Большой лес, а маленький — … лесок, лесочек.
За городом растут хвойные — … леса.
Ягоды, которые растут в лесу какие? — … лесные.
Человек, который следит за лесом — … лесник, лесничий.
Сказочный старичок, который живёт в лесу — … лесовичок.
Небольшой молодой лес — … перелесок.
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Дети, слова: лесок, лесочек, леса, лесные, лесник, лесничий, лесовичок, перелесок – родные или не родные? (Ответы детей).
— Родственные слова одно слово объединяет, во всех словах проживает. Назовите, пожалуйста, главное слово, общее слово для этих слов. (Лес).
— Дети, назовите, пожалуйста, родственные слова к слову «гриб». (Ответы детей).
Педагог подсказывает те слова, которые не назвали дети.
Лексический материал.
Большой гриб, а маленький — … грибочек, грибок.
Один гриб, а много — … грибы.
Вместо корней у грибов — … грибница.
Человек, который собирает грибы — … грибник.
Суп из грибов — … грибной.
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Дети, новое задание предлагаю, внимание ваше проверяю. Слушайте, запоминайте, родственные слова выбирайте, а чужое слово пропускайте, за мной не повторяйте.
Лексический материал.
Лес — лесник — леска. (Лес – лесник).
Гриб — грибник — грипп. (Гриб – грибник).
Берёза — подберёзовик — борзая. (Берёза – подберёзовик).
Ягода – клюква – ягодный. (Ягода – ягодный).
Трава – дрова – травяной. (Трава – травяной).
Дети называют родственные слова, объясняют, почему пропустили третье слово.
— Потрясающе, дети! Родственные слова искали, многое узнали.
Речевая ситуация «Маленькие слова в лесу»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам.
Разговор.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия грибов. (Ответы детей).
— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Нам поможет маленькое слово под. Дети, назовите, пожалуйста, гриб и расскажите, где гриб в лесу, под чем спрятался гриб? (Ответы детей).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний. (Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной, боровик под сосной, рыжик под елью, опята под пеньком, маслята под листом…)
— Ягоды растут на чём-то. Маленькое слово на. Дети, назовите, пожалуйста, ягоду и расскажите, где ягода в лесу, на чём она растёт? (Ответы детей).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний. (Рябина на дереве, малина на кустарнике, брусника на кустарничке, клюва на болоте, земляника на поляне…)
— Отлично, дети! С маленькими словами играли, правильно слова сочетали.
Речевая ситуация «Помогите торопыге»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Поощрять желание детей вслушиваться в слова текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Поддерживать интерес детей к грибам.
Разговор.
— Дети, жил да был человечек – торопыга. Как начнёт рассказывать, все слова перепутает. Особенно маленькие слова его не слушались. Помогите человечку-торопыге составить рассказ правильно. Я читаю его рассказ, а вы ищете ошибку, и повторяете предложение правильно.
Педагог читает предложения, голосом выделяя предлоги. Желающие дети повторяют предложения правильно подбирая нужный предлог.