И. Стравинский, Балет «Аполлон Мусагет»

Балет написан в 1927 - 1928 годах в парижский период жизни и творчества Стравинского. Премьера состоялась в 1928 году, в парижском театре С. Бернар. Антреприза С. Дягилева. Хореография Дж. Баланчина.

Балет без интриги и традиционного сюжета. «Аполлон - водитель муз, внушающий каждой из них её искусство».

Действие развёртывается согласно этой схеме. В балете фигурируют только три музы из девяти (Каллиопа, Полигимния и Терпсихора). Колорит Древней Греции условен.

Оркестр состоит только из струнных (16 скрипок, 6 альтов, 8 виолончелей,

4 контрабаса). По словам Стравинского, он увлёкся в «Аполлоне» певучей

трактовкой струнных, пластикой итальянского мелоса. Автор сознательно возвращает протяжную мелодию, почти утерянную во многих его прежних сочинениях, основанных на попевочном методе.

«Аполлон» - самый крупный шаг в направлении полифонического стиля протяжённых мелодических линий, характерного для почерка композитора в 20-е годы.

В основе балета - неоклассический принцип стилизации. В «Аполлоне» -это воплощение «романского духа», стремление воспроизвести специфику национального «французского вкуса» с его культом ясности, упорядоченности, стильности.

Игровое начало, характерное для Стравинского, в «романском» преломлении приобретает утончённость, аристократизм, элегантность. Здесь проявляется тенденция к стилизованной простоте, изысканной лирике музыки в духе Люлли. Гуно, Пуни, Минкуса, Делиба. Стравинский имитирует их музыкальный материал, используя метод коллажа. Композитор обращается также к конструктивным особенностям старинного балета сюитного типа (пролог, вариации, раs d`action, pa de deux, апофеоз). Трехчастный пролог с грандиозным центральным Аllegro, обрамленным медленными эпизодами - современное претворение прологов Люлли.

В вариациях Каллиопы интересно воспроизведен метрический размер александрийского стиха Буало. Этим вариациям автор предпосылает в качестве эпиграфа строки из «Поэтики» Буало. Эта двенадцатислоговая строчка с цезурой после шестой определяет метрику мелодии (9/8 и 3/4) средней части всего номера, включая скрипичные каденции. Почти во всех частях господствует ямбический размер («угрожаемое в ямбах» - по словам автора), лишь в раs d`action он замаскирован. Этот

классический мелос нарочито нейтрален и свободен от каких-либо национальных влияний.

Реминисценции мотивов старинных классических придворных балетов Стравинский совмещает с «новым синтаксисом», стремится обновить классические интонационные формы. Беря за основу старую схему вариаций эпохи Люлли, он модернизирует её введением переменных метров, изменяет гармонический склад аккомпанемента, избегает традиционные тонико-доминантовые формулы, создаёт модернизированную линеарную графику.

Композитор избегает «квадратности», перемещает и видоизменяет трафаретные кадансовые обороты, разбивает метрическую монотонность включением тактов различной длительности, искусно сплетает и сталкивает голоса. В коде (танце четырёх) неожиданно возникают синкопированные ритмы, напоминающие джазовую музыку. Опираясь на традиционную, чётко классическую структуру сюиты, автор в то же время не воспроизводит общую трёхчастную композицию классического балета, ограничиваясь одноактным спектаклем, длящимся около тридцати минут.

Семинар

1.           Устные вопросы по материалу лекций;
натурализм в литературе;
характерные особенности музыки веристов;
прием «сцена-^гсцене» в «Паяцах» Леонкавалло;
фовизм в литературе;

выразительные средства музыки фовистов; музыкальный язык «Весны священной» И. Стравинского,

2. Письменные вопросы по материалу лекций: перечислить фамилии писателей-натуралистов и веристов; лейтмотивы в «Паяцах» Леонкавалло, особенности живописи фовистов; фамилии композиторов-веристов; фамилии художников и композиторов-фовнстов.

3. Устные вопросы по дополнительному материалу: круг жанров в творчестве И,Стравинского н К.Орфа; черты личности К.Орфа.

4. Письменные вопросы по дополнительному материалу: оперы Пуччини (названия);

приметы фовизма в других произведениях ИСтравинского, Б.Бартока, К.Орфа.

5.           Музыка викторины:
ДяШуччини - «Болема», «Тоска»
Р. Леонкавалло - «Паяцы»
И. Стравинский - «Весна священная»
С.Прокофьев - «Скифская сюита»
М-Равель - «Вакханалия» из балета «Дафнис и Хлоя»
КБарток - «Варварское аолегро»

•   К.Орф - сцены из балета «Кармина Бурана»

Семинар

1. Письменная работа (сочинение додекафонной пьесы)

2. Устные вопросы по материалу лекций;

 

• разновидности додекафонии;

• стохастическая музыка; Я пуантилизм.

3. Устные вопросы по самостоятельно изученному материалу:

• этапы творческой эволюции Шенберга; 8 философские взгляды Веберна и их отражение в музыке;

• связь музыки Веберна с японскими трехстишиями хокку.

4. Список произведений, вынесенных на музыкальную викторину: А.Веберн,
Вариации ор. 27 для фортепиано А.Веберн, 5 пьес для оркестра ор. 10 С.Губайдулина,
«Угуегйе-поп-У^уегЛе» А.Шенберг, Сюита для фортепиано ор. 25,

«Уцелевший из Варшавы» Я,Ксенакис, «Пнтопракта»

Семинар (в форме беседы) по темам "Экспрессионизм" и "Неоклассицизм" Вопросы для совместного обсуждения:

1. История возникновения неоклассицизма,

2. Почему экспрессионизм и неоклассицизм в конце XX века продолжают функционировать?

3. Жанры современного кино и их связь с экспрессионизмом и неоклассицизмом.

4. В чём проявляются экспрессионистские черты характеров героев в опере А= Берга " Воццек "?

5. В чём сказываются особенности концепции неоклассицизма и - соответственно - неоклассические тенденции в отражении характеров героев в опере-оратории И. Стравинского "Царь Эдип"? 1 6. В чём сходство экспрессионизма и сюрреализма? 7. Почему Третья симфония А. Онеггера названа "Литургической" *-8. История создания симфонии П. Хиндемита " Художник Матисс" 9. Классические жанры и формы, использованные в симфонии "Художник Матисс", Произведения. вынесенные на музыкальную викторину:

6. А. Берг - " Воццек " С.

Прокофьев - Симфония N 1 Ф. Пуленк - " Утренняя серенада " А. Шёнберг -" Свидетель из Варшавы " А. Онеггер - "Литургическая симфония " А. Берг -Скрипичный концерт

Семинар

1. Устные вопросы по материалу лекций: •   деструктивная тенденция

 

в искусстве: откуда она берет начало н к каким

направлениям во второй половине века приводит;

• истоки конкретной музыки и ее разновидности;

• литературные манифесты футуризма;

• живописная техника кубистов;

• характерные особенности живописи дадаистов и ее связь с новейшими тенденциями второй половины века;

• манифест дадаизма;

• выразительные средства литературного футуризма.

2, Письменные вопросы по материалу лекций:
И перечислить итальянских художников-футуристов;

•   объяснить значение терминов; футуризм, дадаизм, кубизм, р*Вдн-мейд,
(_/

бодн-арт, хэппенинг;

• перечислить фамилии композиторов-дадаистов;

• представители кубизма в литературе и живописи.

3. Произведения, вынесенные на музыкальную викторину:
Э.Денисов - «Пение птиц»
О.Респиги - «Пинии Яннкульского холма» («Пинии Рима») А.Онеггер -

«Паснфик-231» Ж.Орик - «Прощай, Нью-Йорк» Э.Сатн - «Джек в коробке» К.Пендерецкнй - «Флуоресценции»

Контрольный урок

(в конце четвертого семестра)

1. Стилевая викторина по музыке.

2. Стилевая викторина по литературе.

3. Стилевач викторина по живописи.

4. Кроссворд, включающий в себя фамилии н термины.

5.

6.

7. Предлагается ряд фрагментов из музыкальных произведений разных стилей, а также фрагменты стихотворений и несколько репродукций для

определения ведущих стилевых линий в искусстве XX века. Зачёт суммирует знания учащихся и позволяет определить степень их ориентации в пёстрой стилевой панораме современного искусства, а также вполне конкретные знания, касающиеся терминологии и принадлежности того или иного художника к определённому течению, также конкретные знания музыкальной литературы.

Список литературы:

Изобразительное искусство

Л. Бакст. Живопись. Графика. Театрально - декорационное искусство. - М.:

Изобразительное искусство, 1992,

В. Кандинский. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. Л. Коротыша. К. Малевич, П. Филонов и современность. Л.: Знание, 1991. И. Лукшин. " Говорить о мистерии на языке мистерии " (Эстетическая

концепция и творчество В.В. Кандинского). - М.: Знание, 1991, Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях.

Автор-составитель А. Д. Сарабьянов, М,: Советский художник,

1992. Д. Сарабьянов. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт

сравнительного исследования. - М.: Советский художник, 1980. Марк Шагал (Альбом. Автор вступительной статьи А. Д. Сарабьянов) - М.:

Изобразительное искусство, 1992.

А. Костеневич, Н, Семёнова. Матисс в России, - М.: Авангард, 1993. Сальвадор Дали.: Живопись, скульптура, графика. Автор-составитель Е.

Завадская, - М,; Изобразительное искусство, 1992. С. Дали. Дневник одного гения. - М.: Искусство, 1991. Б. Зингерман, Парижская школа: Пикассо, Модильяни, Сутин, Шагач, - М,;

ТПФ "Союзтеатр". Всесоюзный молодёжный книжный центр,

1993.

О. Кочик. Мир Гогена. - М.: Искусство, 1991.

А. Рожин. Сальвадор Дали: миф и реальность. - М.: Республика, 1992. А. Перрюшо. Жизнь Сезанна. - М.: Радуга, 1991. А. Перрюшо. Жизнь Сера, - М.: Радуга, 1992. И. С. Куликова Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. Д. Берджер. Гутузо. - М.: Искусство, 1962. А. Перрюшо. Жизнь Ван Гога. - М.: Прогресс, 1973. Р. Стенерсен. ЭдвардМунк. -М.: Искусство, 1972.

Живопись импрессионистов и постимпрессионистов. - Л.: Аврора, 1986. А. Костеневич. От Моне до Пикассо: Французская живопись второй

половины XIX- начала XXвеков в Эрмитаже. Л.: Аврора, 1989. В= Прокофьев.. Постимпрессионизм, - М=: Искусство, 1973= Д. Ревалд. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. - Л.- М.: Искусство,

1962. О. Рейтерсверд. Импрессионисты перед публикой и критикой. М.: Икусство,

1974.

И. Стоун. Жажда жизни. Книга о Ван Гоге. СПб.: Северо-Запад, 1993. А. Чегодаев. Импрессионизм. - М.: Искусство, 1971. А. Перрюшо. Жизнь Гогена. - М.: Радуга, 1989. Р. Русакова. Дега. - М.. Советский художник, 1968. Андре Дерен. (Альбом репродукций). - Л.: Аврора, 1976. Эдуард Мане. (Альбом) - М.: Изобразительное искусство, 1988. А. Перрюшо. Жизнь Мане. - М.: Радуга, 1988. М. Марке. Альбер Марке. - М.: Искусство, 1969. Л. Арагон. Анри Матисс. - М.: Прогресс. 1981.

Матисс. Сборник статей. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. Р. Эсколье. Матисс. - Л.: Искусство. Ленингр. отделение, 1979.

КлодМоне (Альбом репродукций). - М.: Изобразительное искусство, 1973.

Пабло Пикассо (Апьбом репродукций). - Л,; Аврора, 1974.

Пабло Пикассо: 25 шедевров живописи кз музеев Нью-Йорка, Базеля

и Парижа. - Л.: ГЭ, 1990. Ж. Ренуар. Огюст Ренуар. - М.: Исуксство, 1970. А. Перрюшо. Жизнь Ренуара - М.: Радуга, 1986. Д. Линдсей. Поль Сезанн. - М.: Искусство, 1989. Н. Капитана Поль Синьяк. - Л.: Искусство, Ленннгр, отд-ние, 1976.

А. Перрюшо. Жизнь Тулуз-Лотрека - М.: Радуга, 1990. В. Крючкова. Антиискусство. Теория и практика авангардистских

движений. -М.: Изобразительное искусство, 1985. Ле Корбюзье. Творческий путь. - М., 1970.

Литература, поэзия

В политехническом "Вечер новой поэзии". Стихи участников поэтических вечеров в Политехническом. 1917-1923. Статьи. Манифест. Воспоминания, - М,; Московский рабочий, 1987, Алекакдр Блок. И невозможное возможно. Стихотворения. Поэмы. Театр,

проза (Составитель и автор сопроводительного текста В.ИЕрмилов.) - М.: Молодая гвардия, 1980.

Андрей Белый. Начало века - М.; В/о союзтеатр. СТД СССР, 1990. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX веков. М., 1970. В. Фриче. Западно­европейская литература XX века в ее' главнейших

проявлениях. М., 1926. Ф. Шнллер. История западно-европейской литературы нового времени. М.,

1937.

А. Моруа, Париж. М., 1966.

История Франции. В тре'х томах. Т.2. - М.: Наука, 1973. Антюхина -Московиченко. История Франции. 1870-1918. - М.:

Издательство института международных отношений, 1963. Поль Верлен. Лирика. -М.: Художественная литература, 1969. И. Эренбург. Французские тетради. М., 1964. Шарль Бодлер. Цвэты зла Стихотворения в прозе, Дневники. М,: Высшая

школа, 1987.

Шарль Бодлер, Об искусстве. - М.; Искусство, 1986, Д. Обломиевский. Французский символизм. М., 1973. Импрессионисты, их современник, их соратники. М., 1976. История французской литературы. - М.: Высшая школа, 1987. Л, Кертмая. История культуры стран Европы и Америки. - М.; Высшая

школа, 1987.

А. Пузиков. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. М., 1981. М. Нольман. Шарль Бодлер. Судьба Эстетика Стиль. М., 1979. М. Эйхенгольц. Творческая лаборатория Золя. М., 1940. И. Володина Луиджи Капуана и литературная теория веризма Л., 1975. А. Кирхенштейне. Джовани Верга и литература Италии. Рига. 1965. История немецкой литературы. Т.4. М., 1968.

С. Ромов. От дада к сюрреализму. /Вестник иностранной литературы, 1929. История французской литературы. Т. 4. М., 1963.

О, Вапьцель, Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии. СПб., 1922.

Р. Гаман. Импрессионизм в искусстве и жизни. М., 1935.

Ф. Шиллер, История западно-европейской литературы нового, времени. Т,

3. М., 1938. Гл. 1, 3, 4. Н, Балашов, Гийом Аполлинер и современность-Иностранная литература,

1961. - № 1. Т. Балашова Французская поэзия XX века - М.: Наука, 1982.

Музыка

М. Друскнн. О западно-европейской музыке XX века. - М.: Советский

композитор, 1973.

Ю. Кремлёв. Клод Дебюсси. -М.: Музыка, 1965. С. Яроциньскнй. Дебюсси, импрессионизм н символизм. - М.: Прогресс,

1978.

И. Мартынов. Морис Равель. - М.: Музыка, 1979. А. Алексеев. Французская фортепианная музыка, - М., 1961. А. Алынванг. Произведения Дебюсси и Равеля. - М., 1963. Ю, Крейн. Симфонические произведениям, Равеля, -М.: Музыка, 1962, Морис Равель в зеркале своих писем. - М.: Музыка, 1962. А, Ступель. М, Равель, - Л.; Музыка, 1968, Г. Шнеерсон. Французская музыка XX в. -М.: Музыка, 1964. Г. Цыпнн. М. Равель."- М., 1959.

Л.Дашшевич.ДжакомоПуччини. -М.: Музыка, 1969. И, Нестьев. Джакомо Пуччини. - М.: Музыка, 1966. О. Левашова. Пуччнни и его современники. - М.: Советский композитор,

1980.

Торадзе Г. Руджеро Леонкавалло и его опера "Паяцы". М.: Музыка, 1960. Б. Ярустовский. Очерки по драматургии оперы XX в. - М/. Советский

композитор, 1971. Р. Дюмениль. Современные французские композиторы группы шести. -

Л.: Музыка, 1964.

Г.Филенко. Французская музыка первой половины XXв. - Л.: Музыка, 1979, Л. Кокорева Дариус Мийо. - М.: Советский композитор., 1986. М, Друскнн. Очерки. Статьи, Заметки, - Л,; Советский композитор, 1987. И. Медведева. Франсис Пуленк. -М.: Советский композитор, 1969. Артур Онеггер, О музыкальном искусстве. - Л.; МузыкаД979. Артур Онеггер. Я - композитор. - Л.: Советский композитор, 1963. Е. Сысоева Симфонии А. Онеггера -М.: Музыка, 1975. Э. Журдан-Моранж. Мои друзья музыканты. - М.: Музыка, 1966. Б. Асафьев. О музыке XX века, - Л.: Музыка, 1982, Э. Денисов. Додекафония и проблемы современной композиторской

техники. Музыка и современность. Вып. б. -М,: Музыка, 1969, Р. Лаул. О творческом методе А. Шё'нберга Вопросы теории и эстетики

музыки. Вып. 9. - Л.: Музыка, 1969. С. Павлшшш. Творчество А. Шёнберга Музыка и современность /Вып. 6. -

М.: Музыка, 1969.

Зарубежная музыка XXвека: материалы и документы. - М.: Музыка. 1975. Г. Шнеерсон. Статьи о современной зарубежной музыке, Очерки.

Воспоминания. - М.: Советский композитор, 1974. Антон Веберн, Лекции о музыке, Письма, - М,; Музыка, 1975, В. Холопова, Ю. Холопов. Антон Веберн: жизнь и творчество. - М.:Советский композитор,

1984. Б. Асафьев, " Воццек " Альбана Берга Асафьев Б, Критические статьи н рецензии. -М-Л.: Музыка, 1967. М. Тараканов, Музыкальный театр Альбана Берга, -М.; Советский

композитор, 1976.

М. Черкашнна, " Воццак " А. Берга, /Музыкальный современник. Вып. 2. -

М.: Советский композитор, 1977. О. Леонтьева, Карл Орф. - М.: Музыка, 1964. Т. Левая, О. Леонтьева. Пауль Хиндемит. -М.: Музыка, 1974. И. Нестьев. БелаБарток. -М,: Музыка, 1969.

А. Ивашкин. Кшиштоф Пендерецкий. - М.: Советский композитор, 1983. О. Леонтьева, Д. Житомирский. К. Мяло. Западно-европейский

музыкальный авангард после второй мировой войны. - М.:

Советский композитор, 1989.

Ц. Когоутек. Техника композиций в музыке XX века - М.: Музыка, 1976. Н. Шахназарова, Авангард в современной западной музыке. Современное

западное искусство. (Театр. Кино. Живопись. Музыка). - М.:

Наука, 1971, *

Б. Асафьев. Книга о Стравинском. - Л.: Музыка, 1977. Игорь Стравинский. Статьи. Воспоминания, - М,; Советский композитор,

1985.

И. Стравинский. Диалоги. - Л.: Музыка, 1971, И. Стравинский. Хроника моей жизни. - Л.: Музыка, 1967. М. Друскин. Игорь Стравинский. - Л,: Советский композитор, 1979. И. Вершинина. Ранние балеты Стравинского. - М.: Музыка, 1967. Д. Житомирский. К истории музыкального классицизма XX в. Западное

искусство. XX век. - М: Музыка, 1978. Б. Ярустовский. Игорь Стравинский. - М.: Советский композитор, 1969.


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: