Грамматический строй речи.
Задачи.
Словоизменение
& Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с количественными числительными.
& Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями.
& Упражнять детей в изменение существительных и прилагательных.
& Упражнять детей в изменение глаголов по лицам.
Словообразование
& Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
& Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных.
& Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
& Упражнять детей в образовании однокоренных слов.
Говорим правильно
& Упражнять детей в умении детей правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении.
& Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании.
Предложение
& Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
& Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что».
Подготовка к обучению грамоте
Задачи.
& Формировать умение детей определять количество слогов в слове.
Содержание.
| Вид деятельности | Задачи. |
| Речевая игра «Десять съедобных грибов». | Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам. |
| Речевая игра «Наши грибы». | Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам. |
| Ситуация общения «Ягоды и грибы». | Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам. |
| Речевая игра «Я, ты, он, она, изменяем мы слова – в лесу». | Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам. |
| Речевая ситуация «Грибная пора». | Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Поддерживать интерес детей к грибам. |
| Малоподвижная игра «Повеление Боровика». | Помогать детям правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении. Поддерживать интерес к грибам. |
| Речевая игра «Ласковое слово слаще мёда». | Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к грибам. |
| Ситуация общения «Родственные слова гриба». | Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов, называть общую часть и обосновывать свой выбор. Развивать фонематический слух. Упражнять детей в образовании однокоренных слов. Поддерживать интерес детей к грибам. |
| Речевая ситуация «Маленькие слова в лесу». | Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам. |
| Речевая ситуация «Помогите торопыге». | Поощрять желание детей вслушиваться в слова текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Поддерживать интерес детей к грибам. |
| Речевая игра «Ягоды и грибы, что лишнее?» | Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к дарам леса. |
| Речевая ситуация «Поможем ёжику». | Формировать умение детей определять количество слогов в слове. Поддерживать интерес детей к грибам. |
Речевая игра «Десять съедобных грибов»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам.
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.
Сто грибов в лесу найдём,
Обойдём полянку.
В кузовок мы не возьмём
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Ёлки и осинки
И хорошие грибы
Соберём в корзинки.
Н. Гладков
— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, лес посещаем. Мы с вами играем в игру «Десять съедобных грибов».
Игровые правила:
Ø число со словами называй, флажок товарищу передай;
Ø счёт продолжай, следующее число называй;
Ø когда «десять съедобных грибов» посчитаем, наклон, грибы собираем.
— Дети, игру начинаем, съедобные грибы считаем.
Педагог начинает счёт: «Один съедобный гриб». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два съедобных гриба», и так далее до слов «Десять съедобных грибов». Всё дети вместе с педагогом наклоняются вниз, затем выпрямляются.
Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.
— Чудесно, дети! Съедобные грибы считали, числа не пропускали.
Памятка для педагога.
При существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа.
Речевая игра «Наши грибы»
(с детьми 6 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 12 человек).
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
| Шёл грибник издалека А в корзинке ни грибка! Ни единого грибочка – Только травка и листочки. Утомился грибничок И уселся на пенёк. — Ты скажи мне, лес, Ты с грибами или без? | Поглядел на грибника Лес дремучий свысока. Покачался – скрип да скрип! – Показал под ёлкой гриб. — Я с грибами, – молвил лес, — А ты с глазами или без? Л. Мезинов. |
— Дети, в игру играем, грибы собираем.
Игровые правила:
Ø Цветок даю, гриб назову.
Ø Съедобные грибы твой, мой, наши называй.
Ø Несъедобные грибы не твой, не мой, не наши называй.
Ø Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя гиб, дети составляют словосочетания с местоимениями. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
Боровик – … (твой боровик, мой боровик, наши боровики).
Волнушка – … (твоя волнушка, моя волнушка, наши волнушки).
Груздь – … (твой груздь, мой груздь, наши грузди).
Лисичка – … (твоя лисичка, моя лисичка, наши лисички).
Маслёнок – … (твой маслёнок, мой маслёнок, наши маслята).
Мухомор – … (не твой мухомор, не мой мухомор, не наши мухоморы).
Опёнок – … (твой опёнок, мой опёнок, наши опята).
Подберёзовик – … (твой подберёзовик, мой подберёзовик, наши подберёзовики).
Подосиновик – … (твой подосиновик, мой подосиновик, наши подосиновики).
Поганка – … (не твоя поганка, не моя поганка, не наши поганки).
Рыжик – … (твой рыжик, мой рыжик, наши рыжики).
Сыроежка – … (твоя сыроежка, моя сыроежка, наши сыроежки).
— Великолепно, дети! Съедобные грибы собрали, слова правильно изменяли.
Ситуация общения «Ягоды и грибы»
(с детьми 6 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).
Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам.
Беседа.
| Раз, два, три, четыре, Зайцы встали дружно в ряд. Раз, два, три, четыре, Зайцы пить и есть хотят. Раз, два, три, четыре, Их зайчиха поведёт, Раз, два, три, четыре, В замечательный поход. | По полю, по полю, Где ягоды, как мёд. По лесу, по лесу, Где белый гриб растёт. По лугу, по лугу, Где травка зелена, И где вода из ручейка, Прохладна и вкусна. А. К. Гибадуллина |
— Дети, а вы любите грибы и ягоды, лесные дары? (ответы детей).
— Расскажем о грибах и ягодах. Я предложение начинаю, вы его заканчиваете, словами «лесные грибы и ягоды». Но не забывайте, слова нужно изменять, по смыслу подбирать. Начинаем!
Дети отвечают поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко выговаривали окончания слов. При необходимости, повторяет фразу правильно, подчёркивая окончания.






