственность и подотчетность исполнительной власти перед парламентом; верховенство законов; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; формальное равенство всех граждан перед судом и законом.

Конституции, как правило, выполняют следующие функции: учредительную — закрепление новых общественных отношений или создание предпосылок для их появления; организаторскую — стимулирование политической активности государственных органов, общественных объединений, всех граждан на решение новых задач, поставленных основным законом; внешнеполитическую — создание правовой основы участия государства в международных интеграционных процессах; идеологическую — утверждение идеологического многообразия (конституция является выражением определенной идеологии, направленной на закрепление новых общественных отношений); юридическую — конституция становится основой вновь создаваемой правовой системы и нового правопорядка в стране, дает импульс развитию нового законодательства и, обладая прямым действием, сама регулирует общественные отношения. К числу важнейших функций конституции относятся также закрепление преемственности государственности, воспрепятствование территориальному распаду государства, сохранение его суверенности.

На волне перестройки в бывших союзных республиках СССР на рубеже 80–90-х гг. начинают активизироваться националистические силы, и в противовес этому в Российской Федерации провозглашается Декларация о суверенитете РСФСР, учреждается пост Президента России. Вопреки воле народа, который на референдуме в марте 1991 г. однозначно высказался за сохранение СССР, на встрече трех руководителей республик России, Украины и Белоруссии в декабре 1991 г. СССР был ликвидирован.

Еще раньше, 12 июня 1990 г., на I Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия во главе с Б. Н. Ельциным. В работу над проектом конституции включились практически все политические партии и движения. Однако ни один проект не удовлетворил Ельцина, поэтому в июне 1993 г. было созвано Конституционное совещание, но и проект Конституционного совещания не устроил Президента.

В результате 21 сентября 1993 г. издается Указ Президента Российской Федерации № 1400 «О поэтапной конституционной реформе»[1], фактически отменявший Конституцию РСФСР 1978 г. Были распущены советы народных депутатов всех уровней. Верховный Совет, не подчинившийся этому указу, был расстрелян из танков, а депутаты Верховного Совета, выступившие в защиту Конституции РСФСР, заключены в тюрьму. Антипрезидентские выступления 3–4 октября были подавлены армией. Была запрещена деятельность многих политических партий, запрещен выпуск оппозиционных газет.

В этих условиях было объявлено, что 12 декабря 1993 г. состоится референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации, проект которой был предложен самим Ельциным. Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 187 755 избирателей (54,8 %). За принятие Конституции Российской Федерации проголосовали 32 937 630, или 58,4 %, избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, Конституция Российской Федерации была принята, а конституционный кризис в Российской Федерации был преодолен.

2.2. Юридические свойства Конституции
Российской Федерации

Современные конституции, как правило, принимаются народом или от имени народа. Поскольку народ в демократическом обществе является носителем суверенитета и единственным источником власти, он обладает и учредительной властью. Отсюда исходит учредительный характер Конституции Российской Федерации. Ее предписания выступают в качестве первоосновы, для них не существует никаких правовых ограничений. Конституция затрагивает все сферы общественной жизни, но регулирует в них лишь базовые основы общественных отношений.

Конституция является основным законом государства и обладает всеми чертами закона: общеобязательностью содержащихся в ней норм права; неконкретностью адресата правовых норм; независимостью действия норм от их исполнения; обеспечением действия правовых норм принудительной силой государства.

В то же время в качестве основного закона государства Конституция обладает специфическими признаками (свойствами), такими, как: юридическое верховенство Конституции по отношению ко всем иным нормативным правовым актам; Конституция является базой текущего законодательства; прямое, непосредственное действие Конституции; особый порядок принятия и изменения Конституции; система правовой охраны Конституции.

Юридическое верховенство Конституции Российской Федерации закреплено в самой Конституции. Это означает, что никакие другие нормативные правовые акты не могут ей противоречить. Деятельность всех органов власти, граждан и их объединений должна соответствовать принципам и нормам, заложенным в Конституции.

Являясь ядром правовой системы Российской Федерации, Конституция служит юридическим источником всех правовых норм, применяемых в государстве. Конституция устанавливает, какие правовые акты принимают различные органы власти, их наименование, юридическую силу, порядок принятия правовых актов. В Конституции даются прямые указания на необходимость принятия соответствующих федеральных законов, что привело к радикальному изменению и обновлению текущего законодательства в стране.

Прямое, непосредственное действие Конституции Российской Федерации относится в первую очередь к правам и свободам человека. Права и свободы действуют независимо от того, принят ли закон, определяющий порядок реализации данного права.

В целях стабилизации конституционного строя в Российской Федерации предусмотрена специальная система правовой охраны Конституции. В самой Конституции Российской Федерации записан ряд положений по ее правовой охране:

¾ все органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, а законы и иные нормативные акты в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации;

¾ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя;

¾ важнейшая роль в укреплении конституционной законности отводится Президенту Российской Федерации, который является гарантом Конституции Российской Федерации, а в тексте его присяги подчеркивается, что Президент клянется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации;

¾ парламентский контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации осуществляют обе палаты Федерального Собрания;

¾ осуществлять меры по соблюдению законности в стране обязано Правительство Российской Федерации;

¾ Конституционный Суд Российской Федерации призван рассматривать по запросам дела о соответствии Конституции Российской Федерации всех нормативных актов, и только он имеет право официального толкования Конституции;

¾ обеспечивать законность в стране призваны все органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий;

¾ положения о защите Конституции и конституционного строя внесены в тексты присяги всех военнослужащих и служащих правоохранительных органов.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию и законы, защищать Отечество, уважать конституционные права других граждан, подчиняться правовым актам и судебным решениям, кроме того, граждане Российской Федерации имеют право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушения их конституционных прав и свобод.

2.3. Порядок принятия и пересмотра
Конституции Российской Федерации

 
Конституция, являясь основным законом, требует специфического порядка ее принятия. В различных зарубежных странах возможны различные варианты принятия конституции: парламентом; специальным органом — Конституционным Собранием (или Учредительным); на всенародном референдуме; другие промежуточные формы. В некоторых странах конституции были дарованы народу правившими монархами.

 
В российской истории можно проследить все отмеченные порядки. Были несостоявшиеся попытки дарования народу конституции монархами. В 1917 г. Временным правительством была предпринята попытка принятия конституции Учредительным собранием. Все советские конституции были приняты либо съездами депутатов, либо Верховным Советом (парламентом). Ныне действующая Конституция принята на референдуме, а в Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность созыва Конституционного Собрания.

В целях повышения стабильности развития общества в Конституции Российской Федерации предусмотрен усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа парламентариев численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Порядок пересмотра 1, 2, 9-й глав Конституции Российской Федерации:

¾ эти главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

¾ предложение о поправке этих глав должно быть поддержано тремя пятыми состава Государственной Думы и Совета Федерации;

¾

 
после этого созывается Конституционное Собрание, которое также не может пересмотреть Конституцию Российской Федерации, но оно вправе разработать новый проект Конституции, который принимается двумя третями голосов Конституционного Собрания или всенародным голосованием (более 50 % голосов избирателей).

Внесение поправок к главам 38 Конституции Российской Федерации осуществляется в порядке принятия федерального конституционного закона, предложение должно быть одобрено:

¾ двумя третями депутатов Государственной Думы;

¾ тремя четвертями членов Совета Федерации;

¾ органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации;

В окончательном виде закон подписывается Президентом Российской Федерации.

 
Процесс рассмотрения закона в субъектах Российской Федерации контролируется Советом Федерации, и должен завершиться не позднее одного года со дня принятия закона. Кроме того, действия Совета Федерации могут быть оспорены в Конституционном Суде.

Измененияв ст. 65Конституции Российской Федерациивносятся на основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Рос. газ. от 20 декабря 2001 г.). В соответствии с этим законом иностранное государство или его часть могут быть приняты в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта.  В таком порядке в состав РФ в марте 2014 г была принята Республика Крым, и образованы 2 новых субъекта РФ – Республика Крым и ГФЗ Севастополь.



Образование нового субъекта может произойти также путем объединения двух и более существующих субъектов. В 2005 – 2008 гг. в результате объединения отдельных субъектов РФ были образованы Пермский, Камчатский и Забайкальский края, их наименования были внесены в статью 65 Конституции РФ на основании федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов РФ. (Красноярский край и Иркутская область сохранили свои прежние наименования).

Изменения статьи 65 могут произойти также в связи с изменением конституционно-правового статуса субъекта. Однако закона об изменении статуса субъекта пока нет.

 
Часть 2 ст. 137 Конституции предусматривает внесение изменения в ст. 65 в случае изменения наименования субъекта. Согласно постановлению Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации», Рос. газ. от 14 декабря 1995 г.), субъект самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования, которое вносится в ст. 65 указом Президента Российской Федерации. Например, указами Президента Российской Федерации в 1996, 2001, 2003 гг. в ст. 65 Конституции Российской Федерации были внесены измененные наименования субъектов Российской Федерации: Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Калмыкия, Чувашская республика, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

 

*

* *

 

Таким образом, являясь ядром правовой системы Российской Федерации, Конституция служит юридическим источником всех правовых норм, применяемых в государстве. Граждане Российской Федерации, а также все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: