Лексический материал

Грамматический строй речи.

Задачи.

Словоизменение

& Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с количественными числительными.

& Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями.

& Упражнять детей в изменение существительных и прилагательных. 

& Упражнять детей в изменение глаголов по лицам.

Словообразование

& Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

& Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных.

& Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

& Упражнять детей в образовании однокоренных слов.

 

Говорим правильно

& Упражнять детей в умении детей правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении.

& Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании.

 

Предложение

& Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.

& Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что».

Подготовка к обучению грамоте

Задачи.

& Формировать умение детей определять количество слогов в слове.

 

Содержание.

Вид деятельности Задачи.
Речевая игра «Десять  съедобных грибов».   Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам.
Речевая игра «Наши грибы».   Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам.
Ситуация общения «Ягоды и грибы». Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам.
Речевая игра «Я, ты, он, она, изменяем мы слова – в лесу». Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам.
Речевая ситуация «Грибная пора». Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Поддерживать интерес детей к грибам.
Малоподвижная игра «Повеление Боровика». Помогать детям правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении. Поддерживать интерес к грибам.
Речевая игра «Ласковое слово слаще мёда». Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к грибам.
Ситуация общения «Родственные слова гриба». Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов, называть общую часть и обосновывать свой выбор. Развивать фонематический слух. Упражнять детей в образовании однокоренных слов. Поддерживать интерес детей к грибам.
Речевая ситуация «Маленькие слова  в лесу». Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам.
Речевая ситуация «Помогите торопыге». Поощрять желание детей вслушиваться в слова текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Поддерживать интерес детей к грибам.
Речевая игра «Ягоды и грибы, что лишнее?» Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к дарам леса.
Речевая ситуация «Поможем ёжику». Формировать умение детей определять количество слогов в слове. Поддерживать интерес детей к грибам.

 

Речевая игра «Десять съедобных грибов»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам.

Игровой материал: флажок.

Игра.  

Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.

Сто грибов в лесу найдём,

Обойдём полянку.

В кузовок мы не возьмём

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Ёлки и осинки

И хорошие грибы

Соберём в корзинки.

Н. Гладков

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, лес посещаем. Мы с вами играем в игру «Десять съедобных грибов».

Игровые правила:

Ø число со словами называй, флажок товарищу передай;

Ø счёт продолжай, следующее число называй;

Ø когда «десять съедобных грибов» посчитаем, наклон, грибы собираем.

 

— Дети, игру начинаем, съедобные грибы считаем.

Педагог начинает счёт: «Один съедобный гриб». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два съедобных гриба», и так далее до слов «Десять съедобных грибов». Всё дети вместе с педагогом наклоняются вниз, затем выпрямляются.

 Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

 

— Чудесно, дети! Съедобные грибы считали, числа не пропускали.

Памятка для педагога.

При существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа.

Речевая игра «Наши грибы»

(с детьми 6 – 7 лет).

(Индивидуально или подгруппа детей до 12 человек).

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.  

Шёл грибник издалека А в корзинке ни грибка! Ни единого грибочка – Только травка и листочки. Утомился грибничок И уселся на пенёк. — Ты скажи мне, лес, Ты с грибами или без? Поглядел на грибника Лес дремучий свысока. Покачался – скрип да скрип! – Показал под ёлкой гриб. — Я с грибами, – молвил лес, — А ты с глазами или без? Л. Мезинов.

— Дети, в игру играем, грибы собираем.

Игровые правила:

Ø Цветок даю, гриб назову.

Ø Съедобные грибы твой, мой, наши называй.

Ø Несъедобные грибы не твой, не мой, не наши называй.

Ø Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя гиб, дети составляют словосочетания с местоимениями. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

Боровик – … (твой боровик, мой боровик, наши боровики).

Волнушка – … (твоя волнушка, моя волнушка, наши волнушки).

Груздь – … (твой груздь, мой груздь, наши грузди).

Лисичка – … (твоя лисичка, моя лисичка, наши лисички).

Маслёнок – … (твой маслёнок, мой маслёнок, наши маслята).

Мухомор – … (не твой мухомор, не мой мухомор, не наши мухоморы).

Опёнок – … (твой опёнок, мой опёнок, наши опята).

Подберёзовик – … (твой подберёзовик, мой подберёзовик, наши подберёзовики).

Подосиновик – … (твой подосиновик, мой подосиновик, наши подосиновики).

Поганка – … (не твоя поганка, не моя поганка, не наши поганки).

Рыжик – … (твой рыжик, мой рыжик, наши рыжики).

Сыроежка – … (твоя сыроежка, моя сыроежка, наши сыроежки).

 

— Великолепно, дети! Съедобные грибы собрали, слова правильно изменяли.

Ситуация общения «Ягоды и грибы»

(с детьми 6 – 7 лет).

(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам.

Беседа.

Раз, два, три, четыре, Зайцы встали дружно в ряд. Раз, два, три, четыре, Зайцы пить и есть хотят. Раз, два, три, четыре, Их зайчиха поведёт, Раз, два, три, четыре, В замечательный поход. По полю, по полю, Где ягоды, как мёд. По лесу, по лесу, Где белый гриб растёт. По лугу, по лугу, Где травка зелена, И где вода из ручейка, Прохладна и вкусна. А. К. Гибадуллина

Дети, а вы любите грибы и ягоды, лесные дары? (ответы детей).

Расскажем о грибах и ягодах. Я предложение начинаю, вы его заканчиваете, словами «лесные грибы и ягоды». Но не забывайте, слова нужно изменять, по смыслу подбирать. Начинаем!

Дети отвечают поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко выговаривали окончания слов. При необходимости, повторяет фразу правильно, подчёркивая окончания.




double arrow
Сейчас читают про: