Педагогов дополнительного образования детей

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Орион»

Виды методической продукции

Педагогов дополнительного образования детей

Составитель:

Рубен П.Н.,

Зав. методическим отделом

 

Новокузнецк, 2010

Виды методической продукции

педагогов дополнительного образования детей

 

(по материалам семинара КРИПКиПРО «Конкурсное движение» и курсов «Создание электронных обучающих систем учебного назначения», «Рекомендаций по подготовке материалов эколого-биологической направленности» О.П. Ханаевой)

Информационно-образовательный продукт

1 группа – учебно-программные издания. Разновидности: учебный план, тематический план, календарно-тематический план, учебная программа, учебная программа элективного курса, программа практики.

2 группа – учебно-теоретические издания: учебник, учебное пособие.

3 группа – учебно-практические издания – систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в удобной для обучения и усвоения форме. Задачник, сборник упражнений, рабочая тетрадь, практикум, хрестоматия, сборники тестовых заданий.

4 группа – учебно-методические издания. Издания, содержащие систематизированные материалы по методике обучения или самостоятельного изучения учебного материала. Методические рекомендации, методические разработки, методические пособия, учебно-методический комплект.

 

Методические рекомендации раскрывают порядок, логику и специфику какой-либо темы, проведения занятия с целью распространения наиболее эффективных, рациональных вариантов, образцов действий, применительно к конкретному виду деятельности. Обязательно – включение конкретных примеров, описывающих данную методику на практике. Не столько описание последовательности действий, сколько на раскрытие содержания.

Структура:

1. Обложка, титульный лист.

2. Содержание работы.

3. Введение.

4. Основная часть (общие методические рекомендации по изучению курса).

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения.

Вступительная часть – объяснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа.

Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и показа передовых технологий, которыми пользуются руководители, педагоги дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.

Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.

Список использованной и рекомендуемой литературы. В конце работы в алфавитном порядке дается список литературы с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий объединений обучающихся и т.д.).

 

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам учреждений дополнительного образования в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.

При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; изложить конкретные рекомендации о том, какими передовыми технологиями надо пользоваться, чтобы улучшить состояние определенного участка работы в отделе, учреждении, в объединениях. Если речь идет об обобщении положительного опыта, необходимо раскрыть, какими методическими проблемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе в объединениях обучающихся или в учреждении в целом.

Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:

1. Выбор актуальной темы.

2. Изучение литературы по избранной теме.

3. Составление плана.

4. Накопление фактического материала.

5. Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.

6. Распределение содержания работы по разделам.

 

Методическая разработка содержит логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия или занятия. Характеристика поставленных педагогом целей, средств достижения целей, методические советы. Характеристика поставленных педагогом целей, средств достижения целей, методические советы.

Структура:

1. Обложка, титульный лист.

2. Содержание работы.

3. Введение.

4. Основная часть (описание хода проведения мероприятия или занятия).

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения.

Также может использоваться следующая схема:

1. Название разработки.

2. Название и форма проведения мероприятия.

3. Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществление.

4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, лозунгов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

5. Методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений).

6. Сценарный план, ход проведения мероприятия.

7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части, ссылки на авторов и название источников с указанием страниц.

8. Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

9. Методические советы на период ближайшего последствия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

10. Список литературы.

11. Автор разработки, должность, место работы.

Оформление выходных сведений. Оглавление.

Основными элементами выходных сведений являются: сведения об авторах и других лицах, участвовавших в подготовке издания (составителях, художниках, рецензентах и др); заглавие (название) издания; надзаголовочные данные (включают сведения о наименовании организации, от имени которой выпускается издание); подзаголовочные данные (сведения, поясняющие заглавие; сведения об утверждении издания в качестве методических рекомендаций или методической разработки, имя составителя, ответственного (научного) редактора; сведения о редколлегии; выходные данные, включающие в себя место выпуска издания, имя издателя (название издательства), год выпуска издания (обозначается арабскими цифрами без слова «год» или сокращения «г».).

В выходных сведениях при необходимости могут быть указаны также классификационные индексы, международные стандартные номера, знак охраны авторского права(О).

Примечание: на стадии подготовки к печати целесообразно указать также выпускные данные: номер лицензии на издательскую деятельность, дату ее выдачи; дату сдачи в набор и подписание в печать; вид, номер, формат бумаги и долю листа; гарнитуру шрифта; вид печати; объем издания в печатных листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; адрес издателя и полиграфического предприятия.

Выходные сведения размещаются на титульном листе (надзаголовочные сведения, сведения об авторе, заглавие (название), подзаголовочные данные, выходные данные), первой, последней страницах издания или концевой полосе. При отсутствии титульного листа выходные сведения располагаются на первой странице обложки.

Выпускные данные могут быть размещены не только в конце издания, но и в нижней части оборота титульного листа (второй страницы) после знака охраны авторского права.

На обороте титульного листа могут быть приведены сведения об утверждении пособия (кем утверждено, дата утверждения, номер протокола и т.д.), а так же сведения о рецензентах. Целесообразно также дать краткую аннотацию пособия, которая помещается в средней части на обороте титульного листа (второй странице).

Оглавление содержит перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста издания с указанием страниц, на которых размещается каждая из них.

В оглавлении может также быть дано указание на структурно обособленные иллюстративные материалы (графики, таблицы, диаграммы и т.д.), если они вынесены за пределы текста.

Оглавление целесообразно поместить в конце пособия, но оно может быть, при необходимости, помещено перед текстом.

 

Методическое пособие – включает обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения. Помимо теоретического материала, пособие может содержать планы, конспекты занятий, дидактический материал. Ярко выраженная практическая направленность, доступность. Предназначено в помощь педагогу в повседневной деятельности.

Структура:

1. Обложка, титульный лист.

2. Содержание работы.

3. Введение.

4. Основная часть (систематизированное изложение материала).

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения.

Учебно-методический комплекс (комплект) -совокупность учебно-программных, учебно-теоретических, учебно-практических и учебно-наглядных материалов, объединенных единством авторского замысла. Предназначается для качественного проведения всех видов занятий по определенной дисциплине.

 

Также существует следующая классификация методической продукции.

 

Классификация методической продукции:

информационно-методическая организационно-методическая учебно-методическая

+Прикладная методическая продукция (вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: