Лексический материал

Большой лес, а маленький — … лесок, лесочек.

За городом растут хвойные — … леса.

Ягоды, которые растут в лесу какие? — … лесные.

Человек, который следит за лесом — … лесник, лесничий.

Сказочный старичок, который живёт в лесу — … лесовичок.

Небольшой молодой лес — … перелесок.

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Дети, слова: лесок, лесочек, леса, лесные, лесник, лесничий, лесовичок, перелесок – родные или не родные? (Ответы детей).

— Родственные слова одно слово объединяет, во всех словах проживает. Назовите, пожалуйста, главное слово, общее слово для этих слов. (Лес).

 

— Дети, назовите, пожалуйста, родственные слова к слову «гриб». (Ответы детей).

Педагог подсказывает те слова, которые не назвали дети.

Лексический материал.

Большой гриб, а маленький — … грибочек, грибок.

Один гриб, а много — … грибы.

Вместо корней у грибов — … грибница.

Человек, который собирает грибы — … грибник.

Суп из грибов — … грибной.

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Дети, новое задание предлагаю, внимание ваше проверяю. Слушайте, запоминайте, родственные слова выбирайте, а чужое слово пропускайте, за мной не повторяйте.

Лексический материал.

Лес — лесник — леска. (Лес – лесник).

Гриб — грибник — грипп. (Гриб – грибник).

Берёза — подберёзовик — борзая. (Берёза – подберёзовик).

Ягода – клюква – ягодный. (Ягода – ягодный).

Трава – дрова – травяной. (Трава – травяной).

Дети называют родственные слова, объясняют, почему пропустили третье слово.

— Потрясающе, дети! Родственные слова искали, многое узнали.

 

 

Речевая ситуация «Маленькие слова в лесу»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам.

Разговор.

— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия грибов. (Ответы детей).

— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Нам поможет маленькое слово под. Дети, назовите, пожалуйста, гриб и расскажите, где гриб в лесу, под чем спрятался гриб? (Ответы детей).

Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний. (Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной, боровик под сосной, рыжик под елью, опята под пеньком, маслята под листом…)

— Ягоды растут на чём-то. Маленькое слово на. Дети, назовите, пожалуйста, ягоду и расскажите, где ягода в лесу, на чём она растёт? (Ответы детей).

Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний. (Рябина на дереве, малина на кустарнике, брусника на кустарничке, клюва на болоте, земляника на поляне…)

— Отлично, дети! С маленькими словами играли, правильно слова сочетали.

Речевая ситуация «Помогите торопыге»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Поощрять желание детей вслушиваться в слова текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Поддерживать интерес детей к грибам.

Разговор.  

— Дети, жил да был человечек – торопыга. Как начнёт рассказывать, все слова перепутает. Особенно маленькие слова его не слушались. Помогите человечку-торопыге составить рассказ правильно. Я читаю его рассказ, а вы ищете ошибку, и повторяете предложение правильно.

    Педагог читает предложения, голосом выделяя предлоги. Желающие дети повторяют предложения правильно подбирая нужный предлог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: